марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Медицина для железнодорожников и строителей железных дорог: имперская и советская

https://trainfanat.livejournal.com/2018/07/22/
В теме "Эксплуатация народа в России: связь времён" бегло коснулись вопросов медицины, санитарного благополучия в Российской империи : "...За кадрами (постановочных снимков строительства железных дорог) остались: травматизм неквалифицированных крестьян, их болезни, антисанитарный быт..."

Говоря о доступности медицины в те годы, можно отметить, что в 1913 году общая сумма расходов на медицинскую часть составляла 147,2 млн. рублей. В итоге получалось, что на каждого жителя приходилось около 90 копеек в год. В отчете «О состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1913 год», говорилось, что в империи числилось 24 031 гражданских врачей, из которых 71% проживал в городах.

"Гони к доктору! Холоп!" -


Как вы считаете: выезжали ли из городов те врачи, на перегоны строящихся магистралей? Как часто? "Записки юного врача" у Булгакова читали? Там николашкина сельская медицина очень хорошо показана. На несколько деревень, в какой-то труднодоступной дыре, гнездился один врач, к которому нужно было приезжать самим за много вёрст. Если врач и выезжал к пациенту, то это происходило в очень редких случаях. На дорогу уходило много времени. В непогоду лучше вообще было никуда не ездить. И это описана европейская часть России. Как с рвачами было в азиатской, вдоль пространств строящегося "Транссиба"?

Вы хоть представляете, что такое производственный травматизм неквалифицированной рабочей силы на строительстве железной дороги ручным трудом? Там шпалой кого-то придавило, там кому-то топор в ногу отскочил, там рельсами кого-то прищемило, там кому-то забиваемый костыль в глаз отлетел. Рабочий люд калечился не хуже чем на войне. Всему этому сопутствовала лютая антисанитария. Получил открытую рану, пойди в барак перемотайся грязной тряпкой.

Если говорить о санитарной обстановке в царской России уместно рассмотреть условия проживания детей в те годы. Простая логика: всё лучшее - детям. Так было, есть и будет. Большинство семей, всё таки, вменяемые. Нормальные люди всегда заботятся о своём потомстве. И в Российской империи мамаши и папаши заботились о своих чадах, пытаясь максимально комфортно устроить их быт. Получалось?

Среди булкохрустов ходит радостный сказ про то, что в крестьянских семьях Российской империи дети рождались десятками. Рождаться то рождались, а что с ними дальше было? Об этом царебожники не говорят. Санитарные условия проживания очень сильно отражаются на растущем организме.

Настоящей бедой для страны в те годы был колоссальный уровень детской смертности. К примеру, в Московской губернии, дети-груднички составляли 45,4% общего числа умерших всех возрастов. А, по данным 1908-1910 годов, количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3/5 общего количества.
Эксперты того времени сходились на том, что одними из причин высокой детской смертности были беднота, тяжелая санитарная обстановка и полное отсутствие охраны труда работниц. К слову, именно смертность детей фабрично-заводских рабочих была одной из самых высоких в царской России.

«Русская смертность, в общем, типична для земледельческих и отсталых в санитарном, культурном и экономическом отношениях стран», - писал доктор медицинских наук, академик Сергей Новосельский в 1916 году.
Ученый считал, что Россия фактически заняла особое место среди аналогичных государств из-за «исключительной высоты смертности в детском возрасте и исключительно низкой смертности в старческом возрасте».
Следить за подобной статистикой в Российской империи официально начали лишь во времена Александра II, который подписал документ, регламентирующий эту сторону жизни общества.
За первые 15 лет ведения подобной статистики стала вырисовываться картина, что страна в огромном количестве теряет детей. На 1000 умерших больше половины – 649 человек – это были те, кто не достиг 15 лет; 156 человек – те, кто преодолел рубеж в 55 лет. То есть 805 человек из тысячи - это дети и старики.

Очередной постановочный лубочный снимок -

Нарядили, рассадили, расставили, заставили позировать. Милейшая наливайка!

Основоположник отечественной санитарной статистики Петр Куракин, проанализировав материалы переписи 1897 года и данные об умерших за 1896-1897 годы, посчитал, что средняя продолжительность жизни в Европейской России для женщин была немногим более 31 года, для мужчин – 29 лет. На территории Украины и Белоруссии эти цифры были чуть выше – 36 лет и 37 лет для женщин, а также 35 и 37 лет для мужчин.
В работе «Рождаемость и смертность в капиталистических государствах Европы» он заметил закономерность: на уровень смертности взрослого населения сказывалось развитие крупной фабрично-заводской промышленности.

Эпидемии!

Еще одним важным фактором, сказывающимся на низкой продолжительности жизни , были эпидемии, выкашивающие целые деревни. Один из организаторов санитарно-эпидемиологической службы, профессор Алексей Сысин писал, что в дореволюционные годы Россия являлась постоянной ареной эпидемических вспышек:
«Отсутствовало санитарное законодательство, чрезвычайно слабо была развита сеть необходимых лечебных и санитарных учреждений в стране; государство почти не участвовало в расходах для этой Цели. Как известно, дело борьбы с заразными болезнями было передано в руки местных органов-земств и городов; но никакой обязанности для последних не существовало. В особенно тяжелых условиях были окраины страны - Сибирь. Средняя Азия, Кавказ, Север; также были обычными очагами эпидемий и наши сельские местности».

Александр Блок, Фабрика, 1903 год:

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.


Нет, это не по секретным документам написано. Это всё написано на основании наблюдений в реальной жизни.

Как было сказано выше: "В особенно тяжелых условиях были окраины страны - Сибирь..."

Прежде чем "Транссиб" дал толчок развитию Сибири и Дальнего Востока, его нужно было построить. Даже в наше время огромные расстояния и просторы Сибири поражают путешествующих современным поездом. Люди устают ехать сутками. Как было при Николашке? Красавицы и юнкера, обливаясь шампанским, кружась в вальсе, "Транссиб" строили?

Шампанского! Всем шампанского!!! -


Елейная мироточащая статейка:

Один их самых амбициозных проектов Российской империи – самая длинная железная дорога в мире (по своей протяжённости почти в 4 раза превышала длиннейшую американскую дорогу). Прокладка Транссибирской магистрали (в дореволюционные времена её именовали Великим Сибирским путем) — это освоение "дикого Запада" по-русски. Точнее, "дикого Востока".
Главным препятствием к освоению Сибири и Дальнего Востока было отсутствие быстрой коммуникации с ними. В середине 19 века путь из российской столицы — Санкт-Петербурга — до самой восточной точки страны занимал несколько месяцев. Строительство железной дороги позволяло начать освоение огромных регионов к востоку от Урала, практически не населённых в то время.

Стоит отметить, что строительство такой дороги даже по нынешним временам выглядит амбициозно. Тысячи километров пути предполагалось проложить в неосвоенной местности, с достаточно сложным рельефом. Тайга, болота, озёра, вечная мерзлота мешали строителям, в некоторых случаях приходилось возводить мосты через реки шириной от 1 до 2,5 километра, что требовало огромного мастерства. На сложнейшем участке Кругобайкальской дороги пришлось пробить почти 40 ж/д туннелей и около сотни виадуков. Всё это приходилось делать в суровых климатических условиях. Несмотря на это, в среднем в год удавалось проложить 500—700 км пути, что было очень хорошим результатом.
Строительство требовало огромных сумм. На пике работ над прокладкой дороги трудилось около 90 тысяч работников одновременно. Большую их часть составляли вольнонаёмные рабочие, на отдельных участках также привлекались к работам каторжники и ссыльные, с условием сокращения им срока наказания (день работы за полтора дня срока), но они составляли меньшинство строителей (не более 5 тысяч).

Написано всё красиво, даже Мыколу с тачкой тиснули. Тайга, болота, озёра, вечная мерзлота, 90 тысяч работников... Возник такой вопрос: а сколько человек, из этих 90 тысяч работников, вернулось домой? Об этом не пишут.

Правду приходится выискивать между строк. Касательно Мурманской ЖД:

"Строительство продвигалось достаточно высокими темпами. Поначалу не было недостатка в вольнонаёмных рабочих, тем более что всем военнообязанным предоставлялась рассрочка. Однако работа в безлюдном крае, в жутких климатических условиях и неустроенность быта приводили к тому, что желавших добровольно ехать на стройку становилось всё меньше. Чтобы не сбавлять темпов строительства, властям пришлось привлекать к работам австрийских военнопленных, а также нанятых китайских рабочих. Чтобы сократить время строительства, через местные реки и речушки прокладывались деревянные железнодорожные мосты. Это решение планировалось как временное, на период войны..."

Мост из говна и палок! Царское наследие! Пользуемся по сей день! -

Недавно тут, в комментариях на счёт Мурманской ЖД, один графЪ распинался: "...понадобилась дорога в Мурманск - два года и она есть. Охренеть на самом деле. СССР бы ее в мирное время две пятилетки бы мучил..."

Про строительство Советским Союзом рокадных железных дорог, в Великую Отечественную войну, графЪ и не слышал. Например, про Волжскую рокаду. Немного меньше Мурманской ЖД, всего каких-то 978 километров. В феврали и марте 1942 года были проведены изыскательские работы. Первый поезд прошёл 7 августа 1942 года. Шах и мат от ватников. Никаких китайских рабочих не выписывали. Что до неустроенности быта строителей, то в войну было не сладко. Но советская медицина и советские военные врачи уже в разы лучше следили за здоровьем советских граждан.

Вспомним откуда взялись железнодорожные больницы. Они родом из Российской империи. Какими они были?

Пример из города Елец:

В апреле 1866 года комитет железных дорог при рассмотрении вопроса о возведении главнейших железнодорожных линий в стране принял решение проложить дорогу от Ельца на запад, до строившейся в то время Московско-Орловской железнодорожной линии.
Вначале августа 1868 года дорога была сдана в эксплуатацию, а 30 августа из Грязей пришел первый поезд в Елец.
Уже в 1917 году в Ельце имелась железнодорожная больница с тремя отделениями: хирургическим, терапевтическим и родильным на 75 коек. В ней работали 2 врача: заведующий больницей – врач-хирург, он же акушер-гинеколог и врач терапевт, он же ассистент на операциях.
Была также и амбулатория для железнодорожников.
В 1925 году в амбулатории на ст. Елец работали 4 врача: участковый терапевт, окулист, дерматовенеролог, зубной врач. Акушерка осуществляла гинекологический прием.
В медицинскую службу начала ХХ века входило три амбулатории, пять здравпунктов и два фельдшерско - акушерских пункта.
С 1932 года, когда было начато строительство магистрали Москва-Донбасс, амбулатория была преобразована в поликлинику. Появился детский прием. Были открыты туберкулезная больница, рентгеновский кабинет, зуботехническая лаборатория с четырьмя зубными врачами. В то же время появился первый санитарный автотранспорт.
Особое внимание уделялось лечебно-профилактическому обслуживанию железнодорожников на предприятиях. В 1931 году открылся первый здравпункт в локомотивном депо. В 1933 году в вагонном депо.

Чётко прослеживается именно советское развитие медицины для железнодорожников в отдельном случае. Может это исключение?

Барнаул:

В 1915г. на Барнаульском узле Томской железной дороги было открыто первое лечебно-профилактическое учреждение для обеспечения медицинской помощью железнодорожников и членов их семей. Это был стационар на 10 коек, располагающийся в ветхом деревянном одноэтажном здании и фельдшерский пункт в одной из комнат здания Локомотивного депо. Персонал больницы (стационара и фельдшерского пункта) состоял из 12 человек.
В 1924 году стационар был расширен до 50 коек и перемещен на территорию нынешней больницы на ул. 9-Алтайской (ул. Молодежная, 20), начала работу амбулатория, располагавшаяся в одноэтажном здании на территории вокзала станции Барнаул. Стационар состоял из терапевтического и хирургического отделений на 20 коек. В медучреждении работали квалифицированные врачи-энтузиасты: терапевт Н.С. Старцев, заведующий терапевтическим отделением Д.И. Дружинин, врачи А.Н. Балакина и Я.Ф. Чубатый, старшая операционная сестра Л.М. Козловская, врач-гинеколог Г.В. Поливанов.
Большинство медработников имели среднее образование. В 30-е годы пришли на работу специалисты с высшим медицинским образованием — врачи Баранова, Шляпникова, Черновицкая, Элисберг, Побединский. Знания, полученные в институтах, позволили им освоить новые методы ранней диагностики заболеваний, применять на практике новинки фармакологии. Появились новейшие медицинские аппараты, в том числе, ретгенодиагностический.
С 1953г. по 1964г. больницу возглавлял Аким Самойлович Бирман, кандидат медицинских наук, «Отличник здравоохранения», «Почетный железнодорожник». В 1954 году был введен в эксплуатацию трехэтажный типовой корпус, что позволило увеличить количество коек до 350.
В 50-е годы на базе железнодорожной больницы начали работать кафедры Алтайского мединститута. Больные стали получать квалифицированную помощь от ведущих специалистов края, а врачи больницы — повышать свой профессиональный уровень. Благодаря ленинградским докторам-ученым, прибывшим в Барнаул, алтайская медицина вступила в новую, эпохальную стадию своего развития.

Ростов:

24 апреля 1911 года больница «на 80 кроватей» открылась для приема больных. Это было самое совершенное лечебное заведение того времени не только в Ростове, но и на всей Владикавказской железной дороге. Больница состояла из главного двухэтажного здания общей площадью 294 кв. сажени (1 кв. сажень прибл. равна 4.55 кв. метра) с четырьмя верандами и одноэтажного «заразного павильона» для инфекционных больных площадью 71 кв. сажень.
Для доставки больных в стационар выделена карета «скорой помощи» с парой лошадей — в течение года она потребовалась 500 раз.

1920-тые:Перед здравоохранением встают неотложные задачи по снижению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, снижению травматизма и профессиональных болезней. Много внимания уделяется борьбе с малярией, туберкулезом, вензаболеваниями, детскими и другими инфекциями. Для решения этих задач в больнице были объединены лечебное и профилактическое направления.
1930-тые: Появилось направление диспансеризации, сотрудниками больницы проводилась плановая санитарно-просветительская работа по воспитанию навыков гигиены у железнодорожников и членов их семей, было организовано обучение рабочих элементарным приемам оказания само- и взаимопомощи. Одним из ключевых направлений в тот период являлась охрана здоровья матерей и детей — при больнице успешно функционировала детская железнодорожная поликлиника, была организована фельдшерско-акушерская школа.


И по всем железнодорожным больницам так.

Пример елейной лубочной статейки - "Больницы для рабочих в Российской Империи".(http://russkievesti.ru/novosti/istoriya/bolniczyi-dlya-rabochix-v-rossijskoj-imperii.html)
В ней кучка снимков с напомаженными мужиками. Тут тебе и со свадьбы фотка ... -

... и из мастерских снимок -

И в тексте информация:

23 июня 1912 года был принят закон Российской империи — "Об обеспечении рабочих на случай болезни". Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными.

Какие радетели! Хоть в 1912 году, после Первой русской революции, решились на такие блага для трудового люда. Напомню: революционный терроризм продолжался с 1901 по 1911 годы.

Справка: " По данным полиции, только с февраля 1905 г. по май 1906 года было убито: генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников — 8, вице-губернаторов и советников губернских правлений — 5, полицеймейстеров, уездных начальников и исправников — 21, жандармских офицеров — 8, генералов (строевых) — 4, офицеров (строевых) — 7, приставов и их помощников — 79, околоточных надзирателей — 125, городовых — 346, урядников — 57, стражников — 257, жандармских нижних чинов — 55, агентов охраны — 18, гражданских чинов — 85, духовных лиц — 12, сельских властей — 52, землевладельцев — 51, фабрикантов и старших служащих на фабриках — 54, банкиров и крупных торговцев — 29..."

Некоторые итоги революции:

сложились новые государственные органы — начало развития парламентаризма;
ограничение самодержавия;
введены демократические свободы, отмена цензуры, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;
буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;
улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9—10 часов;
отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;
ограничена власть земских начальников;
повышение заработной платы

Вот и появились подобные справочники, как итог революционных действий -

Но, с точки зрения царебожника, это Николашкина заслуга! Всё ночами не спал, компоты в рот себе не лил, и бутерброды маслом не мазал, думал про народ. И надумал ему улучшений.

О Русской революции 1905 года царебожники не говорят. Как и многом другом.

Marafonec. С сокращениями
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment