Сталинская математика...

Оригинал взят у egor_23 в Сталинская математика...

(Скачать учебники можно тут)


74 года существования СССР (с 1917 по 1991 г.) можно разделить на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по ряду экономических и политических признаков: 











1. Период «военного коммунизма» (1918–1921).
2. Период новой экономической политики, или НЭПа (1921–1928).
3. Период индустриализации и построения основ социализма (1928–1941).
4. Великая Отечественная война и послевоенное восстановление экономики (1941–1948).
5. Период мирного развития на базе сталинской модели экономики (1948–1956).
6. Первый период демонтажа сталинской модели экономики (период Хрущева: 1956–1964).
7. Второй период демонтажа сталинской модели экономики (период подготовки и проведения реформы Косыгина: 1964–1969).
8. Период Эпохи развитого социализма (1969–1985).
9. Период перестройки и активного разрушения остатков сталинской модели экономики (1985–1991).


























































































































Как Вы думаете для какого класса учебник? Для 4-го... еще раз-ДЛЯ 4-го (четвёртого) ссылка на учебник первого класса...


                  Признаки сталинской экономики


1) общенародная собственность на средства производства;
2) решающая роль государства в экономике;
3) использование кооперативной формы хозяйства и мелкотоварного производства в дополнение к государственным формам хозяйства;
4) централизованное управление;
5) директивное планирование;
6) единый народнохозяйственный комплекс;
7) мобилизационный характер;
8) максимальная самодостаточность (особенно в период, пока еще не появился социалистический лагерь);
9) ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели (стоимостные играют вспомогательную роль);
10) отказ от показателя прибыли как главного стоимостного показателя, ориентация на снижение себестоимости продукции;
11) периодическое снижение розничных цен;
12) ограниченный характер товарно-денежных отношений;
13) одноуровневая модель банковской системы и ограниченное количество банков;
14) двухконтурная система внутреннего денежного обращения (наличное и безналичное обращение);
15) ускоренное развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления);
16) особый приоритет развития оборонной промышленности как гарантии национальной безопасности страны;
17) государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия;
18) отказ от конкуренции, замена ее социалистическим соревнованием;
19) сочетание материальных и моральных стимулов труда;
20) недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных благ в руках отдельных граждан;
21) обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня, общественный характер присвоения, органичное сочетание личных и общественных интересов и т. д.


Суть советской модели (1928–1960 гг.) можно свести к следующим важнейшим признакам:


– общенародная собственность на средства производства;
– решающая роль государства в экономике;
– централизованное управление;
– директивное планирование;
– единый народнохозяйственный комплекс;
– мобилизационный характер;
– максимальная самодостаточность (особенно в период, пока еще не появился социалистический лагерь);
– ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели (стоимостные играют вспомогательную роль);
– ограниченный характер товарно-денежных отношений;
– ускоренное развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления);
– сочетание материальных и моральных стимулов труда;
– недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных благ в руках отдельных граждан;
– обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня, общественный характер присвоения и т. д.


































Из него:


1. Колхоз должен уплатить 600 руб. сельхозналога. Третью часть этих денег он внес досрочно. Сколько денег еще остается уплатить?
     2. От 6 кур получили в год 900 яиц. Сколько яиц можно получить от одной такой курицы?
     3. Сортировка в 5 час. отсортировала 800 кг зерна. Она будет работать еще 3 часа. Сколько еще зерна она отсортирует?
     5. Рабочий и его жена, получая одинаковую зарплату, заработали вместе 240 руб. Сколько заработал каждый из них?
     6. На фабрике было ударников-мужчин 285, а женщин 195. Четвертую часть всех ударников Первого Мая премировали. Сколько ударников премировали?
     7. За 3 дня на трактор выходит 180 кг керосина. Сколько керосина выйдет на трактор в шестидневку? в семидневку?
     8. Живой вес вола 550 кг. Вес мяса на 270 кг меньше живого веса, а вес сала в 7 раз меньше веса мяса. Сколько сала могут дать 2 пары таких волов?
     19. В районе 680 льномялок. Из них пятая часть требует починки. Сколько машин в исправности?
     20. У совхоза для тракторов было 930 кг керосина. Израсходовали 180 кг. На сколько часов работы хватит остального керосина, если тратить по 6 кг в час?
     21. Число 580 в 4 раза больше задуманного. Какое число задумали?
     23. Начерти такие прямоугольники. Пользуясь ими, раздели пополам и еще раз пополам числа: 300, 500 и 700.
     24. Раздели на 2 и на 4 равные части числа 900 и 1000.
     25. Начерти такие прямоугольники. Пользуясь ими, раздели на 2, на 4 и на 8 равных частей числа 200 и 1000. 










ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Основным моментом, отделяющим алгебру от арифметики, является введение в сознание учащихся относительных чисел. Вопрос о том, как именно относительные числа ввести в курс и как установить выполнение действий над ними, вызывал среди педагогов большие споры. Моя точка зрения на этот вопрос такова:
     Относительные числа, если проанализировать вопрос об их генезисе, вошли в математику или 1) как необходимое обобщение понятия о числе, имеющее целью придавать определенный смысл выражению а — b, каковы бы ни были а и b („чтобы вычитание оказалось всегда возможным") или 2) как обобщение понятия о числе, вызванное стремлением вылить в математические символы ряд фактов действительности, для каковой цели арифметические числа оказывались бы не совсем пригодными. Первая точка зрения, если развивать ее последовательно, должна привести к теории пар чисел (в обычной или, быть может, несколько замаскированной форме). Отвлеченность этой теории должна явиться источником больших затруднений для педагога. Поэтому в элементарном курсе алгебры от нее следует отказаться. Вторая точка зрения позволяет придать каждому действию над относительными числами определенный конкретный смысл, и, следовательно, более приемлема для педагога. Поэтому в настоящем курсе я провожу эту
     вторую точку зрения. Однако, имея в виду 1) то, что курс алгебры должен постепенно приучать учащихся переходить от конкретно-практического смысла какой-либо операции к формально-отвлеченному ее определению и 2) то, что построение методики обучения обратным действиям (вычитанию и делению) на конкретных фактах действительности оказывается для учащихся достаточно трудным, я в настоящем курсе вычитание и деление относительных чисел излагаю, исходя из их определений, как действий, обратных сложению и умножению......










5. Весной в младших классах школы было 358 учащихся, а в старших классах на 105 человек больше. Осенью в школу поступило еще 69 человек. Сколько всего учащихся было в школе к началу учебного года?
     6. Из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Когда один из них проехал 126 км, а другой на 37 км больше, между ними оставалось еще 157 км. На каком расстоянии находятся друг от друга города, из которых выехали эти автомобили?
     7. В одну банку вошло 350 г меда, а в другую на 185 г больше. Каков вес второй банки вместе с медом, если без меда она весит 375 г?
     8. Бригада рабочих починила участок дороги в 3 дня: в первый день починили 296 м, во второй день на 58 м больше, а в третий день остальные 265 м. Какова длина всего участка?
     14. За 588 руб. купили патефон и два фотоаппарата. Патефон стоит 264 руб., один из фотоаппаратов на 97 руб. дешевле патефона. Сколько стоит другой фотоаппарат?
     15. От Москвы до Ленинграда 650 км. Из этих городов навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них прошел 282 км, другой на 24 км меньше. Какое расстояние остается еще между поездами?
     16. Три физкультурника соревновались в прыжках с разбегу. У первого из них длина прыжка оказалась 305 см, у второго на 18 см меньше, чем у первого, а у третьего на 26 см меньше, чем у второго. Какой длины прыжок сделал третий физкультурник?
     17. С четырех участков земли получили 1000 кг картофеля: с первого из них 304 кг, со второго на 68 кг меньше, чем с первого, а с третьего на 49 кг меньше» чем со второго. Сколько картофеля получили с четвертого участка?
     26. Из школы в пионерлагерь выезжало в июне 47 пионеров, в июле 80 пионеров, в августе 43 пионера. Сколько пионеров выезжало летом в лагерь?
     27. В город отправили четыре грузовика с мукой. На одном из них было 38 мешков, на другом 35 мешков, на третьем 42 мешка и на четвертом 45 мешков. Сколько всего мешков муки отправили в город?
     28. С одной грядки сняли 47 кочанов капусты, с другой 48 кочанов, с третьей 53 кочана, с четвертой 52 кочана. Сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?


















7. В деревне сжали ячмень. На эту работу было израсходовано деревней 156 рабочих дней, а на вязку снопов и перевозку их на 53 дня меньше. Сколько всего дней было израсходовано на уборку урожая ячменя?
     8. На уборку овса деревня потратила всего 164 рабочих дня, на уборку картофеля — на 302 дня больше. Сколько деревня потратила на уборку овса и картофеля вместе?
     9. Шесть крестьянских хозяйств израсходовали во второй половине августа на полевые работы 102 рабочих дня, в первой половине сентября на 40 дней меньше, а во второй — 105 дней. Сколько всего дней было израсходовано хозяйствами на полевые работы за этот срок?
     10. Подростки деревни на уборке урожая в поле проработали 214 рабочих дней, женщины на 121 день больше, а мужчины на 60 дней больше подростков. Сколько всего рабочих дней было израсходовано на полевые работы?
     11. Вся деревня на работы по уборке урожая затратила вместе с лошадьми в августе 254 рабочих дня, а в сентябре на 42 дня меньше. Сколько всего рабочих дней отработали лошади за два месяца?
 
     СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА.
     29. Опытная станция по сельскому хозяйству на волостной выставке представила урожай ржи с трех одинаковых участков. Урожай ржи посева по позднему пару составлял 368 кг, посева по раннему пару — 442 кг и по черному пару — 512 кг. На сколько выше урожай с черного пара, чем с позднего и раннего в отдельности?
     30. На выставке была диаграмма урожайности. Из нее видно, что урожай участка при слабом удобрении дал 192 кг зерна и 387 кг соломы, а с участка такого же размера, но сильно удобренного, зерна было получено 382 кг, а соломы — 718 кг. На сколько усиленное количество удобрения увеличило урожай зерна и соломы?
     31. Один крестьянин показал на выставке диаграмму своего хозяйства. При трехполье он с одного участка (клина) собирал 175 мер
     овса; а с тех пор, как он перешел на четырехполье, он с этого же клина получает по 351 мере. На сколько больше дохода он стал получать от четырехполья, если мера овса стоит 1 рубль?


















ПРЕДИСЛОВИЕ
     Арифметика в школе не должна быть чем-то чуждым окружающей ученика жизни, быть чем-то посторонним его внеклассным впечатлениям и его детским интересам; вместе с тем уроки арифметики не должны быть оторванными и от прочих классных занятий в школе. Усилия составителей «Живого счета» были направлены к тому, чтобы содержание задач было по возможности более жизненно, близко детям и связано с прочими уроками. В этом заключается одно из непременных условий успешности обучения арифметике, ее развивающегося практического значения.
     Бытовые условия, среди которых растут ученики сельских школ, по местностям неодинаковы. Составители «Живого счета» имели в виду условия, главным образом, деревни центрального района; но и в этих условиях их задачник не предназначен служить таким сборником, который надлежало бы перерешать в классе из номера в номер, без всяких изменений в числах, в именах и названиях, без всяких дополнений; подобного универсального задачника и притом удовлетворяющего требованиям современной педагогической мысли; быть не может. «Живой счет» — лишь сборник примерных тем, последовательно построенных и Изложенных применительно к определенным условиям одной местности. Такой сборник арифметических примеров конкретного содержания облегчает каждому учителю возможность задавать ученикам действительно интересные, посильные и развивающие упражнения. Наилучше воспользуется им тот учитель, который значительную часть предложенных здесь задач будет видоизменять сообразно с условиями своей местности и школы, который, по примеру этих задач, будет сам составлять ученикам собственные задачи и собственные вариации задач. Отсюда для него будет естественен переход к привлечению и самих учащихся к активной работе над составлением задач; поэтому в «Живом счете» дано много материала для постепенной выработки у детей уменья разнообразить и даже строить самостоятельные задачи: подобная творческая работа является существенным элементом воспитывающего обучения.
     Для поддержания того же внутреннего интереса учащихся к арифметическим занятиям нами введены, на ряду с отдельными задачами, также группы задач, объединенных какой-либо общей темой. Не нарушая отделов и группировок задач по числовому материалу, такой подбор задач сообщает последним еще больше реального интереса, возбуждая и развивая в детях устойчивое внимание. С внешней стороны задачи, входящие в состав групп, выделены в первых двух частях задачника особыми черными линиями на полях. (СССР)
     Круг умственных интересов и фактических сведений не может быть одинаков у детей различных возрастов даже в пределах 8 — 12 лет. Годы и школьное обучение делают свое дело, раздвигая детский кругозор. Вот почему следует избегать однообразия в содержании материала задач для учащихся различных групп, отделений или классов...


1. Мироновы часто ездят в город продавать огурцы. В воскресенье они повезли 20 ыер огурцов да в прошлый раз они продали б мер. Сколько в оба раза Мироновы отвезли огурцов в город?
     2. Был в прошлый базар Миша Миронов с отцом в городе и видел там много фонарей: на одной улице насчитал он 22 штуки да на площади 7. Сколько всего фонарей насчитал Миша?
     3. В школу привезли новые парты, и учительница Марья Васильевна велела поставить 19 парт в одном классе и 10 парт в другом. Сколько парт привезли?
     4. Пчелиная матка кладет яички в ячейки. Из этих яичек выводятся сначала молодые матки, потом рабочие пчелы и затем трутни. Матки выводятся через 16 дней после клад- ,{ ки яичек, а рабочие пчелы 5 днями позже. Через сколько дней выводятся рабочие пчелы?
     5. Трутни выводятся позже, чем рабочие пчелы, на 3 дня. Высчитайте, через сколько дней после кладки яичек выходят из них трутни?
     6. Прибавьте число 6 к ответу на предыдущую задачу и вы узнаете, через сколько дней выводятся шмели?
     7. Дедушка Прокофий продал со своего пчельника 30 килограммов меду, а его сосед
     Архип на 12 кг. больше. Сколько кг. меду продал Архип?
     8. У дедушки Прокофия на пчельнике 12 ульев, а у Архипа на 8 ульев больше. Сколько ульев на обоих пчельниках?
     9. Сеня собрал в саду 22 спелых яблока и 13 еще зеленых. Сколько всего яблок собрал он?
     10. Дедушка Савелий подбирает в саду опавшие яблоки, режет их, вяжет на нитку и сушит. Сеня насчитал у него на дереве 21 вязку да в шалаше 16. Сколько вязок пасчитал он?
     11. Появилось в Ильинском множество мышей. Не мало вреда причинили они в тот год садам. У дедушки Савелия мыши обгрызли 18 яблонь и 11 груш. Сколько всего деревьев обгрызли мыши в его саду?
     12. «Принесите-ка, ребятки, глины из оврага. Будем обмазывать попорченные мышами яблоньки и груши», — сказал дедушка Савелий внукам. Сеня прпнес 20 кузовков глины, а Коля 19. Сколько всего кузовков глины принесли ребята? 


А ЭТО 1970...










5 КЛАСС
     Работа 1
     СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
     5, КР-1 В-1
     1. Решить задачу:
     В магазин привезли 3 т 250 кг сахара-песка, а рафинада — на 24 ц меньше, чем сахара-песка. Спустя неделю в магазине осталось рафинада 126 кг, а сахара-песка — на 6 ц 84 кг больше. Сколько продано за неделю того и другого сахара отдельно?
     2. Выполнить действия:
     (52 735 + 4020 + И 665) — (60 340 — 57 002) + 20604.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) пять миллионов семнадцать;
     б) два триллиона четыре миллиарда тридцать четыре тысячи восемнадцать.
     5, КР-1 В-2
     1. Решить задачу:
     Колхоз в первый день собрал 12 т 400 кг арбузов, а дынь — на 28 ц меньше, чем арбузов. Во второй день — дынь на 1 т 8 ц 40 кг, а арбузов — на 9 т 8 ц 60 кг больше, чем в первый день. Сколько дынь и сколько арбузов собрал колхоз за два дня?
     2. Выполнить действия:
     (42 731 + 18 004 — 57 207) — (16 020 — 15 931) + 79.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) семь миллиардов двадцать четыре;
     б) четырнадцать миллионов сто девять.
     1. Решить задачу:
     В магазин привезли 1425 м 7 дм ситца, а сатина — на 86 м 4 дм меньше, чем ситца. Спустя два дня в магазине осталось сатина 16 м 3 дм, а ситца — на 84 м 9 дм больше. Сколько ситца и сколько сатина продал магазин за два дня?
     2. Выполнить действия:
     (80 002 — 65 987) + (2136 — 1987) — (4801— 3888).
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) тридцать миллионов семь;
     б) семь триллионов двадцать четыре миллиарда восемь тысяч сорок два.
     1. Решить задачу:
     Мастерская в первый раз получила 489 м 8 дм шевиота, а сукна — на 227 м 3 дм больше, чем шевиота. Во второй раз получили сукна 586 м 7 дм, а шевиота — на 189 м 9 дм меньше. Сколько шевиота и сколько сукна получила мастерская за два раза?
     2. Выполнить действия:
     (12 380 + 906 — 10 799) — (8804 — 7389) — 184.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) сто девять миллионов шестьдесят четыре;
     б) тридцать три триллиона семьдесят семь миллионов сто девяносто.
     1. Решить задачу:
     Пионеры в колхозном саду в первый день собрали 4520 кг яблок первого сорта, а второго сорта — на 2 т 635 кг меньше, чем первого. За второй день собрали яблок второго сорта 3 т 18 кг, а первого сорта — на 1 т 6 ц 78 кг больше, чем второго. Сколько всего яблок собрали пионеры?
     2. Выполнить действия:
     (148 004 — 32 029 + 4861) — (18 002 — 17 998) + 240.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) восемьдесят три триллиона девяносто семь;
     б) сто четыре триллиона семьдесят миллиардов девяносто четыре.
     1. Решить задачу:
     Пионеры за первую неделю собрали 7 т 6 ц 48 кг металлолома, а макулатуры — на 58 ц 57 кг меньше, чем металлолома. За вторую неделю макулатуры собрали 6 ц 48 кг, а металлолома — на 48 ц 16 кг больше, чем макулатуры. Сколько металлолома и сколько макулатуры собрали пионеры за две недели?
     2. Выполнить действия:
     (5269 — 4887 + 1609) — (18 001 — 17 993) + 2009.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) сорок четыре миллиарда сто пять тысяч девять;
     б) пятьсот восемь миллионов десять тысяч четыре.
     1. Решить задачу:
     Пионерский отряд в первый день похода прошел 15 км 700 м, а во второй — на 2 км 400 м больше, чем в первый. В третий день прошел 14 км 200 м, а в четвертый — на 3 км 500 м меньше, чем во второй день. Сколько километров прошел отряд за 4 дня?
     2. Выполнить действия:
     (40 016 — 28 689 + 4205) — (32 000 — 31 987) + 1112.
     3* Записать цифрами следующие числа:
     а) девяносто семь триллионов двести, шесть миллионов семьсот четырнадцать;
     б) сто один миллиард сто девять тысяч девятьсот один.
     1. Решить задачу:
     В 1956 г. в СССР было выработано на душу населения 21 кг 700 г сахара, а в 1913 г.— на 12 кг меньше. В 1958 г. было выработано на 4 /сг 580 г больше, чем в 1956 г., а в 1970 г. будет выработано на 20 кг 990 г больше, чем в 1958 г. Сколько сахара приходилось на душу населения в 1913 г. и сколько будет выработано на душу населения в 1970 г.?
     2. Выполнить действия:
     (11 002 — 10 989 + 487) — (9001 — 8777) + 1012.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) триста девять миллиардов восемьсот один;
     б) двести семь триллионов сто один миллион шестьдесят четыре тысячи пятьсот два.
     1. Решить задачу:
     В первый час лыжник прошел 14 км 200 м, во второй — на 890 м меньше, чем в первый, в третий — на 1 км 700 м . больше, чем во второй, а в четвертый — на 300 м меньше, чем в первый. Какое расстояние прошел лыжник за 4 часа?
     2. Выполнить действия:
     (15 011 + 2898 — 16 977) + (11 008 — 10 789) + 404.
     8. Записать цифрами следующие числам
     а) сорок семь миллионов одна тысяча двадцать три;
     б) четыреста четыре миллиарда восемьдесят две тысячи четырнадцать.
     1. Решить задачу:
     Для пионерского лагеря в первый раз купили 1 ц 30 кг печенья и 1 ц 26 кг конфет. Во второй раз печенья купили на 89 кг больше, а конфет — на 87 кг меньше, чем в первый раз. Сколько печенья и сколько конфет купили для пионерского лагеря за два раза?
     2. Выполнить действия:
     (32 001 — 30 689) + (1092 — 999 + 11 067) + 806.
     3. Записать цифрами следующие числа:
     а) двадцать два миллиона сорок четыре;
     б) семь триллионов четыре миллиарда сорок семь тысяч семь.