марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Борис Григорьев. В чем «русская идея» – в возврате к белогвардейщине или к СССР?

https://publizist.ru/blogs/108265/27982/2018/11/18/

Граждане в суете и не заметили, что нашей гражданской войне стукнул век. И три десятка лет – с той поры, когда весомо, грубо, зримо в моду у нас вошла белогвардейщина.
Конечно, почва была неплохо унавожена – прежде всего советским (ирония судьбы!) кинематографом. Начало этому было положено еще в 1930-е годы (чего стоит сцена психической атаки в «Чапаеве»!), а продолжение последовало в 60-е, 70-е и 80-е.
Белые в советском кино являли собой образ обаятельного зла – и именно ему, а не тоскливой праведности положительных героев стремилось подражать юношество. Породистые лица, аристократический прищур, мундиры с иголочки – такой набор в свое время едва не сделал иконами стиля даже эсэсовцев из «Семнадцати мгновений».

Киношные белые были хоть и заблудшими, но русскими (то, что самые яркие образы беляков создали не вполне русские по крови Дворжецкий, Высоцкий, Кайдановский – никого не смущало). Мало того! С начала хрущевской оттепели среди этих белых стало появляться все больше патриотов, любивших Россию с таким надрывом, что слезы вышибало не то что у наивной молодежи – у членов партии.

Вполне закономерно, что именно эти кинематографические белые заняли места наших кумиров в разгар перестройки. Комиссары в пыльных шлемах, все более ходульные, однообразно причесанные недалеким агитпропом – уже растратили кредит доверия. Нужна была альтернатива. И в настоящем, и в прошлом.

Этот запрос почуял своим волчьим нюхом шоу-бизнес и выплюнул на эстраду тонны «белой музыки» – от тальковского пафоса до кабацкого шансона. Как грибы после чернобыльского дождя пошли плодиться предтечи нынешних реконструкторов прошлого, смаковавшие генеральские мундиры и отретушированные фото Колчака, Деникина и Каппеля.

Это выглядело балаганом, но этот балаган в гротескной форме отражал серьезные сдвиги в общественном сознании. Это можно было использовать при желании и умении для слома надоевшей, как старая жена, советской власти в пользу молодой для нас и экзотической западной любовницы.



Во всех так называемых «национальных» республиках СССР переход от коммунизма к капитализму, а порой и к феодализму – освящали образы Славного прошлого. По большей части придуманного – но потому тем более привлекательного.

Взамен обанкротившегося советского Светлого будущего людям предложили новый яркий ориентир – потерянный рай, в который не только нужно, но и можно вернуться на новом историческом витке.

Этот образ очень помог многим пережить шоковую терапию, приватизацию и прочие эксцессы смутного времени. Азиаты, вернувшись к их халатам и чалмам, к праву разбивать лбы о пол на национальных молитвах и намазах – вообще с восторгом встретили их «новое рабство». Возможность быть свободным мусульманином и нелегальным гастарбайтером затмила для них призрачные ценности советских ВУЗов, где заставляли кланяться идеям интернационализма.

Исключением из этого «победоносного шествия национализма» стала одна Россия.

Казалось, тем, кто взялся в ней за разболтанный штурвал в 1991-м, сам бог велел нарисовать на плакатах свой потерянный рай. «Россию, которую мы потеряли» вообще – и Белое дело в частности, записав себя в наследники и продолжатели этого дела. Попытаться оформить моду на золотые погоны в массовое движение «Переиграем гражданскую». Не факт, что обязательно бы получилось – но получиться вполне могло.

Можно назвать много причин, почему в РФ даже не попытались это делать. Но одна очевидна – Белое дело имело отчетливый национальный привкус. Белые с гордым вызовом называли себя русскими, воевали за неделимую Россию, плакали по России потерянной. Противопоставляли свой национальный патриотизм интернационализму большевиков.

Но в России оказалась особенная элита, в корне отличная от элит всех отпавших от нас под флагом национализма 14-и республик. Эта российская элита была пропитана ненавистью к «великорусскому шовинизму» и «русопятству». Люди, оказавшиеся у нас во власти в 1991-м, даже слово «русский» воспринимали почти как неприличное.

И эта элита сочла, что достаточной заменой советской идеологии станут для нас два кратких лозунга: «Обогащайтесь!» и «Выкручивайтесь!» Но это в качестве жизненного идеала большинству русских понравилось мало – и в голодные 90-е толкало их на протест.

При ожирении 2000-х вообще все идейные поползновения на радостях смешались в «русском доме». Но при нынешнем обнищании многие опять потянулись к русской национальной идее, выраженной у нас в паре известных еще ранее посылах: «Россия для русских!» и «Хватит кормить Кавказ!»



Хорошо это или плохо?

Для России, думаю – отвратительно. И не только потому что она многонациональная страна, хоть и с хребтом из русских.

Наш русский дух, начиная с Петра Великого и даже с Ивана Грозного – впитывание, а не отталкивание прочих научных, технических и национальных идей. Большой стране может помочь только большое плавание, включающее усвоение всех мировых прогрессивных завоеваний – и разумный компромисс со своими национальными меньшинствами. Так все большие страны сроду и живут.

Жить на молитвенных, как у иных мусульман, коленях, при этом промышляя то рабством на более продвинутой территории, то ее шантажом с угрозой терроризма – могут только «малые народы». «Большому народу» побираться не у кого и шантажировать некого – разве только нападать на соседей с целью их ограбить, что сегодня вообще исключено.

Особенность белого движения, как-то подзабытая в красивых фильмах, рисовавших беляков эдакими заблудшими «сынами Родины» – в том, что оно вошло в сговор с тем «черным Западом», который и сегодня хочет унасекомить нас. Колчак и Каппель в погоне за их национальным бесом готовы были ради своей победы сдать Россию с потрохами ее западным врагам…

И вот в итоге всей этой белогвардейской и национальной свистопляски, помогшей нам избавиться от СССР, теперь образ потерянного рая рисуется нам, как ранее в песенном «поручике Голицине» – в сказочном СССР.

Такой сытый, уютный и безмятежный островок в мировом океане, к которому было бы здорово обратно выплыть.

И уже аляповатые герои советских фильмов в немодных пиджаках вроде гениально сыгранных Ефремовым, Баталовым, Смоктуновским и другими – пленяют нас почище всех баронов Врангелей и прочей вышедшей в тираж белой аристократии…

Однако никакого возврата к романтическому прошлому для нас не может быть. Таджикские рабы, стоящие сейчас на трассах в поиске работы, как ранее стояли там девчата из Украины и Молдовы – все-таки не наш путь.

А наш – долбить дорогу в будущее, с естественной оглядкой на все нещадно пройденное ранее. Не умножить ошибки прошлого – но пытаться их исправлять. Вроде бы – все ясно и просто. Но сколько же безумцев, именующих себя патриотами России, хотят затянуть нас в воронку уже отработанного старья: от упертой белой и национальной идеи – до столь же упертой красной…
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/108265/27982/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments