марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Пятая религиоколонна на Кавказе, или Импярек нападает на Россию и Иран через традиционную веру...

https://mamlas.livejournal.com/2018/07/16/

Армению и Азербайджан раскачивают религиозным тараном
Выставляя в качестве «врагов» Россию и Иран / Сюжет «Религиозная ситуация в Армении»

Ситуация вокруг Армянской апостольской церкви и ее предводителя — католикоса Гарегина II вновь резко обострилась.

Гарегин II

Члены движения «Новая Армения, новый патриарх», требующие отставки католикоса, предприняли новые акции, выходящие за рамки правового поля.
------------------------------------------------
Как сообщают армянские издания со ссылкой на пресс-секретаря Гарегина II отца Ваграма Меликяна, представители «известной инициативы вновь попытались нарушить спокойствие и молитвенную атмосферу духовного центра всех армян провокационными действиями и оскорбительными выражениями в адрес католикоса и священнослужителей». Это было в пятницу, 13 июля, в Эчмиадзине. А на следующий день, передает «Спутник-Армения», католикосу преградили путь в монастырь Гндеванк. Предстоятель Армянской апостольской церкви был вынужден покинуть автомобиль в сопровождении сотрудников полиции. При этом «он не произнес ни слова. В это время члены инициативы «Новая Армения, новый патриарх», шли за ним по пятам и выкрикивали: «Гарегин уходи!». В какой-то момент чуть не дошло до рукоприкладства, так как протестующие не хотели пропускать патриарха». Комментируя происходящее, Меликян подчеркнул, что подобные действия подлежат осуждению и активисты движения должны быть наказаны по всей строгости закона. Однако в отношении последнего есть сомнения, что так случится.

Напомним, что представители движения «Новая Армения, новый патриарх» во главе с координатором Кареном Петросяном уже блокировали резиденцию католикоса. Это случилось в субботу, 6 июля. Как говорил тогда в интервью армянскому порталу Aysor.am Петросян, «это наша территория… Если мы не имеем права войти на эту территорию, пусть позовут полицию и подвергнут нас приводу». Однако правоохранительные органы повели себя двусмысленно. Судя по всему, понадобилось появиться в воскресенье, 7 июля, премьер-министру Армении Николу Пашиняну вместе с Гарегином II на заключительном мероприятии слета Всемирного молодежного союза Армянской апостольской церкви, чтобы спустя несколько дней Эмчиадзин очистили от протестующих. И в этом есть своя логика. Новое армянское руководство буквально ворвалось во власть на волне многолюдных демократических протестов. Оно оседлало ее, но проблема в том, что «революция» не заканчивается вдруг. Эйфорией перемен пытаются воспользоваться многие, желая насильственно навязать свою волю.

С одной стороны, нынешнее правительство не может «предать» идеалы народного движения, благодаря которому оно возглавило страну. С другой стороны, кабинету во главе с Пашиняном сегодня приходится действовать в ином алгоритме, чем когда они были в оппозиции. Пора наводить порядок в сложной религиозной сфере. И попытки устраниться под предлогом удаления государства от Церкви уже не срабатывают. В этой связи обращает на себя внимание заявление предводителя Греческой епархии Армянской апостольской церкви отца Хорена Аракеляна. Он отмечает, что армянский народ ранее продемонстрировал исключительный пример любви и толерантности, чем можно было гордиться за пределами исторической родины. И далее: «Мы были уверены, что строим новую Армению. Но сегодня, увы, мы в отчаянии. Новая Армения уже осталась в прошлом». По мнению отца Хорена, происходящее сейчас напоминает эпоху, характерную «исключительно для атеистической большевистской Армении», когда Церковь отвергали и преследовали.

Армянская апостольская церковь за 1700 лет своего существования так вросла в армянское общество и государственность, что вырвать ее оттуда просто невозможно. Поэтому нынешние насильственные действия в отношении Церкви несут за собой серьезные угрозы. В том числе и для новой власти. Публичные нападки на католикоса в условиях нерешительности тех, кто должен защищать порядок, дискредитируют феномен мирной «революции любви».

Заметим и другое. Одновременно с обострением вокруг Армянской апостольской церкви и Гарегина II резко возросла религиозная напряженность в соседнем Азербайджане. Произошедшее 3 июля покушение некоего Юниса Сафарова на главу исполнительной власти Гянджи Эльмара Велиева переросло в нечто большее. 10 июля в городе прошел митинг «группы из 150−200 человек радикальной религиозной направленности». При его разгоне погибло два офицера местной полиции. Оценивая обстановку, бакинский портал Day.az констатировал: «Гянджа — единственное место, где сильно влияние радикальных элементов, маскирующих, точнее, мимикрирующих под «истинных мусульман, продолжателей заветов святых» и «именно в этом городе действовала ячейка радикальных политизированных «истинных мусульман», управляемых извне».

Со своей стороны заметим, что политизация просматривается не только в гянджинском инциденте. Когда 6 июля члены движения «Новая Армения, новый патриарх» ворвались в резиденцию католикоса, они обвинили церковное руководство в том, что якобы те отпилили часть величайшей христианской святыни — копья Лонгина (Гегард) и передали одному из российских мэров в подарок. Эчмиадзин опроверг эти слухи и продемонстрировал копье. Но осадок от антироссийской составляющей остался. Что касается Азербайджана, то здесь некоторые отставные чиновники стали показывать пальцем на «экстремистов» в иранском руководстве, которые «пытаются дестабилизировать Азербайджан в течение длительного времени и провоцируют конфликт между шиитскими и суннитскими направлениями» ислама. Налицо две медийные атаки — на Москву и Тегеран. И, похоже, параллельные процессы в двух республиках, не ладящих между собой, где-то да пересекаются. В итоге перед Баку и Ереваном встают серьезные вызовы, которые, возможно, им придется отражать вместе, потому что неладно нынче в Закавказье и тревожно.
-----------


Судьбу католикоса Гарегина II пытаются решить на митинге
Поможет ли армянский народ своей Церкви? / Сюжет «Политическая жизнь Армении»

Резиденцию католикоса всех армян Гарегина II в Эчмиадзине сегодня, 6 июля, осадили протестующие. Ими стали члены движения «Новая Армения, новый патриарх» во главе с координатором инициативы Кареном Петросяном. Активисты заняли канцелярию главы Армянской апостольской церкви и отказываются ее покидать. Как заявил в интервью армянскому порталу Aysor.am Петросян, «это наша территория… Если мы не имеем права войти на эту территорию, пусть позовут полицию и подвергнут нас приводу». Протестующие требуют отставки Гарегина II. ©
Напряжение вокруг католикоса стало сгущаться после известных событий в Ереване, которые привели к смене светской власти. На волне народных выступлений пост премьер-министра занял Никол Пашинян. Некоторые горячие головы, вдохновленные примером, решили аналогичным образом сменить и власть духовную. Но существенная разница в том, что протест против Гарегина II является малочисленным и, насколько нам известно, у активистов движения «Новая Армения, новый патриарх» пока что нет поддержки среди епископата Армянской апостольской церкви.

Вместе с тем положение католикоса осложняют появившиеся обвинения в том, что Эмчиадзин распродал многие церковные сокровища. Ранее настоятель храма Сурб Гаяне иеромонах Корюн Аракелян во время митинга призвал провести проверку в сокровищнице и потребовал проведения в самые ближайшие сроки собрания епископата для обсуждения вопросов, поднятых членами движения «Новая Армения, новый патриарх». Сейчас эту тему продолжил Петросян, обвинив церковное руководство в том, что они будто бы отпилили часть копья Лонгина и передали его одному из российских мэров в подарок.

А это уже очень серьезно. Напомним, что копье Лонгина считается величайшей христианской святыней. По преданию, именно им римский сотник Лонгин окончил страдания на кресте Иисуса Христа. В Армении уверены, что именно в Эчмиадзине хранится оригинал копья (Гегард), а остальные несколько существующих в мире являются копиями. По преданиям, в середине I века апостол Фаддей привез его в Армению. Как думают христиане, тот, у кого в руках находится Гегард, и будет вершить судьбы мира. Армянский портал Tert.am сообщает, что занявшие канцелярию Эчмиадзина требуют от священнослужителей предъявить им копьё Лонгина и скандируют: «Гарегин, уходи!». В свою очередь пресс-секретарь католикоса отец Ваграм Меликян опровергает заявления о каких-либо манипуляциях с Гегардом.

Чем закончится противостояние, пока неизвестно. Светские власти отстранились от участия в этом деле. Во время ранее бывших митингов в Ереване, когда католикоса призывали оставить свой пост, новый премьер отметил, что Церковь отделена от государства, а глава правительства и само государство не должны вмешиваться в дела Церкви. Хотя когда в апреле этого года тогда еще лидер оппозиции Пашинян вел переговоры с действующей властью, Эчмиадзин в ряде случаев принимал участие в них в качестве посредника и призывал решить дело миром.

Сегодня Церковь предоставили самой себе в ситуации, когда ей нужна помощь. На стороне епископата каноны и многовековая традиция. Католикосов принято все же избирать национальным церковным советом, который отражает волю верующих Армянской апостольской церкви, а не на митингах. Тем более что эти протестующие пытаются политизировать ситуацию, называя Гарегина II чуть ли не «членом клана» бывшего премьер-министра Сержа Саргсяна. Сможет ли Эчмиадзин самостоятельно справиться с конфликтом? Сколько политиков и средств массовой информации рискнут выступить в его поддержку? Как рассказал в своем блоге отец Ваграм, активисты угрожают священнослужителям тем, что они «станут следующими».

В беседе с ИА REGNUM один из иерархов Армянской апостольской церкви назвал происходящие события «большой неопределенностью» и подчеркнул: «Я не знаю, чем все это может закончиться». На протяжении многих веков Церковь спасала армянский народ от растворения в массе захватчиков, сохраняла дух государственности. Неужели армянский народ и государство сейчас не помогут своей Церкви?
-----------------------------


Укротит ли Алиев грядущую «исламистскую революцию»?
Расследование теракта в Гяндже может преподнести серьезные сюрпризы / Сюжет «Главное об Азербайджане»

Удивительные события происходят в Азербайджане. К задержанному Юнису Сафарову, которого обвиняют в покушении на главу исполнительной власти Гянджи Эльмара Велиева и его телохранителя Гасыма Ашбазова подпустили корреспондента телеканала «Хазар», которому подозреваемый заявил, как подают азербайджанские СМИ: «Преступление у здания совершил я». Сафаров также дал понять, что «никакого насилия со стороны полицейских по отношению к нему не было», хотя на фотографии, сделанной в полиции, видно, что его избили до крови, он лежит скованным на полу в полиции. ©
------------------
Напомним, что 3 июля в 20:30 в Гяндже практически после того, как в результате аварии на Мингечаурской ТЭС прекратилась подача электричества в Азербайджане, было совершено покушение на Велиева. Совпадение? Мы обращаем внимание на это именно потому, что теракт против главы исполнительной власти совершен впервые. А расследование покушения находится под личным контролем президента Азербайджана Ильхама Алиева. Фактически расследование ведет главное следственное управление по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Азербайджана. Сообщается, что задержанный Сафаров вот уже год числился в розыске за нападение на сотрудника полиции. Он, оказывается, напал на сотрудника управления охраны Гянджи, нанес ему несколько ударов, похитил его табельное оружие и скрылся. Но главное в том, что Сафарова в правоохранительных органах характеризуют как человека, склонного к радикальному исламизму. Одна из главных версий причины покушения на главу Гянджи смещается в сторону исламистского следа.

Реально ли это? С одной стороны, азербайджанские эксперты утверждают, будто бы ислам не является политическим фактором в Азербайджане. С другой, они фиксируют факт усиления исламистских настроений в республике, что начинает сказываться на социальных и культурных векторах развития в обществе, появлении элементов экстремизма. И в этом нет ничего удивительного, так как Азербайджан при правлении Алиева-младшего позиционирует себя частью исламского мира и стимулирует процесс интеграции с этим миром. Иначе говоря, со времени декларации Баку независимости на смену так называемым советским ценностям пришли, как и ожидалось, исламские ценности. Причем этот процесс происходил и происходит изнутри. Плюс к тому, объявленная азербайджанскими властями стратегическим партнером Анкара стала сама исламизироваться, а соседний Тегеран является ведущим актором политического ислама в мире.

Спецслужбы Азербайджана уже давно зафиксировали рост активности транснациональных религиозных террористических организаций. Вспомним доклад американской компании Soufan Group, в котором указывается, что около 900 азербайджанских граждан вовлечены в ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Есть предупреждения, что в связи с поражением джихадистов в Ираке и в Сирии боевики могут вернуться домой. Но имеет ли все это отношение к задержанному в Гяндже Сафарову? Только следствие может выявить, был ли совершенный им теракт опытом дистанционных методов вербовки со стороны ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Ведь еще два-три года назад эта структура обнародовала карту с обозначением своих претензий. Азербайджан значился на ней в составе провинции Гогзаз.

Хотя не все так просто и очевидно. Бакинские издания сообщают, что Сафаров проходил боевую подготовку в Сирии, восемь месяцев жил в иранском городе Кум, его действия правоохранительными органами квалифицируются как «запланированный террористический акт». Но известно, что Тегеран является непримиримым противником ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), поэтому что-то одно — либо с покушавшимся на главу Гянджи связан «иранский след», либо он имеет отношение к той самой известной террористической организации. В любом случае для президента Алиева прозвучал «первый звонок». Да и Москве есть над чем задуматься, ведь проникновение террористических групп или отдельных лиц в Азербайджан несет угрозу дестабилизации российского Юга.
-------------
Чем вызван внезапный визит Эрдогана в Баку?
Азербайджан: от политического кризиса либерализма к усилению шиизма / Сюжет «Политическая жизнь Турции»

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сразу после инаугурации вопреки традиции и ранее анонсированным планам совершить первый зарубежный визит на Северный Кипр и только потом в Азербайджан, отправился с визитом в Баку. Если судить по внешним признакам, поездка носила срочный характер и была ограничена всего несколькими часами. Тем более что Эрдогану и его визави, азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву надлежало вскоре быть в Брюсселе на саммите НАТО. Поэтому сторонам было не до помпезности, после официального приветствия они провели встречу один на один. ©
------------------
Баку сейчас непросто. Недавняя авария на Мингечаурской ТЭЦ, когда страна пережила настоящий энергетический коллапс, показавший уязвимость Азербайджана, дала и другой эффект — стало вырываться наружу всегда существовавшее в стране внутреннее напряжение. В день, когда Эрдоган посещал Баку, в Гяндже прошел несанкционированный митинг в поддержку Юниса Сафарова, организовавшего покушение на главу исполнительной власти этого города Эльмара Велиева. При разгоне митинга погибло два офицера полиции. Ранее в Гяндже прошли массовые аресты по делу о покушении на Велиева. МВД, Генеральная прокуратура и Служба государственной безопасности Азербайджана считают, что нападение является «запланированным террористическим актом с целью захвата власти в городе», и усматривают в этих действиях стремление исламистов «установить в Азербайджане исламское государство, управляемое законами шариата». В этой ситуации перед следственными органами, которые первоначально склонялись не придавать этому «криминальному» событию религиозную окраску, стоит задача выяснить, состоит ли Сафаров в рядах ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или он связан с «политическим шиизмом».

Если последнее подтвердится, можно будет констатировать: эпицентр недавних кровавых столкновений в Нардаране (посёлок городского типа в Сабунчинском районе Баку, расположенный в 25 км к северу от столицы), известного как сосредоточение консервативного и преданного шиизму населения, где не раз происходили выступления местных шиитов и стычки с азербайджанской полицией с использованием оружия, начинает перемещаться на запад в сторону Гянджи — второго по численности населения города в республике. Добавим, что Гянджа имеет особенные исторические характеристики. В 1918 году она стала первый столицей Азербайджанской демократической республики, да и вообще всегда играла и играет большую роль в общественной, политической и экономической жизни страны. Не стоит забывать и о том, что именно гянджинец Суррет Гесейнов организовал в 1993 году военный переворот против тогдашнего президента Абульфаза Эльчибея, а потом фактически привел к власти Гейдара Алиева, которого же в 1994 году пытался свергнуть.

Правда, сейчас ситуация иная. Известный азербайджанский эксперт Эйнулла Фатуллаев пишет на страницах портала Haqqin.az о возрождении в республике политического шиизма с намеком на то, что его волны распространяются из Южного (иранского) Азербайджана, который «сыграл ключевую роль в формировании почти что общемировой идеологии политического шиизма». Что касается специфики процессов возрождения политического шиизма в Азербайджане, то его острие направлено не столько против азербайджанского варианта европейского постмодернистского развития, сколько против альянса шиитского Баку с суннитской Анкарой. «Спустя столетия Гянджа снова стала напоминать город, где раскрывший крылья политический ислам ищет победу», — констатирует Фатуллаев. По его словам, «впервые за 28 лет в Азербайджане-исламисты совершили теракт в отношении высокопоставленного чиновника», что обозначает «новый отсчет истории, точку невозврата и политического кризиса либерализма в стране».

Это серьезный и во многом неожиданный для Алиева и его сторонников разворот событий в республике, когда они оказались между «тюркским национализмом» и шиитской солидарностью». Вот почему заявление Эрдогана по итогам его визита в Баку на совместной пресс-конференции с Алиевым о том, что он продолжает в отношениях с Баку придерживаться формулы «одна нация — два государств», некоторые эксперты воспринимают как «турецкий керосин, подлитый в начинающий полыхать азербайджанский костер». Азербайджан начинает приобретать новый политический имидж, в котором обозначается очередной, но исторически обусловленный кавказский рубеж между шиитами и суннитами, который уже имеет место быть на всем Ближнем Востоке. Более того, как показывает конкретная политическая практика, репрессивная политика, используемая Баку против растущего шиизма, будет приносить обратный эффект, вести к нарастанию протестного движения против алиевского клана.

Так что Эрдогану и Алиеву было что обсуждать лицом к лицу. Как считает бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, для лидеров обеих стран сейчас главной проблемой становится обеспечение безопасности, остальное — дальнейшее расширение и углубление двусторонних отношений — переходит в категорию вторичного. Тем более что, отмечает турецкий политолог Ирфан Гюндуз, Эрдоган после победы на президентских выборах намерен «превратить тюркский и в целом исламский мир в мощный фактор влияния на глобальную политику». При этом Гюндуз констатирует, что Анкара и Баку «на пороге знаменательных шагов на пути развития». Что же, будем ждать, куда обоих президентов выведут эти «новые» пути-дороги.

Станислав Стремидловский / Станислав Тарасов
ИА «Regnum», 6-15 июля 2018
Tags: азербайджан, армения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments