Путин идет ва-банк – сделав ставку на восстановление нашего авиапрома

https://publizist.ru/blogs/108984/27664/2018/10/28/

Опубликовал Валерий Мироненко

Путин подписал указ о передаче 92,31% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), находящихся в федеральной собственности, госкорпорации «Ростех». Это – событие в российской экономике. Чуть ли не вызов ее прежней дряхлой сущности.

В ОАК, главное объединение в авиастроительном кластере РФ, входят холдинг «Вертолеты России» и еще ряд подобных структур. Численность персонала этого объединения теперь увеличится до 293 тыс. человек и превысит суммарное количество работников Airbus и Boeing вместе взятых.

Но при этом ни по финансовым показателям, ни по производительности труда укрупненная структура и близко не сравнится с мировыми лидерами отрасли. Ее суммарная выручка должна будет вырасти более чем в полтора раза – до 17,7 млрд. долларов. Но это все равно в четыре-пять раз меньше, чем у грандов мирового авиастроения.

Еще хуже обстоит там с производительностью труда. Сейчас у нашей авиастроительной корпорации она составляет примерно 71 тыс. долларов на человека, тогда как у Boeing – 663 тыс. долларов, а у Airbus – 577 тыс. долларов.

Но главная проблема наших авиастроителей – это гигантские производственные мощности, несоразмерные с количеством выпускаемых самолетов. Общая площадь заводов ОАК превышает 40 млн. кв. метров. Это больше, чем у всех ведущих авиастроительных компаний мира вместе взятых.

Например у Boeing около 10 млн. кв. м. производственных площадей, а у Airbus – порядка 15 млн. И это при том, что американцы и европейцы ежегодно делают примерно по 800 самолетов всех типов, а мы не производим и полутора сотен.

Ясно, что обширные площади требуют чрезмерных расходов на содержание. Их избыток у ОАК сложился исторически: многие российские авиазаводы до сих пор организованы по принципу натурального хозяйства. То есть они, помимо прочего, имеют литейные и кузнечные производства, сами выпускают инструмент и оснастку. На эти так называемые низшие переделы продукции приходится более трети всех производственных площадей ОАК, а на занятых там сотрудников тратится до 40% всего фонда оплаты труда. При этом ни на одном из наших авиазаводов до сих пор нет полноценного конвейера для выпуска финальной продукции.

Еще в отличие от грандов мирового авиастроения мы очень мало инвестируем в техническое перевооружение своих производств. Если затраты Airbus на эти цели составляют примерно 3,5 млрд. долларов в год, то у ОАК этот показатель в семь раз меньше – менее 500 млн. долларов.

И теперь решением всех этих вопросов должен будет заняться «Ростех» во главе с «патриотическим олигархом» Сергеем Чемезовым. Ему предстоит не только провести реформу своего укрупненного авиационного актива, но и повысить там производительность труда.

«Необходимо исключить дублирование функций, оптимально загрузить мощности, выстроить технологическую, производственную, закупочную кооперацию между производителями авиатехники и комплектующих», – так обозначили в «Ростехе» первоочередные задачи нового руководителя ОАК.

Во-первых, в новых российских самолетах должна резко вырасти доля комплектующих отечественного производства. Это позволит эффективнее использовать производственные мощности авиационного кластера «Ростеха», сократить издержки, а возможно, и снизить цену на финальную продукцию. А, во-вторых, можно ожидать резкого роста инвестиций в техническое перевооружение заводов, а также в автоматизацию производственных процессов.

«Ростех» уже выразил готовность выделить 50 млрд. рублей до 2025 года на программу создания нового среднемагистрального самолета МС-21. Непосредственно в этот проект предстоит вложить еще как минимум 279 млрд. рублей.

А значит, госкорпорации придется где-то изыскать недостающие средства и более эффективно расходовать уже имеющиеся. Часть средств «Ростех» сможет сэкономить, проведя оптимизацию своих структур…

Но это все – не главное. Судя по всему, Путин путем самого великого за все его правление авиапроекта решил дать «последний и решительный» бой нашей издыхающей на глазах экономике. Получится – это станет почище Крымского моста и даже присоединения Крыма.

Ведь авиапром – самая наглядная потеря «российского капитализма», которой тычут ему в глаза все оппоненты нынешнего режима. И Путин как бы пошел ва-банк: если он сможет восстановить эту отрасль, он восстановит и свой ныне падающий рейтинг. А нет… Но он, похоже, твердо настроился в этом авиапроекте на «да».

Ну что ж, время покажет. Восстановить в промышленном объеме выпуск наших самолетов – это, конечно, будет почище всех речей о попадании нас в глупый нетрудовой рай…

По материалам Алексей Хазбиев
Сейчас главная заковыка - как быть с частными инвесторами, которые есть и в ОАК и в ВР.