марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

“Мотивированная армия”? Нет - мотивированное общество!

https://waspono.livejournal.com/1252269.html/2018/09/01/
(перепостил alexcrim)
Та школьная программа, к которой мы привыкли, была придумана немецким просветителем Вильгельмом фон Гумбольдтом в 1810 году. Германия была только что завоевана и расчленена Наполеоном, военное сопротивление оказалось бесполезным, и в Прусском королевстве власти осознали необходимость основы для сопротивления народного.
[…]
В аграрной экономике политика считалась делом королей и аристократии, а народ был производительным активом.
[…]

А вот по мере того, как наука и промышленная революция меняли и мирный быт, и военное дело, оказалось, что без массового участия в политике, войне, промышленности обойтись никак нельзя. Когда мотивированная французская армия молотит налево и направо подневольные королевские — призадумаешься.
[…]
Прокрутим вперед на полвека. В 1866 году Пруссия разносит вдребезги Австрию в битве при Садове (да, нынешние члены Евросоюза отлично воевали друг с другом). Известный колумнист Оскар Пешель пишет: «Это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Читатели поняли его верно: прошедшие прусские гимназии солдаты шли в бой охотно и с чувством долга, а чешские полки лоскутной монархии старорежимного образца — из-под палки. Это чувство передал годы спустя Ярослав Гашек в «Швейке».
[…]
В 1920-х годах в школах СССР историю не преподавали. Троцкисткий дух ожидания мировой революции смотрел на прошлое с пренебрежением.
[…]
выгнанная история вернулась еще в 1934 году — по слухам, проект реформы готовил лично Сталин.
[…]
Ну а история зачем? А история затем, чтобы любить родину и народ и ненавидеть их врагов. А не упаси Боже, чтобы знать, как оно было.

Или, говоря ученым языком, история — важнейший конституирующий компонент национального мифа.
[…]
История «как оно было», безусловно, существует. В научных работах, архивных и полевых исследованиях. И выглядит результат совсем недраматично и непривлекательно.
Фундамент здания с кирпичами изготовления 1870-х годов. Документ, описывающий товарооборот порта и расходы на питание портового персонала. Динамика заболеваемости чумой в численных оценках. Черепа со следами тяжелых ранений без признаков выздоровления. И так далее.
Связные истории — «нарративы» — у историков сами собой появляются крайне редко. Как правило, необходимы интепретации, а интерпретации часто требуют делать предположения разной степени обоснованности.
[…]
Мирянин от академической истории уснет. Говорить об истории «это было так» или «это было иначе» можно только в контексте базовых фактов.
[…]
Интерес к истории как к нарративу со смыслом и целями никогда не был академическим. Тацит, провозгласивший, что будет писать «без гнева и пристрастия», составил многотомные аргументы в пользу «своей» правящей династии и коррупции династий предшествующих.
[…]
Иногда нарративы сильно переживают свою функциональность. История о кровавом безумце Иване Грозном была впервые рассказана в царствование царя Алексея Михайловича. Тогда смысл ее был всем ясен: у Романовых права на трон сомнительные, не царевичи, а зятья царские, на трон попали не по Божьему изволению, а многомятежному человеческому хотению (цитата — реальный личный наскок Грозного на выборного польского короля Стефана Батория в 1571 году). Но раз Рюриковичи выродились до полной утраты человеческого облика — значит, Бог на них прогневался? Значит, правильно династия сменилась?
Прошло 350 лет, а Грозный все считается грозным. Прилип нарратив! Его пытались поменять при Сталине — но и новый нарратив повернули в сторону оправдания современности, мол, правильно царь строптивым боярам устроил чистку силами верных опричных чекистов... В итоге сейчас историки с трудом объясняют, что в общем-то Иван Грозный был обычным раннесовременным европейским правителем своего времени, примерно так же себя вели и его коллеги в Швеции, Франции, Италии, Англии...
[…]
В США после прихода Трампа обиженные радикальные сторонники демократов объявили войну памятникам генералам южан Гражданской войны. Понятно, что генералы — всего лишь символ ненавистного президента, который тоже расист, потому что против нас не-расистов... Ирония судьбы в том, что Демократическая партия в 1865 году была на стороне не янки, а расистского Юга! Да и была на ней вплоть до 1970-х годов. История и тут используется как камень, которым кидают друг друга в день сегодняшний.
[…]
Человеку сложно жить без целей и смыслов.
[…]
И страны рисуют красками истории на холстах времени свои портреты. В Европе нет общеевропейской истории даже для совсем недавних событий. У каждой страны своя Вторая мировая. СССР у каждой постсоветской страны тоже свой.
[…]
Школьная история берется за все и все превращает в ... литературу. Это плохо? Не всегда.
История может будить вражду. «Они нас хороших все время обижали, мы им плохим поделом задали». Но может и примирять с прошлым и друг с другом. История говорит о конфликтах и драмах в прошедшем времени, тем самым превращая их в литературу. Живые люди прошлого становятся персонажами и освобождают живущих от бремени вражды.

Мы, молча говорит школьная история, родились позже этих событий. Мы в них не виноваты. Мы не обязаны упорствовать в древних распрях. Это все было не с нами.

28 августа 2018 года в краеведческом музее Якутска встретились потомки красного и белого командиров, между которыми шло последнее жестокое и кровавое сражение Гражданской войны — «Ледяная осада в Амге». Прошлое стало прошлым, потомки могут позировать на фото обнявшись — делить больше нечего.

Школьная история: зачем нужны герои и злодеи

Юрий Аммосов о том, чем является история для общества
https://www.gazeta.ru/comments/2018/08/30_a_11933767.shtml

Хорошо начал, а в конце съехал к вариации конструктивистской теории этнообразования (по сути-то вот что вышло: «напишем новый учебник и все дагомейцы станут французами заморского департамента, или таитянцы, или кайенцы, или ещё какие гдетотамцы).
Однако и примордиалистские теории (этнообразования же) нельзя назвать совсем уж почвы не имеющими. Как раз пример с дагомейцами - подтверждением:) . Они н е с т а н о в я т с я французами даже после французской школы. Того более: во втором-третьем поколении они иногда выходят бОльшие дагомейцы, чем в первом :). Что объяснимо: первому поколению не до корней - выбиться бы из палаток для беженцев. А следующие (не всегда конечно) какой-никакой достаток унаследуют = время для того, чтобы «корни» вспомнить и найти, появляется.
Мы и у себя нечто похожее проходили. Крестьянам, сорванным с родных деревень в рабочие бараки да коммуналки, почти удалось вбить в головы (предварительно физически истребив или оттерев на дальнюю обочину общества «кулацких» поэтов), что лучше Мандельштама с Безыменским во всём свете не сыскать. Да только потянулись люди всё равно - к СВОЕМУ. Только дух перевели от целины с кукурузой - и потянулись … К Есенину. И новые нашлись. Абрамов, Белов, Распутин, Куняев, Проханов, Шаркунов …
Дело в том, что передача социального (и этнического) опыта идёт по многим каналам. Из них школьные учебники - канал важный, но не единственный. Ещё и «бабушка рассказывала», и «в деревне, откуда родители родом, погостил», и т.д.
Всё не своё, в ы м у ч е н н о е, не от жизни, а «по книжкам», всё равно проиграет (у Чуковского про это сильно - в «Двух душах Горького») = уйдёт.

Есть и ещё сторона. «Введение единомыслия посредством учебников» всегда чревато искушением: учить «быдло» по одним учебникам, а своё потомство - по другим. Из свежайшего (но, ох как, не единственного) примера - семейство Порошенко, которого некоторые упорно называют Вальцманом (а время на проверку тратить лень :)). Уж как скакало в вышиванках, как лопотало чегой-то «на мове» :). Но дочек отправило учиться - в Лондон :) . Вот такой у них щирый-прещирый «украинский» национализм вышел. Д р у г и х мотивировать. Других, но не себя. Рано или поздно это обнаружат и «общеобразовательные» школьники :) . А уж дальше всё быстро будет …

«Мотивированная армия» - это замечательно. И над мотивацией неустанно трудится тоже … целая армия. «Дежурных по стране». По каждой стране - разных, но удивительно прытко п е р е б е г а ю щ и х (переодеваясь на бегу из френча в толстовку, а из неё в вышиванку и т.п.) по мере необходимости. Почти как форварды между футбольными клубами :) - вслед за динамикой гонораров.

А вот с «мотивацией общества» у них как-то не задаётся. Нет, задурить голову на какое-то время (иногда и большое) удаётся. Но всё равно «дочки в Лондоне» вылезают наружу :).
Тогда самая размотивированная армия начинает о с м а т р и в а т ь с я: а кто, собственно, в самоназначенные «мотиваторы» повылезал? И в каких, собственно, видах «мотивируют»? Так ли уж «делить больше нечего»? Или - есть чего да только шествиями с национального цвета хоругвями (гомерических размеров) поприкрыто?

Tags: Патриотизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments