1917 и ценности РПЦ

Оригинал взят у egor_23 в 1917 и ценности РПЦ

9 (22) января. 50-тысячная забастовка петроградских рабочих в честь годовщины Кровавого воскресенья.










5 (18) февраля. Для борьбы с беспорядками в столице образован Особый военный округ (командующий — генерал С. С. Хабалов).


14 (27) февраля. Численность бастующих питерских рабочих достигает 80 тыс. человек. Hа заседании IV Думы депутаты требуют отставки ряда министров царского правительства.


18 февраля (3 марта). Начало крупной забастовки на Путиловском заводе.


23 февраля (8 марта). Международный женский день. Массовые демонстрации в Петрограде с требованием обеспечения населения продовольствием. Фактическое начало революции.


24 февраля (9 марта). Первые столкновения демонстрантов с полицией.


25 февраля (10 марта). Всеобщая забастовка рабочих Петрограда. Отказ казаков открыть огонь по демонстрантам. Директива Николая II генералу Хабалову «прекратить беспорядки».


26 февраля (11 марта). Столкновения восставших с войсками. Гибель примерно 150 человек. Объявление перерыва в работе Думы.


27 февраля (12 марта). Восстание в Петрограде. Братание рабочих и солдат. Взятие восставшими арсенала, ряда общественных зданий, Зимнего дворца. Арест царских министров. Образование Петроградского Совета рабочих депутатов, к которому примыкают выборные представители солдат. Образование Временного комитета Государственной думы. Начало складывания двоевластия.


28 февраля (13 марта). Выход в свет первого номера «Известий Петроградского Совета рабочих депутатов».



1 (14) марта. Петроградский Совет издает Приказ № 1, в котором призывает создавать в воинских частях солдатские комитеты (что означает подконтрольность армии Советам).


2 (15) марта. Вместо Временного комитета Думы образуется Временное правительство во главе с Г. Львовым. Николай II подписывает акт об отречении от престола за себя и своего сына в пользу брата Михаила.


3 (16) марта. Михаил Александрович отказывается принять царскую власть и связывает перспективы России с созывом Учредительного собрания.


4 (17) марта. В Киеве образована Рада (Центральный Совет Украины) под руководством М. С. Грушевского.


5 (18) марта. Возобновлен выход в свет большевистской газеты «Правда».


6 (19) марта. Обнародована программа первоочередных мероприятий Временного правительства. В их числе: созыв Учредительного собрания, политическая амнистия, гарантии прав и свобод граждан, продолжение войны до победного конца.


7 — 12 (20 — 25) марта. Находящийся в Швейцарии Ленин пишет свои известные «Письма из далека», в которых предлагает Петроградскому Совету отказаться от поддержки Временного правительства и перейти к формированию условий для полного взятия власти в свои руки.


8 (21) марта. Арестована царская семья.


12 (25) марта. Отменена смертная казнь. В Петроград из ссылки возвращаются члены большевистского ЦК Сталин и Каменев.


17 (30) марта. Временное правительство признало право Польши на независимость.


20 матра — 3 апреля (11 — 16 апреля). I Всероссийская конференция Советов рабочих и солатских депутатов. Избрание ВЦИК (большинство в нем имеют меньшевики и эсеры).


3 (16) апреля. Приезд Ленина в Петроград.


4 (17) апреля. Выступление Ленина перед болыпевиками с «Апрельскими тезисами», в которых содержится задача подготовки условий для социалистической революции.


12 (25) апреля. Принятие закона о свободе собраний и объединений.


18 апреля (1 мая). Проведение антивоенной демонстрации в Петрограде, посвященной межународному празднику трудящихся.


20 — 21 апреля (3 — 4 мая). Кризис Временного правительства, вызванный нотой министра иностранных дел П. Н. Милюкова с подтверждением обязательств России перед союзниками о ведении войны до победного конца. Столкновения сторонников большевиков с националистами на улицах. Принятие большевиками решения о формировании отрядов Красной гвардии (вооруженных отрядов рабочих).


24 — 29 апреля (7 — 12 мая). VII Всероссийская конференция РСДРП(б). Поддержка политического курса Ленина на подготовку социалистической революции.


29 апреля (12 мая). Отставка военного министра А. И. Гучкова.


2 (15) мая. Отставка министра иностранных дел П. Н. Милюкова.


4 (17) мая. Возвращение в Россию Л. Д. Троцкого.


5 (18) мая. Образование нового состава Временного правительства (первого коалиционного) под председательством Г. Львова.


7 — 12 (20 — 25) мая. Всероссийская конференция меньшевиков.


25 мая — 4 июня (7 — 17 июня). Съезд партии социалистов-революционеров в Москве. Левое крыло партии представляет собственную платформу.


3 — 24 июня (16 июня — 7 июля). I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде (285 эсеров, 248 меньшевиков и105 большевиков из 822 делегатов). Поддержка идеи коалиционного правительства. Ленин выстудает с идеей полновластия большевистской партии.


10 (23) июня. Провозглашение независимости Украины.


18 июня (1 июля). В день начала наступления русской армии в Галиции Петросовет организует демонстрацию в поддержку Временного правительства. Она проходит тем не менее под большевистскими лозунгами.


2 (15) июля. Начало нового правительственного кризиса, вызванного отставкой министров-кадетов, несогласных с правительственным курсом в отношении Украины.


3 (16 — 17) июля. Массовые демонстрации в Петрограде против Временного правительства и поддерживающего его Совета (поводом к ним послужило неудавшееся наступление русских войск в Галиции). Большевики используют эти массовые выступления для укрепления своего влияния на массы. После разгона демонстрации начинаются преследования ее организаторов, в том числе и из большевистского руководства. Временное правительство объявляет Ленина, Зиновьева и других большевиков агентами Германии. Ленин переходит на нелегальное положение.


8 (21) июля. После отставки князя Г. Львова новый состав коалиционного правительства возглавляет А. Ф. Керенский.


18 (31) июля. Временное правительство распускает сейм Финляндии, заявивший о независимости своей страны от России.


24 июля (6 августа). Керенский объявляет о составе нового коалиционного правительства, большинство постов в котором заняли социалисты.


26 июля — 3 августа (8 — 16 августа). VI съезд большевистской партии в Петрограде. Провозглашение курса на вооруженное восстание12 — 15 (25 — 28) августа. В Москве проходит Государственное совещание (2500 участников, представляющих все слои населения России).


25 августа (7 сентября). Выступление генерала Л. Г. Корнилова, направившего на Петроград 3-й корпус генерала А. М. Крымоваи «дикую дивизию» в целях предотвращения возможного выступления большевиков. Генерал потребовал отставки министров-социалистов и ужесточения внутриполитического курса.


27 августа (9 сентября). Отставка министров-кадетов. Керенский отстраняет Корнилова от обязанностей главнокомандующего и объявляет изменником. Он обращается за поддержкой к Советам, которые направляют отряды Красной гвардии на отпор посланным в Петроград воинским частям.


30 августа (12 сентября). Керенский вступает в командование войсками. Попытка военного переворота окончательно предотвращена.


1 (14) сентября. Провозглашение республики и образование Керенским Директории из 4 членов, которая берет на себя управление страной впредь до создания нового правительства. Генерал Корнилов арестован.


6 — 15 (19 — 28) сентября. Собравшийся в Киеве съезд народов России требует создания демократического федеративного государства.


9 (22) сентября. Большевики берут под свой контроль Петроградский Совет. Председателем Совета становится Л. Д. Троцкий.


13 (26) сентября. Ленин обращается с письмами в ЦК партии большевиков, в которых призывает к немедленной организации вооруженного восстания.


14 — 22 сентября (27 сентября — 5 октября).


В Петрограде собирается Демократическое совещание, главной задачей которого является выработка принципов будущего правительства вплоть до созыва Учредительного собрания. Образование Предпарламента.


25 сентября (8 октября). Керенский формирует третье коалиционное правительство.


7 (20) октября. Открытие Предпарламента. Возвращение Ленина в Петроград.


10 (23) октября. Заседание ЦК РСДРП(б). Принимается резолюция о подготовке вооруженного восстания (против выступают лишь Каменев и Зиновьев).


12 (25) октября. Петроградский совет создает Военно-революционный комитет для обороны города от немцев. Большевики преобразуют его в штаб по подготовке вооруженного восстания.


16 (29) октября. Расширенное заседание ЦК РСДРП(б) одобряет резолюцию ЦК о восстании и поручает подготовку к нему ВРК.


18 (31) октября. Каменев выступает в газете «Новая жизнь» с публичным протестом против готовящегося восстания, которое он считает несвоевременным.


24 октября (5 ноября). Открытый разрыв Петроградского Совета с Временным правительством. Начало восстания: захват важнейших пунктов Петрограда красногвардейцами, солдатами и матросами. Отъезд Керенского за подкреплением.


25 октября (7 ноября). Восставшие контролируют практически весь Петроград, кроме Зимнего дворца. ВРК объявляет Временное правительство низложенным. В ночь на 26 октября восставшие занимают Зимний дворец. Тогда же открывает свои заседания II Всероссийский съезд Советов (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых эсеров). Меньшевики и правые эсеры в знак протеста против начавшегося захвата Зимнего уходят со съезда, облегчая тем самым большевикам принятие решений, утверждающих победу восставших.


26 октября (8 ноября). Начало вооруженного восстания в Москве.


3 (16) ноября. Создание Петроградской городской думой «Комитета спасения родины и революции».


Ночь с 26 на 27 октября (8 — 9 ноября). Заключительное заседание II съезда Советов. Принятие декретов о мире, о земле, об образовании Совета Народных Комиссаров (временного революционного правительства) во главе с Лениным.


27 — 30 октября (9 — 12 ноября). Неудачное наступление войск генерала Краснова (подготовленное Керенским) на Петроград.


28 октября (10 ноября). Ленин подписывает Декрет о печати, которым запрещает «контрреволюционные» издания, каковыми считаются все те, которые критикуют новую власть.


29 октября (11 ноября). Ультиматум Исполкома профсоюза железнодорожников (Викжель) с требованием образовать коалиционное социалистическое правительство.


1 (14) ноября. ЦК партии большевиков принимает резолюцию, означающую срыв переговоров с другими партиями об образовании коалиционного правительства.


2 (15) ноября. Принятие Декларации прав народов России, провозглашающей равенство и суверенность народов России и их право на свободное самоопределение вплоть до отделения.


4 (17) ноября. Уход в отставку с постов в правительстве и ЦК большевистской партии Каменева, Рыкова, Зиновьева в знак протеста против отказа Ленина и Троцкого сформировать коалиционное правительство.


8 (21) ноября. Вместо ушедшего в отставку Каменева новым председателем ВПИК становится Я. М. Свердлов.


10 — 25 ноября (23 ноября — 8 декабря). Чрезвычайный съезд крестьянских депутатов в Петрограде. Преобладают члены партии эсеров. Съезд утверждает Декрет о земле и делегирует 108 представителей в качестве членов ВЦИК.


12 (25) ноября. Начало выборов в Учредительное собрание (58% голосов отдано эсерам, 25% — большевикам, 13% — кадетам и другим либеральным партиям).


19 — 28 ноября (2 — 11 декабря). В Петрограде проходит I съезд левых эсеров, объединившихся в самостоятельную политическую партию, близкую по духу и политическим задачам большевикам.


24 ноября (7 декабря). Финляндия провозглашает независимость.


26 ноября — 10 декабря (9 — 23 декабря). II съезд Советов крестьянских депутатов в Петрограде. Преобладают левые эсеры, выступающие с поддержкой политики большевиков.


28 ноября (11 декабря). Декрет СНК об аресте руководства партии кадетов, обвиненных в подготовке гражданской войны.


Ноябрь. Организация первых контрреволюционных военных формирований на Юге России (в частности, Добровольческой армии генералов Алексеева и Корнилова).


2 (15) декабря. Решением большевистского руководства кадеты исключены из состава депутатов Учредительного собрания. Добровольческая армия вступает в Ростов.


7 (20) декабря. Создание ВЧК под председательством Ф. Э. Дзержинского.


9 (22) декабря. Большевики договариваются с левыми эсерами о вхождении их представителей в СНК.


18 (31) декабря. Совнарком заявляет о признании независимости Финляндии.










Экспроприации церковных ценностей красными широко смаковались на все лады как вопиющее преступление против русской культуры, поругание над православием. Кроме того, красным они понадобились для борьбы с голодом, а у белых это цивилизованная "добыча средств на ведение войны". Разница на лицо. 


В новороссиянской историографии принято описывать ужасы большевистской экспроприации, в том числе «святынь» – никонианских церквей. Но тотальный грабёж храмов первыми начали белогвардейцы. В итоге они вывезли десятки тонн награбленных драгметаллов и ценностей в Европу, на что и существовала их эмигрантская верхушка.  Экспроприация церковных ценностей началась в Советской России в 1921 году – на пике голода, когда новая власть сначала предложила РПЦ поделиться своими ценностями в пользу голодающего народа, и только не найдя отклика, принялась частично изымать из церквей ценности. Даже при всех натяжках с юридической точки зрения, но Советы обставляли экспроприацию церковных ценностей рамками закона. А вот их оппоненты – белогвардейцы – не утруждали себя такими мелочами, а предпочитали просто грабить церкви. В новой России об этом позорном факте не принято говорить, но правда есть правда – первыми грабить РПЦ начали враги Советов.
Самый вопиющий случай святотатства – это последствия похода генерала Мамонтова летом 1919 года в тыл красным в районе Воронежа. В последних числах июля между Таловой и Новохоперском была собрана конная группа под командованием Мамонтова из 7-8 тыс. сабель. Ей Деникиным была дана задача прорвать фронт красных и овладеть железнодорожным узлом – Козловым. Ввиду пассивности левого фланга направление было изменено на Воронеж. Задача была выполнена, и Мамонтов двинулся назад, переправился через Дон и соединился с корпусом генерала Шкуро. Этот рейд нанёс значительный урон красным. Мамонтовские войска уничтожали склады и запасы, взрывали мосты, распускали мобилизованных.
Но Мамонтов запомнился в этом рейде не хорошо проведённой тактической операцией, а крайней степенью грабежа. Его войско тащило всё, что можно.
Вот запись в белой газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года:
«Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей».
Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты».


Откуда взялись эти церковные ценности в обозе Мамонтова? Всё просто – он подчистую ограбил около 80 церквей. Бывший белогвардеец И.Лунченков уже в эмиграции писал о своём участии в этом рейде: «Главную часть этой добычи составляли церковные ризы, иконы, кресты, изъятые из «храмов божьих».


Этот «подарок Дону» стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским. Перехватив добычу ещё в Миллерово, Сидорин беззастенчиво начал выбирать самое ценное. Начавшийся раздор между атаманом и командиром окончился эвакуацией, чтобы затем ещё в более ожесточённой форме продолжаться за границей.
К мамонтовской «коллекции» Богаевский прибавил ещё одну «добавку» – разграбление белыми Старочеркасского и Новочеркасского соборов. Только одного золота Богаевский вынул из этих двух храмов 11 фунтов (около 5 кг). Вывоз награбленного церковного добра был поручен управляющему Новочеркасским отделением Госбанка А.А.Скворцову. По пути на Запад ценности подвергались неоднократному грабежу белыми. Под Екатеринодаром была взломана крыша вагона и взято несколько ящиков драгметаллов. За несколько дней до падения белых ценности прибыли в Новороссийск и были погружены на итальянский частный пароход «Чита-де-Венеция» торговой фирмы «Аслан Фреско и Сын» для отправки в Константинополь. За перевозку награбленных церковных ценностей (1178 пудов только одного серебра) белогвардейцы заплатили 145 пудов серебра».










Далее И.Лунченков описывает, как белые поступили с награбленным. «В 1922 году в Катарро прибыла группа американских миллионеров. Осмотрев ценности, они заявили, что в таком виде, боясь скандала и огласки, они их не купят – необходимо всё обратить в лом. Для крушения ценностей была приглашена офицерская молодёжь, всего около 40 человек. Ломались часы из драгметаллов (3 тыс. штук), траурные венки с гробниц исторических лиц, ризы с икон, вынимались камни, серебро дробилось в муку. Белые офицеры, разумеется, тащили с такой работы всё, что можно. Вмешалась югославская власть, были произведены обыски и найдена часть ценность на квартире работников. Дело пошло в суд. Белый офицер Богачёв сел на 8 месяцев в тюрьму, ещё несколько офицеров получили по 3-4 месяца тюрьмы. По итогам работы, которая длилась 2 месяца, были уложены 700 ящиков по 15 пудов каждый, т.е. больше 10 тыс. пудов (160 тонн). Под руководством вандалов погибли погибли исторические ценности России. Сдавали ценности американцам Сахаров и Гензель. От американцев были получены 50 млн. франков. Деньги переданы лично Врангелю»


Часть награбленных церковных ценностей, как уже говорилось выше, была украдена офицерами по пути. К примеру, белогвардеец Скворцов утащил около 30 кг серебра и 7 кг золота. Считается, что убит в Стамбуле экс-атаманом Богаевским. За полгода он и его приспешники умудрились спустить в попойках и оргиях 0,5 млн. рублей золотом. Богаевский нарисовал фальшивый вексель на 5 млн. руб., но был разоблачён и бежал из Стамбула в Болгарию. Там он себе назначил огромное жалованье – 25 тыс. левов в месяц. Для сравнения: министр болгарского правительства получал 3 тыс. левов в месяц. «Пройдись по парижским бульварам – писал князь В.Львов (22 сентября 1922 года), бывший обер-прокурор Святейшего синода при Временном правительстве, – и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности и разы, снятые с икон. Позор». Для учёта награбленного генералом Мамонтовым церковного имущества Деникиным была составлена специальная комиссия, которая без излишних прикрас называлась «Комиссия по реализации военной добычи».
К примеру, это одна из её описей: «Акт №142. Ст.Мариуполь, 22 октября 1919 года. Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович отправил в вагоне за №456.790 по накладной за №084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельскому следующее: 


Икон – 250т штук
Ящиков с церковным имуществом – 6 штук
Колоколов разной величины – 4
Некоторые части подсвечников».


В том же 1919 году никто из двух противоборствующих сторон – белых и красных – не знал, кто победит в этой схватке. Но, как кажется, белые всё прекрасно понимали относительно своих перспектив в СовДепии – тактически выиграть бой у красных было можно, стратегически битву – нельзя. Российские элиты это понимали, но приступили очень поздно к изъятию церковных ценностей – летом 1919-го. Но в Европе этот фокус не прошёл – ковры и обои остались бы в облезлых пенальных халупах, а дом даже среднего качества казался им недостижимой мечтой.
(Источник книга Андрей Георгиевич Купцов "МИФ о гонении церкви в СССР") 


























Николай Сомин (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 21 октября 2010 г.) "Что касается теоретических вопросов взаимодействия Церкви и государства, то тут, как мне думается, вопрос ясен. Не отделение Церкви от государства, а наоборот, симфония, тесный союз Церкви и государства – вот наш идеал, к которому мы должны стремиться.
Но вся проблема в том, что симфония возможна далеко не со всякой властью. И в этой связи перед нами стоит главный вопрос сегодняшнего дня: «можно ли строить симфонию с нынешней властью?». Я попытаюсь ответь на него с помощью аналогии. Хорошо известно, что в войну на оккупированных территориях немцы организовали функционирование тысяч православных храмов. Естественно это не могло совершиться без согласия батюшек, от которых естественно требовалась полная лояльность фашистам, которые тут же из шмайсеров расстреливали их односельчан. Как относиться к этим батюшкам? Мне думается, что несмотря на всю разноголосицу мнений, на Русской Народной Линии этому явлению все же была дана справедливо негативная оценка. 


Так вот, сейчас ситуация в чем-то аналогична. Нынешняя власть беззастенчиво встраивает Россию в новый мировой порядок, порядок явно антихристианский. Фашисты убивали только тело; нынешние же власти, помимо физической ликвидации русского народа, убивают его душу. Для чего уже используются не огнестрельное 9 мм. оружие, а все растлевающие средства современного мамонического социального строя А нашим батюшкам они фактически говорят: «да вы не волнуйтесь, мы оставим вам красивые храмы, золотые купола, оставим вам даже литургию на квасном хлебе и виноградном вине. А вот Россию мы заберем себе. Местных аборигенов мы изведем. Нагоним туда киргизов и китайцев, которые буду гораздо старательнее выкачивать на Запад нефть, чем русские алкаши. Если согласны, то мы дадим вам поучаствовать в распиле российской собственности, конечно, при условии полной лояльности». 


В этом смысле очень показательна дискуссия на РНЛ, происходящая сейчас между двумя батюшками. Протоирей Вячеслав Пушкарев говорит, что ныне у нас с властью сложились «позитивные и конструктивные взаимоотношения на основе взаимопомощи и взаимопонимания». А вот удивительно честный батюшка из архангельской епархии о. Евгений Соколов утверждает, что сейчас усилия властей направлены на тотальное вымывание из душ русских людей наиболее глубинных, фундаментальных понятий о нравственности, которые тысячелетиями прививало нашему народу православие. И это является самым массовым и самым подлым гонением на веру христианскую. Так возможна ли «симфония» с властью, которая уничтожает народ?
Я все же полагаю, что для русского православного человека есть две высших ценности: Церковь и Россия. И невозможно их взвешивать на весах, вычисляя. что важнее и чем, в случае чего можно пожертвовать. Нам нужна и Россия и Церковь, и любое решение вопроса, когда одно из этих двух отбрасывается, для нас абсолютно неприемлемо. Только так мы можем выстоять. Надо, чтобы наша Русская Православная Церковь говорила правду и горой стояла за русский народ. Тогда и народ встанет горой за Церковь.
Кстати, и проблема катехизации решится сама собой: храмы будут полны, причем – людьми высокого духа, готовыми постоять и за Россию, и за Веру Православную. Спаси Господи. 










Патриарх Кирилл на встрече со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации изрек следующее: "Если живой религиозный опыт станет достоянием военнослужащего, то, поверьте, такой человек будет способен на любой подвиг, потому что при религиозном образе жизни приоритеты выстраиваются сами собой. И самым важным приоритетом является страх Божий - страх не эмоциональный, не адреналиновый, а страх как нравственная категория, как система ценностей. Тогда человек понимает, что нельзя поступать против воли Божией, что предательство - смертный грех, уклонение от своих прямых обязанностей или нарушение присяги - смертный грех. И это понимание проникает до глубины человеческой души".
Таким образом, патриарх Кирилл в очередной раз не стал мудрствовать лукаво и прямо призвал отступить от нравственного принципа, который заповедали нам наши предки - не за страх, а за совесть. Для тех же, в ком голос совести будет пересиливать страх, патриарх самочинно придумал новый смертных грех. С этой поры за любое неповиновение (даже если в один прекрасный момент приказы будут исходить от НАТОвских генералов, которые пошлют русского солдата бомбить Сербию или Ливию) ждет неминуемая кара за совершение самого страшного греха. Иными словами, это наши деды-безбожники шли на смертный бой, чтобы защитить свою Родину, свой народ, свою родных - мать и отца, жену и детей. Но теперь, как выясняется, это категории второстепенные... 


слова русского философа Николая Бердяева: «Великая духовная задача, стоящая перед человеком, есть освобождение от страха, от рабьего страха перед могуществом и властью, от страха беспощадного суда... Страх есть всегда страх низшего и злого, и лишь по темноте сознания он может представляться страхом высшего. Страх правит миром. Власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе. И потому оно было построено на лжи, ибо страх порождает ложь. Есть боязнь, что правда уменьшит страх и помешает управлять людьми. Чистая правда могла бы привести к падению царств и цивилизаций. Поэтому и христианство приспособилось к страху. Периодически управление страхом приводит к тоталитарному строю и к террору. Во всякий авторитет входит элемент страха. И противоположна страху свобода. Истина о свободе скрывалась из страха. Произошло приспособление истины и обыденности из страха. Страх всегда закрывает истину, и истина приоткрывается, когда опыт пережитого страха доводит до его преодоления, до освобождения. Страх искажает сознание и мешает познавать истину. Человек стоит перед конфликтом страха и истины. Замученный человек боится истины, он думает, что правда его ранит. Бесстрашие перед истиной есть величайшее достижение духа. Героизм и есть бесстрашие перед истиной, перед истиной и смертью. 


Религиозная жизнь была искажена страхом, которым пользовались для поддержания злых и несправедливых порядков...»










Евгений Зубарев Вмешательство церковных чиновников в светскую жизнь граждан России становится нормой, а противодействие клерикализации страны теперь наказывается в уголовном порядке – с использованием популярной 282-й статьи УК РФ. Официальный представитель Русской православной церкви (РПЦ) Всеволод Чаплин почти ежедневно радует СМИ комментариями по сугубо светским поводам. Последнее его заявление касалось классической литературы. В интервью "Русской службе новостей" протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что романы "Лолита" Владимира Набокова и "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса стоит серьёзно изучить на наличие в них пропаганды педофилии. При этом Чаплин отметил: "Если нелегальна пропаганда экстремизма, если нелегальна пропаганда некоторых человеконенавистнических идеологий вроде нацистской, почему легально пропагандируется преступная практика контактов взрослых людей с детьми и подростками?".
Это не первое заявление церковного чиновника такого рода. Ранее Чаплин потребовал от россиянок перенять у кавказских женщин скромную манеру одеваться. Ответом на это стала резкая критика со стороны множества россиян, один из которых был наказан за эту критику в уголовном порядке: издатель газеты "Тридевятый регион" Борис Образцов был признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды (ч.1. ст.282 УК РФ) и приговорен к выплате 110 тыс. рублей штрафа Ленинградским районным судом Калининграда. Причем прокурор в этом процессе требовал реального лишения свободы для человека, который всего лишь высказал свое мнение о том, что религиозным деятелям не следует указывать всем гражданам России, как одеваться. Социолог Александр Мелихов так прокомментировал повышенную медийную активность РПЦ: "Педофилия – это серьезная проблема и совершенно очевидно, что публичные представители общественных организаций используют ее наличие для своих спекуляций. Вообще в мире нет ни одной моральной проблемы, которую бы не использовали в своих целях политики — и церковь здесь не исключение".
Подчеркнув, что педофилия – это абсолютное зло, социолог, тем не менее, удивился трактовкам Всеволода Чаплина. "Не надо быть литературным критиком, чтобы понять, что в "Лолите" Набоков не пропагандирует педофилию, а, напротив, талантливо показывает трагедию своих героев. В финале романа Гумберт умирает от сердечного приступа, находясь в тюрьме; Лолита умирает при родах мертвой девочки. Да и весь роман пронизан мучительными переживаниями и страхами Гумберта, который покупает любовь нимфетки ценой постоянных унижений и страха разоблачения. У нормального человека после прочтения этого романа остается тяжесть на сердце, а Чаплин говорит о том, что это пропаганда педофилии. Это очень странно", — отмечает ученый.
Пользователи Рунета высказываются более прямолинейно, вспоминая известный анекдот про похотливого больного, который на приеме у врача во всех предложенных картинках видит сексуальные сцены и требует от доктора прекратить пропаганду непристойностей. Впрочем, многие россияне идут дальше насмешек и задают прямой вопрос, который сегодня, вспоминая приговор Борису Образцову, становится задавать опасно для свободы или кошелька: а с какой стати церковь навязывает свою идеологию под видом общечеловеческой морали? Почему между религиозным фанатизмом и общественной нравственностью ставится знак равенства?
"Нельзя подменять мораль богобоязненностью. Нельзя выводить нравственные ориентиры из выдуманных божеств и религиозных сказок. Ориентиры, построенные на лжи, заведут в пропасть. Если мы хотим, чтобы в нашем обществе жить стало лучше и безопаснее, чтобы наша страна перестала отставать в развитии, то распространять нужно ни в коем случае не религию, а образование и ценности светского гуманизма. Но сегодня движение, похоже, идет в обратном направлении", — пишет доктор Новиков, один из тысяч россиян, вовлеченных сегодня в дискуссию о церковной цензуре в России.
Примечательно, что социологи опровергают распространяемое религиозными служителями мнение, что верующие граждане более законопослушны или более моральны, чем атеисты. Известный американский слоган, "Семья, которая молится вместе, остается вместе", оказался посрамлен – в религиозных семьях США уровень разводов значительно выше, чем у атеистов и агностиков. В российских тюрьмах, по данным ФСИН на 2007 год, к верующим себя относят 84,4% опрошенных, причем 76% считают себя православными. В американских тюрьмах почти 90% заключенных исповедуют одну из авраамических религий и их ответвлений, а вот атеистов там всего 0,209%. Из этих исследований родился анекдот, который очень ярко отражает отношение ученых к религии: "Когда я был маленьким, я молился о велосипеде… Потом я понял, что бог работает по-другому: я украл велосипед и стал молиться о прощении".
Несмотря на возражения значительной части россиян и прямое указание Конституции РФ на светский характер нашей страны, религиозные организации получили в России особый статус и бюджетную поддержку. При этом они освобождены от уплаты налогов и принципиально не раскрывают свои финансовые показатели, хотя та же РПЦ является крупнейшим в России собственником и торговцем. Неудивительно, что имея такую мощную поддержку, религиозные функционеры начали экспансию во все сферы светской жизни страны. Примеров, когда светские чиновники на местах выполняют прямые указания чиновников религиозных, в России полно – в Белгородской области или в Чечне это давно стало нормой.
Нежелание законодательной и судебной власти противодействовать клерикализации страны и, более того, судебные преследования граждан за критику религии и пропаганду атеизма не оставляют России шансов для возвращения к свободе слова. Судя по правоприменительной практике 282-й статьи УК РФ, уже через 10-15 лет никакие публичные дискуссии на эту тему даже среди специалистов будут невозможны. Что касается простых обывателей, то их жизнь в таком случае будет регламентироваться так, как это делается в Иране или Северной Корее. Возможно, обывателям это даже понравится – человек не скотина, ко всему привыкает.