марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Бывшая Одесса. Бывшие одесситы.

https://ru-polit.livejournal.com/15855053.html/перепостил alexandr3

Доброго времени суток, друзья мои. Сегодняшний текст я не назвал бы статьёй или даже заметкой. Это, скорее, реплика. Реакция на увиденное и услышанное. На то, что имело предысторию. И на то, к чему всё пришло вполне справедливо и закономерно. И нет – у меня нет радости по поводу того, о чём я хочу сейчас сказать. Впрочем… Всё заслужено. Всё правильно.

Чуть больше года назад, в кафе на главной площади Донецка, я пил чай со своим другом Игорем Сиваком - замечательным одесским автором и исполнителем песен. Человеком невероятно талантливым, на которого не обращает внимания официоз современной России, но весьма популярным среди тех, кто за эту Россию по той или иной причине взял оружие в руки. И, разумеется, живёт он сейчас не в Одессе. В своё время он чудом избежал страшной смерти на Куликовом поле, был вынужден несколько месяцев скрываться и, в итоге, покинул родной город, переехав в большую Россию. Он тогда приехал на Донбасс для того, чтобы провести несколько бесплатных выступлений перед бойцами, стоящими на линии фронта.

Уже не в первый раз, да и не в последний. Помню, меня тогда почему-то потрясла одна его фраза: он сказал, что никогда не вернётся в Одессу. Не потому, что у него не будет такой возможности – в победу, не смотря ни на что, он крепко верит, как и все мы. Он просто не хочет. Не смотря на то, что родной город он, как истинный одессит, очень любит. И на мой вопрос, почему так, он сказал, что уже не сможет жить «рядом с этими» - теми, что прогнулись под бандеровцев. Причём, прогнулись отнюдь не по идейным соображениям, а просто для того, чтобы сладко спать и вкусно жрать. Теми, кто радостно продал всё, чем его учили гордиться, что его учили уважать – всё то, чем являлась Одесса. И мой друг абсолютно не сомневается в том, что, когда всё снова изменится, эти граждане снова «переобуются на лету» и начнут рассуждать о том, как они вынуждены были притворяться, делать вид, что они за нацистов, говорить о том, что «героям слава». И, быть может, многие из них при этом не слукавят. Всё так. Но жить рядом с ними он больше не сможет. Смотреть в их лица. Дышать с ними одним воздухом. Ходить по одной земле. И я его прекрасно понимаю. То, что он ощущает. Пусть, наверное, я и не смогу объяснить это экзистенциальное отвращение людям со стороны. Но я, всё же, смею надеяться, что читающие меня понимают, о чём я говорю.

Но это было год назад. А пару дней назад мне скинули ссылку на одну короткую заметку. И тоже про Одессу. Суть заметки была в том, что коренные одесситы сейчас просто побежали из города. Они переезжают. Они просто уезжают. Они покидают родной город целыми домами. Медленно. Но неумолимо. Так, как гражданское население покидает прифронтовой Донецк. С той лишь разницей, что на Одессу не падают снаряды и линия фронта, отделяющая жизнь от смерти, не проходит в трёх километрах от городской черты. Как это, довольно образно и, по-одесски, смачно было описано: «Так не бежали даже евреи при коммунистах» (с). Вызвано это тем, что, после известных кровавых событий, Одессу наводнили выходцы с западной Украины. Которые ведут себя в городе хуже оккупантов, делая жизнь тех самых коренных одесситов невыносимой.
Вот что по этому поводу говорит один из пишущих одесситов, которого цитируют в заметке: «Одесса за последние годы превратилась из третьего города Империи в хуторок в степи. Город занимается исключительно обслуживанием туристов с Западной Украины, которые только пьют, мусорят и справляют нужду прямо в море. Мы теперь южный Трускавец, захудалый курорт для украинской голытьбы» (с).

Замечательная картина, не так ли? Если отряхнуть с неё оценочные суждения комментатора к «понаехавшим» (которых никогда и никто не любит), то говорит она о том, что город, два столетия бывший жемчужиной в нашей короне, промышленным, культурным и экономическим центром, стремительно деградирует и, откровенно говоря, умирает. Пока это незаметно. Но уже, к сожалению, очевидно. И я безгранично посочувствовал бы тому, что прочитал, если бы не одно «НО» - личность того, кого процитировали в тексте. Того, кто как раз и сокрушается о тяжкой доле Одессы. Потому, что я прекрасно знаю этого человека. Знаю уже более 10 лет. И это тоже мой хороший друг. Но, к сожалению, уже бывший. Он тоже литератор и публицист. Когда-то, за много лет до войны, мы относились с ним к одной контркультурной литературной тусовке. Потом, после того, как началась Русская Весна, произошла кровавая бойня в Одессе и разразилась война на Донбассе, он активно поддержал русское движение, уехал в Россию, писал пламенные тексты, призывающие освободить его родной город… А потом вдруг взял и предал всё это. Вернулся в Одессу и принялся активно лить грязь на Донбасс и тех, кто взялся за оружие. Сейчас, правда, уже перестал, но мы же помним. Чем именно он купил своё возвращение, какой выкуп отдал СБУ и почему теперь ни один бандеровский активист даже не пытается с него спросить за прошлое – об этом я рассуждать не буду. Просто потому, что не знаю таких подробностей, а в подобных вещах надо чётко отвечать за свои слова – за каждое из них.

Впрочем, пусть он сам за себя пояснит. Вот, что мой бывший товарищ тогда написал: «Одессе надо сосредоточить усилия на борьбу за то, дабы и донетчане и галичане не смогли в будущем приходить в наш дом со своим уставом… Одесситы, на Донбассе идет не наша война! Интересов нашего города там нет совершенно! Абстрагируйтесь от происходящего на востоке и веря в теорию малых дел лучше сосредоточьтесь на чём-то полезном для нашей Одессы! Садите цветы на клумбах во дворах, наводите порядок в подъездах, рисуйте морские пейзажи, но только не забивайте себе голову разборками донетчан и галичан, я вас умоляю!» (с)А резюмирует всё это в следующем посте: «Я одессит. Я не хочу воевать ни за «едыну крайину», ни за «русский мир». Я хочу денег и пить вино в тени где-нибудь у моря» (с). (https://www.politnavigator.net/skandalnye-otkroveniya-odesskogo-pisatelya-na-donbasse-ne-nasha-vojjna-a-doneck-odesse-chuzhojj-kak-i-lvov.html). Собственно, это и есть мотивация всего того, что было сказано выше. Я сейчас об этом говорю не для того, чтобы его осуждать. Нет. Ни в коем случае. Это его выбор. На который он имел полное право. Он сам его сделал и с этим выбором теперь жить ему, а не мне. Его слова – всего лишь иллюстрация того, С КЕМ ИМЕННО больше не хочет жить рядом Игорь Сивак. А, быть может, и не он один.

Но то, что я сейчас процитировал, было сказано больше двух лет назад. А что сегодня? А сегодня именно то, о чём мне скинули заметку: Одесса, не захотевшая отстаивать себя, Одесса, захотевшая «денег и пить вино в тени где-нибудь у моря», теперь просто умирает. Тихо и бесславно. Не приняв бой, она мирным путём получает, в перспективе, результат куда худший, чем растерзанный Донбасс. Потому, что Донбасс воспрянет. Донбассу есть, чем гордиться. Донбасс жестоко, запредельно серьёзно травмирован. Говорю это с полным пониманием того, что с ним произошло в итоге. Но Донбасс остался Донбассом. А Одесса? А вот с ней всё иначе. Очень сильно иначе.

И речь здесь не о политике, не об экономике и даже не о культуре. Речь о метафизике. Именно с этой точки зрения Одессе, увы, скорее всего конец. Ведь после продажи души всё остальное перестаёт иметь значение. Продавший душу становится вещью. Фактически, он уже мёртв. И именно от этого мёртвого духа, а не от понаехавших «рагулей», из Одессы бегут люди. А ведь город – это именно люди. Чем станет Одесса без своих людей? Сохранит ли она свой неповторимый колорит, покорявший целые поколения русских людей и покоряющий до сих пор очень многих. Тот шарм, перед которым приклоняли голову и вечно недовольный гордец Киев, и блистательная красавица Москва, и холодный по-имперски высокомерный франт Санкт-Петербург. И лишь только её степной названный брат Ростов-на-Дону всегда оставался к её очарованию равнодушен: ведь он, как и она – мир в себе. Сохранится ли уникальная одесская культурная среда? Сохранится ли известная на весь мир одесская деловая сметка, навеянная эпохой «порто-франко» и уникальным смешением русской, греческой, еврейской и десятков других кровей? Сохранится ли не менее уникальный одессыкий юмор? Одесский говор? Одесская атмосфера? Всё, что делает Одессу самой собой и без чего она – не Одесса вовсе?

Нет.

Потому, что без людей нечему будет сохраняться. А замещение населения, происходящее сейчас, исключает саму возможность такого сохранения. На место одесситов, решивших отсидеться в сторонке с бокалом вина, заезжает другое население. С несопоставимым уровнем культурного развития. И несопоставимого качества.

Жёстко звучит? Да, жёстко. А что делать. Или хотите сказать, что это неправда?

И одесситы становятся бывшими. Причём, слово «бывший» относится отнюдь не к Игорю Сиваку. Как раз он останется одесситом навеки. Даже если не доживёт до освобождения родного города. А вот те, кто остался и вернулся – именно они и есть самые «бывшие» из всех. Ведь есть же на свете такие парадоксальные словосочетания, как «живой труп», к примеру. И к ним, даже не продавшим душу, а отдавшим её даром, в полной мере относится эти парадокс. К бывшим одесситам.

Живущим в бывшей Одессе.

Жаль. Очень жаль. Но, увы – это действительно по заслугам.

(с) Павел Раста (позывной «Шекспир»).
Tags: Перевертыши
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment