Паровозы на всякий случай

https://ru-an-info.livejournal.com/
Почему от устаревших изобретений в России не отказываются?


По России разбросаны секретные базы, где под парами стоят паровозы на случай ядерной войны. Одно из последствий ядерного удара — электромагнитный импульс, который выводит из строя всю электронику. И в постапокалиптическом мире паровозы, работающие на угле, станут основным транспортом. С разными вариациями байка такого содержания регулярно всплывает на имиджбордах и в соцсетях.


На самом деле паровозы действительно в России есть и гипотетически на них даже можно поехать. Но есть много оговорок. Более того, это не единственные устаревшие машины, сохраняемые на всякий случай в России. О некротехнологиях, которые при разнообразных катаклизмах помогут спасти общество от разложения, рассказывают «Известия».

...Секретные базы с паровозами действительно существовали — в советское время. Машины, производство которых прекратили в 1956 году, получили статус стратегического резерва. Более того, на западных границах паровозы были переоборудованы под европейскую колею, а на восточных — под китайскую. Резон сохранять их был связан не только с ядерной войной, речь о любой чрезвычайной ситуации. Во-первых, паровоз может перемещаться автономно, работая даже на дровах и соломе, собираемых по пути. И в этом он обходит даже тепловоз, которому для движения всё же необходимо специфическое топливо. Правда, и тяга на соломе соответствующая — соломенная. Во-вторых, паровоз может стать источником тепла и энергии для целого района в случае ЧП.

В 1991 году постановлением Совета министров паровозы лишились особого статуса, и большую часть машин было решено отправить на металлолом. Согласно открытым источникам, единственная база, где хранят паровозы, находится под городом Рославль Смоленской области. И там, по сведениям военного обозревателя «Известий» Антона Мордасова, летом 2013 года стояло 12 локомотивов.

В том, что эти паровозы кто-то когда-то будет использовать, сомневается не только Мордасов, но и опрошенные им эксперты. И дело тут не в том, что опасность ядерной войны миновала. Она-то, по мнению президента, как раз недооценена.

База в Рославле имела статус стратегического резерва до 2004 года, но с упразднением Министерства путей сообщения его потеряла. Открестились от нее и в главном управлении железнодорожных войск МО РФ, отметив, что давно не занимаются «ретролокомотивами» и не готовят для них машинистов.

Отсутствие специалистов, пожалуй, главная проблема с использованием паровозов. Кафедра «Паровозы» в Российском университете транспорта перестала существовать еще в 1954 году. А немногочисленные специалисты в РЖД работают на экскурсионных ретромаршрутах — в Московском депо имени Ильича и депо «Подмосковная», на станции Тихорецкая в Казани. Готовят их на курсах при РЖД.

Однако окончательно списывать стратегические паровозы со счетов пока еще не стоит. Несмотря на то что в 2013 году в ремонтном локомотивном депо «Смоленск» рассказывали «Известиям», что паровозы в Рославле «уже все гнилые» и их «потихоньку» распиливают, летом 2018 года они продолжали стоять на путях под Рославлем и по фотографиям, сделанным блогером «Промышленный турист», ветхими не выглядят. Более того, судя по снимкам, сделанным с дрона, паровозов под Рославлем гораздо больше 12.

Снимки блогеру пришлось делать с воздуха, потому что с земли видно лишь небольшую часть паровозов. Охрана на базу, которая, кстати, не обозначена ни на одной официальной карте и скрыта в лесном массиве, не пускает. И на вопрос, на чьем балансе находится база, лаконично отвечает: «Москва».

Правда, как поясняют в смоленском депо, место, где стоят паровозы, до сих пор находится под круглосуточной охраной, потому что, кроме них, там стоят еще и электровозы.

Но база под Рославлем на самом деле не единственное место, где в России хранятся на случай чего паровозы. Как минимум еще одна база находится в полутора часах езды от Перми. И тоже не нанесена ни на какие карты. Ее обнаружил другой блогер-путешественник Артем Ачкасов.

Паровозы здесь выглядят гораздо более постаревшими, хотя на них всё еще есть следы консервационной смазки. И в сравнении с ними машины в Рославле смотрятся вполне ухоженными. Очевидно, принятое в 1990-х правительственное решение избавиться от паровозов так и не было выполнено. И сколько еще таких баз с паровозами затеряно в лесах и не обозначено на картах, неизвестно.
marafonec.перепост с сокращениями

Уточнение
Паровозы хранятся на базах запаса, не в качестве тяги, с этой задачей вполне справятся тепловозы, запас которых, как и запасы топлива огромны, тепловозы советского производства например М-62, ТЭМ-2 полностью на аналоговом управлении им не страшен ЭМИ. Паровозы необходимы в качестве источников горячей воды и пара в банно-прачечных комплексах на ж/д базе, используемых, как военными, так и гражданскими при ЧС. Данные комплексы выполняют важную санитарно-эпидемиологическую роль. Крайний случай их применения это 2-я компания в ЧР.