марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Про пиратство и справедливую оплату авторам

https://vamoisej.livejournal.com/

DjSens
  прочитал недавно на АШ хорошую статью про феномен "Цифрового пиратства" - https://aftershock.news/?q=node/701336, хочу добавить ещё несколько мыслей про пиратство и справедливую оплату авторам:
Возьмём две деревни (по 100 жителей в каждой) - в одной жители 4 месяца пишут программу (у них есть компутеры), в другой жители 4 месяца выращивают картошку (у них есть трактора). По тяжести труд примерно одинаков (пусть у них одинаковое образование, но они договорились что одна деревня будет выращивать еду, чтобы другую накормить и ещё в город продать). Осенью деревня фермеров продаёт картоху и покупает лицензионную программу из деревни программистов каждому жителю. На этом их деньги кончаются. А деревня программистов продаёт ещё миллион копий своей программы.

В итоге деревня фермеров заработала и на все деньги купила 100 копий одной программы, а деревня программистов заработала в 10000 раз больше и может купить себе машины, бассейны, кучу еды и вертолёт. А всё потому что картошку нельзя скопировать перед продажей, а программу - можно. Отсюда вывод, если результат труда можно скопировать, то, по справедливости, цену на него устанавливать надо с учётом числа копий, иначе будет нечестно по отношению к тем работникам, чей труд нельзя скопировать. Но рыночной экономике срать на честную оплату - для неё главное "макс. прибыль при мин. расходах". Реализовать честную оплату просто - надо установить справедливую оплату за час работы программиста, потом посчитать сколько часов ушло на создание программы, получим стоимость программы. Стоимость делим на планируемое число покупателей, например на 1000 чел. И начинаем продавать, записывая кошельки покупателей. Если число покупателей начинает превышать 1000 чел, то все деньги этих «лишних» покупателей делим следующим образом: 5% отдаём разработчикам, остальное делим на общее число покупателей и перечисляем на кошельки всех покупателей. И через каждую новую сотню «лишних» покупателей снижаем цену.

Допустим оценили прогу в 100.000 руб. (два месяца работы программиста). Цену выставили 100 руб. Продали 1000 копий и всё забрали себе программисты. Потом ещё 100 копий продали - 500 р. забирают программисты, 9500 р. делят на 1100 покупателей и возвращают каждому по 8 руб 63 коп., цену снижают до 92 руб. Потом продают ещё 100 копий по 92 руб. 460 р. забирают программисты, 8740 руб делят на 1200 покупателей - каждому покупателю отправляют по 7 руб, 28 коп. Цену программы снижают до 85 руб. И т.п. После миллиона копий цена программы снизится до 1 - 2 копеек. Хотя можно остановится на цене 1 руб. (это 10000 покупателей), чтоб не усложнять. Дальше всю прибыль передавать разработчикам. Или вообще перевести программу в разряд бесплатных.

Аналогично можно поступать с фильмами, музыкой, книгами и прочими виртуальными вещами, которые можно копировать без затрат каких-либо физических ресурсов.

Хотите всё покупать дёшево, по себестоимости ? Начните с себя и заставьте других (законами и законными методами).

Авторские и патентные права сильно тормозит прогресс и удорожает стоимость товаров и услуг. Подробнее об этом можно прочитать в статьях Вассермана.

Теперь про «пиратство» музыки, софта, фильмов и книг.
( Свернуть )

Для их бесплатного копирования не смогли изобрести существенных преград. Можно копировать у друзей, можно скачивать на торрентах. Простого способа запретить копирование не существует. Разве что изъять всю аппаратуру и взамен роздать/продать невзламываемую, которая будет воспроизводить и запускать только то, что оплачено. Но это нереально, это путь к тоталитаризму и фашизму. Рассмотрим опыт СССР. Магнитофоны позволяли копировать музыку на кассеты и на катушки. Магнитофоныы продавались свободно, за копирование не сажали, не штрафавали, за индивидуальное прослушивание скопированного - тоже. За публичное вещание отчислялись деньги в Союз Правообладателей (СП), который передавал деньги автору песни, музыки и исполнителям. Музыканты зарабатывали концертами - там без билета в зал не попадёшь. Все были довольны. Для копирования фильмов и книг не было оборудования, и это было дорого. Программ вообще не было. Сейчас ВСЁ это стало электронным и ВСЁ это копируется легче чем музыка времён СССР. Поэтому логично будет по части музыки и фильмов перенять опыт СССР полностью. Плюс добавить возможность покупки альбомов и фильмов по предложенной мной схеме (с уменьшающейся ценой и возвратом денег при увеличении числа покупателей). По книгам - публично их не читают, с концертом только Гришковец выступает. Копирование электронных книг не пресечёшь, остаётся добровольная оплата от благодарных читателей. Я вижу только один способ - создать некий сайт, на котором вводишь имя автора книги, выбираешь из выпадающего списка название книги, выбираешь сумму (от 1 р. до 10 р.) и жмёшь «оплатить». Там же пусть можно будет и скачать. Больше 10 р. не надо позволять делать. И больше трёх раз с одного кошелька за одно произведение запретить перечислять. Иначе некоторые ушлые люди «напишут» свои книжки и будут брать взятки через этот сайт, по этой же причине сайт должен блокировать перевод денег от тех, кто «прочитал» больше, чем мог бы человек его возраста, т.к. тут дело явно не чисто, возможно аккаунт используется для оплаты взяток. Вот к примеру я читал раньше по три книжки в неделю и согласен платить такие 1-10р. авторам, без посредников, сумма бы зависела от «интересности» книги. Если книга переведена - пусть и переводчику процент капает. Плюс добавить возможность покупки свежих книг моей схеме (с уменьшающейся ценой и возвратом денег при увеличении числа покупателей).

Софт - ОСи, утилиты, работа с чем-либо, игры. Тут только один вариант - возможность покупки свежего софта с уменьшающейся ценой и возвратом денег при увеличении числа покупателей.

Т.е. авторы всего электронного должны выбрать - или получают те деньги, что покупатели согласны заплатить (и я считаю им хватит этого на приличную жизнь, не хуже чем у половины населения страны), или не получают ничего из-за бесплатного копирования (БК).

Ещё одна схема в довесок - фирма пишущая софт или игру, или снимающая фильм может рассказать о своих планах и начать собирать предзаказы через специальный сайт. Желающие переводят там по 10 р. и эти деньги замораживаются на сайте - фирма видит сколько набралось и делает софт/игру/фильм, потом выпускает продукт, забирает деньги. Если не выпускает продукт к назначенному сроку, то предзаказчики могут начать забирать свои деньги назад. Если фирма говорит «не получилось, обещанного вообще не будет», то все деньги автоматом возвращаются предзаказчикам. Когда же всё хорошо и начаты продажи - дальше действуем по схеме с уменьшающейся ценой и возвратом денег при увеличении числа покупателей. Это всё если действовать по хорошему.

По плохому, когда всех начнут сажать или штрафовать за каждый фильм, за песенку, за игру, за книжку - продолжится битва мозгов, одни будут думать как выложить в сеть и не попасться (и как скачать и не попасться), другие будут думать как поймать выкладывальщиков и скачивальщиков чтобы заставить их заплатить штраф. Народ копировать будет по-старинке - без интернета, таскать на флешках, ходить в гости к друзьям, распространение будет идти просто чуть медленнее чем через торренты, но почти в тех же объёмах. Правообладатели (не авторы, а перекупщики прав) могут протолкнуть закон о рейдах по квартирам, с изъятием системников. Люди ответят криптованными винтами и свободным ПО чтобы смотреть фильмы, слушать музыку и устанавливать софт. Правообладатели могут протолкнуть закон о рейдах по улицам, для обыска граждан на предмет флешек с контрафактом (типа как наркотики ищут). Люди ответят криптованными флешками. Правообладатели могут протолкнуть закон о презумпции виновности при обнаружении зашифрованных файлов/флешек/винтов. Вот так копирастия может привести к фашизму и тоталитаризму, если не остановить перекупщиков прав.

И ещё, слово «пиратство» надо искоренять. Пиратство - это когда у людей что-то отнимают, было у одних, стало у других. Пиратство - это перенос сундука с золотом с корабля жертвы на корабль пирата, а копирование - это бесплатная материализация новых сундуков с золотом по образцу первого. При копировании отъёма не происходит. Если б могли бесплатно копировать золото или деньги - это вызвало бы снижение их ценности, т.е. инфляцию. При копировании софта, музыки и книг тоже снижается интерес к этим вещам у тех кто уже заполучил их, тоже некая инфляция и снижение рублёвой ценности. Если снять хороший фильм и показать трейлер - у многих появится желание его посмотреть, даже за деньги, по высокой пороговой цене. Если все они его посмотрят, то в мире останутся только те люди, которые за такую цену не хотят смотреть, а при снижении пороговой цены посмотрели бы. Цену можно снижать по моей схеме, с возвратом денег предыдущим покупателям, т.к. авторам всё равно как перераспределятся лишние деньги, а для людей всё будет по честному - будет одинаковая цена.

Сам институт «правообладательства» я бы тоже подправил - ограничил бы % идущий правообладателю, если это не автор, а всё остальное автору. Потому что все недовольны - пишет автор к примеру книгу, а потом его потомки, или те, кто за гроши купил права, 100 лет получают авторские отчисления ? А что эти потомки или правообладатели сделали полезного для человечества ? Автор хоть книгу написал и ещё может что-то сделать новое, а правообладатели и потомки не могут. Правообладатели на заработанное опять за гроши купят права и опять заработают сверхприбыль ? На случай, если автор умер сразу после написания бестселлера - можно установить срок получения наследниками авторских отчислений, лет 20 максимум. И правообладателям лет 20. Если автор жив, то после этого срока (через 20 лет) пусть все 100% денег идут автору, или пусть произведение становится бесплатным.

Торренты - лучшая программа, я считаю. Это воплощение лозунга коммунизма в цифровом мире - «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Все раздают то, что у них есть и все скачивают то, что им надо. Это радость всему человечеству и горе правообладателям, купившим права и пытающимся нажится на чужих произведениях. Покажите мне автора, который пострадал от торрентов и при этом сам не пользуется торрентами ? Думаю таких нет, значит всё справедливо. Капитализм вынуждает всех (кроме кучки богатых) добывать деньги, чтобы не умереть с голоду. Именно поэтому авторы продают свои произведения и свою работу, а не раздают бесплатно (хотя есть и альтруисты, и их число растёт). Когда я писал музыку - я писал её не ради денег, а для своей души. Если получалось хорошо - душа радовалась. Если моя музыка, песни или ремиксы нравились знакомым - душа радовалась ещё больше. Но только из-за капитализма, из-за необходимости добывать деньги на еду, «прилётал потом чёртик и шептал что надо на этом делать деньги». Чёртика я заборол по части музыки, потом он прилетел когда я писал разный софт, я его опять заборол, т.к. мне хватало ЗП на основной работе. Современные достижения науки и техники позволяют накормить ВСЕХ, дать жильё ВСЕМ, но тогда деньги будут не нужны, капитализм умрёт и авторы, имея сытое тело, будут сами выкладывать свои произведения бесплатно на торренты, радуя свою душу. Сейчас авторам приходится кормить тело продажей таланта, огорчая душу. По непонятным мне причинам кучка богатых капиталистов, управляющих миром, сопротивляются смерти капитализма, закручивают гайки по части торрентов и бесплатного использования софта.

Подводя итоги: выяснилось, что отношение к копированию напрямую зависит от социально-экономической системы в обществе - если это коммунизм, то копируй на здоровье что хочешь, если капитализм - то государство должно наказывать ВСЕХ кто скопировал и не заплатил автору или правообладателю по прейскуранту, т.к. указание автором цены на своё произведение является публичной офертой. При этом правообладатель обязан сам выявлять нарушителей или должен заставить государство это делать. Закон Яровой (хранение траффика всех абонентов) позволяет выявить почти всех незаплативших. Кстати, по закону правообладателем является не автор в ряде случаев - если создано по найму или по договору, тогда владеет всеми правами наниматель или заказчик.
Tags: Авторское право
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment