марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Мы и они: флотские потрясения

Говоря о том, что дела в нашем флоте ниже ватерлинии, что местами вполне соответствует действительности, стоит посмотреть и в заводь к соседям. Действительно, даже не для самоуспокоения, а из чувства справедливости. Мы знаем, что у нас не роскошны дела флотские, но имеем право знать, как с этим у потенциальных.

Побудило сделать такой анализ известие об очередной зраде. На приснопамятном форуме «АРМИЯ-2017», где всех потчевали модельками крутейших кораблей, был и некий суперкорвет проекта 20386, концепция которого была создана в стенах Крыловского государственного научного центра (КГНЦ).


Это весьма уважаемое заведение работает с 1894 года. И проектировать там умеют. И вообще, «фишка» ФГУП КГНЦ в мореходности создаваемых кораблей. И данному проекту океанского такого корвета она вполне себе светила. Более того, согласно разработкам, в этот кораблик можно было бы без ущерба запихнуть 24 пусковых установки для «Калибров».

Для сравнения: у фрегатов проекта 22350 типа "Адмирал Горшков" всего 16 установок...

Ну, как всегда, отложили «на потом». Где-то в середине 20-х годов, если дойдут руки, если будут деньги… В целом моделька осталась моделькой, сыграв в долгий ящик.

Ладно, оставим пока корветы, хотя на сегодня это, в принципе, единственный доступный к постройке класс (кроме атомных субмарин) океанских кораблей в России. Атомный эсминец водоизмещением в 30 тысяч тонн и атомный же авианосец в 100 тысяч не рассматриваем по причине полнейшей и убогой фантастичности проекта.

Но оставим день завтрашний будущему и пройдемся по настоящему.

В свое время много небезосновательной критики в свой адрес, и в адрес нашего флота, вызвал гроза экологов всего мира, конкурент вулкана Эйяфьятлайокудль ТАВКР «Адмирал Кузнецов».


Да, на эту тему уже сказано столько, что повторяться не хочется. «Крейсер» снова на ремонте, и выйдет из него по прошествии трех лет и 50 миллиардов рублей. «Крейсер» в кавычках, потому что стало известно, что на ремонт недействующих «Гранитов» денег нет, поэтому ремонтировать их не станут.

ТАВКР медленно, но уверенно превращается в АВК – авианесущий корабль.

А что «там»? А там все то же самое. Если взять почти «коллегу», такой же небольшой «Шарль де Голль», то имею право написать просто: «Шарль де Голль».


И этого будет достаточно, поскольку список всего, что ломалось на этом авианосце, будет, пожалуй, поболее, чем у «Кузнецова». И еще неизвестно, что хуже: плавучая коптильня или плавучий Чернобыль. Спасибо французам, за полмира не ходят, так что если и учудят что, так до нас не достанет.

А копоть и отмыть можно.

Кстати, о неполадках на авианосцах вообще можно говорить вечно, как о чем-то прекрасном. Особенно у того же американского «Джеральда Форда», где ни взлететь, ни приземлиться, ни испражниться от проблем со всем подряд.

Но авианосец вообще очень сложный корабль, так что немудрено. И давайте посмотрим на что-нибудь поменьше и попроще?

После Франции и США обратим свой взгляд в сторону Германии. Да, «немец уже не тот», но Deutsche Marine все-таки сила сегодня. Вполне такой неплохой флот, на мировом уровне. Есть в составе флота и фрегаты, и корветы, и подводные лодки. И все на довольно приличном уровне, по крайней мере, барыжат ими немцы нормально.

Но вот тоже не всегда и все удается. Мы писали в прошлом году насчет новейшего и симпатичнейшего фрегата «Баден-Вюртемберг», который уже намыливается в национальный отдел Книги рекордов Гинесса как первый немецкий корабль, который не был принят комиссией после постройки.


Кривовато так вышло, да. Причем в прямом смысле слова, если кто не в курсе. Фрегат имеет постоянный крен на правый борт 1,3 градуса, огромные проблемы с электроникой в целом и системой управления кораблем в частности.

Три миллиарда евро отправились обратно на завод. Сколько еще потребуется времени и денег, чтобы довести F125 до ума, затрудняются сказать даже прожженные эксперты.

И это компания Blohm + Voss GmbH, которая в свое время построила «Бисмарк»…



Нет, ну умели же строить серьезно, вот этот, например, "Принц Ойген", два атомных взрыва в полутора километрах — и ничего, можно сказать...



Тут же «на похохотать» заскочили американцы, которым эта история, которая развивалась параллельно с «Замволтами», была как мед на душу. Янки вежливо так поинтересовались у немцев, дескать, да, проблемы с электроникой устранимы, программное обеспечение вообще на «раз» переставляется, через раз работающие радары и система пожаротушения в топливных баках – тоже дело переживаемое, но как быть с подводными лодками русских?

Получается, что новейший и дорогущий фрегат просто ничего не может противопоставить обычным русским дизель-электрическим подводным лодкам на Балтике в случае именно «того».

На фрегате изначально предусмотрена установка сонара и торпедных аппаратов. Но их не установили то ли из-за общей перегруженности корабля, то ли потому, что немецкое военное руководство в свое время не смогло четко определиться с задачами, возлагаемыми на корабль.

И это немцы… Причем оправдания насчет фрегата вообще на уровне детского сада: опыта не хватает, давно не строили больших кораблей и так далее.

Но самое забавное то, что три следующих корабля серии уже строятся. Возможно, они получатся хотя бы не кособокими, что уже неплохо будет.

Идем дальше. Раз посмотрели, как дела в Германии, давайте посмотрим на извечного соперника немцев на морях в прошлом. На «владычицу морей», сиречь Великобританию.

У бывшей владычицы тоже все в полном порядке в этом плане.

Вот взять гордость любого флота – авианосец. В нашем случае (мы же на Великобританию смотрим) – это «Куин Элизабет».


Неатомный, красавцем не назовешь. Или красавицей. А когда начинаешь осмысливать вопросы «как?» и «зачем?», то ум за разум заходит, и понимаешь, что наш «Кузя» — это не самое ужасное, что может быть на деле.

Вот злые языки говорят, что «Кузя» — это пародия на нормальный авианосец. Согласен, вот только он по сути авианосец условный такой. Крейсер он авианесущий.

Но если внимательно посмотреть и подумать головой, то более позорной пародии, чем «Куин Элизабет», на «Адмирала Кузнецова» не придумаешь.

Британцы, пожалуй, переплюнули даже немцев с их кособоким фрегатом. Они построили авианосец, который не может воевать, потому что боится всего.

«Королева» боится самолетов и вертолетов противника. Кораблю просто нечем от них отбиваться в случае чего. Да, зарезервировано место под две пусковых установки ракет ПВО, но… Только зарезервировано. У «Кузнецова», если что, вполне вменяемый набор средств ПВО: АК-630, «Кортики», «Кинжалы». Чем будет отмахиваться британский экипаж – непонятно.

Британский авианосец боится подводных лодок. У него нет противоторпедной защиты. Вообще. «Кузнецов», говорят, по расчетам выдержит 400 кг ТНТ в свою ПТЗ.

«Куин Элизабет» боится надводных кораблей. Фрегатов, эсминцев, корветов, катеров, вооруженных чем-то крупнее винтовочного калибра. Поскольку денег опять не хватило, броней решили не заморачиваться вообще.

Как я понял, единственное оружие, на которое может рассчитывать корабль, это «Кольт» командира корабля. В любой ситуации.

Ну и, наверное, от огорчения, «Элизабет» 19 декабря прошлого года дал течь, даже не выходя в море, у причальной стенки.

И да, самолетов на нем тоже пока нет. F-35В не подошли по цене, а F-35С еще на запилили американцы. Но для взлета F-35С нужна катапульта, которой на «Королеве» просто нет…


Зачем строили, господа?

Но и это еще не все! Добивать – так под гимн «Правь, Британия, морями!» Добью. Чего уж.

Мы плавно переходим к эскорту. К тем кораблям, которые в случае чего обязаны защитить хрупкую и беззащитную «Королеву» от всех проблем, которые будут уготованы противником.

А эскорта нет…

Ни для кого не секрет, что крейсеров у Великобритании нет. Но есть целых шесть эсминцев проекта 45 «Дэринг». В целом по ТТХ неплохие корабли, но…

Если завтра война, если чудо случится, и прибудут самолеты или «Куин Элизабет» пойдет как вертолетоносец в бой с врагом…

Да не пойдет она никуда. Без эскорта — роскошная цель даже для моторных лодок с пьяными гранатометчиками. А эскорта нет.

По состоянию на 1 марта 2019 года все шесть британских эсминцев… на ремонте! Все находятся в Портсмуте. У четырех ремонты двигательных установок разной сложности, два на плановом.

Так что если США или Германия не пришлют в помощь крейсер и полдюжины эсминцев, «Королеве» лучше сидеть в замке и не высовываться.

А как там за океаном? Все в порядке? Или как у всех? Ну, можно сказать, что да, как у всех. Выдыхаем.

Да ладно, задел, конечно, у американцев есть. Кораблей у них более чем достаточно. Но то, что и у них хватает нелогичности, факт, и факт неоспоримый.

Конечно, логики в новом поколении авианосцев все равно в разы больше, чем у британцев. Пусть даже с барахлящими катапультами, финишерами и унитазами. Не все обязано идти ровно и гладко.

Часто звучит критика, дескать, у нас хотели 1000 «Армат», а будет 50. Обещали 300 штук Су-57, а будет 10. Утвердили шесть БДК типа «Иван Грен», а построим два.

На самом деле это более чем нормально. Британцы вон два авианосца хотели строить, теперь с одним не знают, что делать. И американцы там же, где и мы. Сколько «Замволтов» на страх русским должно было в соленую воду бултыхнуться? Правильно, 32. Ну да, 24. А по уточнению – 12. Ладно, семь. Но три точно построено будет.


Зато – по 4,4 миллиарда каждый. Это, конечно, не 32 за 40 млрд, но тоже весомо так.

На самом деле эти игрища – нормальное дело. Насквозь обычное. Главное тут — просто запугать и своих (чтобы одобрили бюджет), и чужих, чтобы тоже начали железяками грохотать и мускулами играть. И так по кругу до бесконечности.

Мы придумаем суперэсминец, потому что у них есть мегафрегат, они в ответ придумают подводную лодку, которая порвет этот эсминец, а мы ответим уничтожителем подводных лодок.

Главное – успеть потом кому-то выгодно спихнуть этот металлолом, пока не сгнил и не разрушился.

А в остальном – ничуть у нас не хуже, чем у других. Единственный аспект, который мне не нравится, так это то, что в списке зарубежных образцов сплошь новые и новейшие образцы, а у нас?

В идеале, конечно, чтобы и у нас были эсминцы, фрегаты и корветы, новые, новейшие, передовые. И чтобы не ломались.


Понятно, что до идеала еще много лет и миллиардов рублей. Но хочется же…



Автор: Роман Скоморохов



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments