Северный широтный ход - Что мы знаем о стройке века.

https://vlad-burtsev.livejournal.com/2019/04/10/

Северный широтный ход кардинально изменит транспортно-логистическую схему в стране и в мире.
История вопроса


Впервые идея строительства моста появилась в 50-е годы прошлого века, тогда же были проведены первые геологические изыскания
«Великий северный железнодорожный путь» строился под грифом «секретно» силами заключенных и назывался в документах «стройка 501».Было проложено 900 км железной дороги Чум — Салехард — Игарка. Через каждые 7−12 километров стояли лагеря для заключенных, которые прозвали Севжел путь «мертвой дорогой». После смерти Сталина стройка была закрыта, от дороги остался лишь один введенный в эксплуатацию участок Чум – Лабытнанги.

Вернуться к сталинскому проекту в наши дни заставили экономические реалии — добыча газа и нефти в Ямало-Ненецком округе, строительство и пуск заводов по сжижению природного газа (СПГ) и выход на Северный морской путь для экспорта российских товаров и сырья.

Мегапроект Северного широтного хода (СШХ) невозможен без строительства моста через Обь между Салехардом и Лабытнанги. Это долгожданная переправа через широкую сибирскую реку. Сейчас наземная транспортная связь между городами осуществляется в летнее время на паромах, а зимой по ледовой переправе. В межсезонье – вертолётом.

  Проект – без преувеличения – многострадальный. Он возник еще в 50-е гг. прошлого века, но технически оказался нереализуем. Виной тому – не только ширина и бурный характер реки, но и то, что со стороны Лабытнанги располагается широкая пойма Оби, и само проектируемое сооружение находится в Северной климатической зоне А, то есть в зоне вечной мерзлоты. Створ моста располагается в 288 км от устья Оби. Но учитывая короткий срок северной речной навигации, для связи с портами железная дорога необходима большую часть года.
Скупой платит дважды
   По заказу властей Ямало-Ненецкого округа, ОАО «Трансмост» выполнило разработку обоснования инвестиций – в 2007 г., а проектной документации – в 2009 г.. Изначально предполагалось, что мост предназначен для пропуска одного пути железной дороги нормальной колеи в 1520 мм и двухполосного движения автотранспорта, с шириной тротуаров 1,0 м. Проезд по мосту должен осуществляться на двух уровнях: железная дорога – на нижнем, автодорога – на верхнем. С правого берега, со стороны Салехарда железная и автодорога подходят к мосту по эстакаде.

Для примыкания на левобережной пойме со стороны Лабытнанги на съезде с моста также устраиваются эстакады. Согласно проекту, длина моста - 2 439,80 м. Первоначально строительство требовало инвестиций 56,7 миллиардов рублей. После анализа сметы, всех предполагаемых затрат возникло предложение удешевить стройку за счёт автострады, то есть отказаться от неё.
    Объяснялось это тем, что денежные вложения несоразмерны количеству населения близлежащих городов. Оно насчитывает около 50 тысяч жителей. Отказавшись от постройки автомагистрали, проектанты рассчитывали уменьшить стоимость строительства на 20-30%. Однако такая «оптимизация» не устроила власти Ямало-Ненецкого округа. Заглядывая в будущее, они настояли на сохранении автомобильного перехода и выделили из собственного бюджета 8 миллиардов рублей на его строительство.



Начавшееся на Ямале строительство Северного широтного хода - железнодорожного коридора протяженностью 707 километров от станции Обская до Надыма, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги в единую систему, откроет тот самый долгожданный выход грузам к Северному морскому пути. А именно к порту Сабетта на Карском море. И уже оттуда появится возможность доставлять грузы практически в любую точку света хоть на востоке, хоть на западе.
Большая арктическая стройка началась со строительства ее ключевого объекта - моста через Обь, который соединит Салехард и Лабытнанги. Его протяженность вместе с железнодорожными и автомобильными подходами составит почти 40 километров. Капсулу в первый камень моста заложили в середине мая 2018 г. представители правительства России, власти Ямала и концессионеры СШХ. В их числе Российские железные дороги, ряд предприятий топливно-энергетического комплекса.
Северный широтный ход - один из самых значимых проектов по развитию не только транспортной инфраструктуры, но и всей логистики арктической зоны нашей страны, отметили собравшиеся в день старта проекта. Он существенно повысит инвестиционную и транзитную привлекательность нашей страны. "Аналогов этому проекту не существует ни инновационно, ни технически и юридически, - подчеркнул глава РЖД Олег Белозеров. - Но я уверен, мы получим хороший результат".

Уникальность проекта состоит еще и в том, что это первая в России большая железнодорожная магистраль, которая будет построена по концессии. Общий объем финансирования - 235,9 миллиарда рублей.
Инфраструктура СШХ будет возводиться исключительно из отечественных материалов. Только для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тысяч тонн металлоконструкций. Для обеспечения стройки создаются тысячи новых рабочих мест. А одно рабочее место в Арктике влечет за собой создание 14 в других регионах страны.
В зоне тяготения СШХ находятся более 19 месторождений углеводородов. Предполагается, что они и создадут значительную грузовую базу с момента запуска хода, то есть на начальном этапе. К 2025 году объем перевозимых грузов будет доведен до 24 миллионов тонн в год.
В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение, в соответствии с которым в рамках строительства СШХ «Газпром» построит и введёт в эксплуатацию железную дорогу Надым – Пангоды протяжённостью 112 км. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков КоношаКотлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.
   
ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.
  Опять двадцать пять

Мост через Обь между городами Салехард и Лабытнанги начнут строить в 2020 году – в этом году строители не успевают со стартом возведения объекта. Об этом сообщил губернатор Ямала Дмитрий Артюхов в пятницу, 5 апреля в ходе встречи с журналистами в Салехарде. Он добавил, что вероятнее всего, мостостроителям придется вести работы усиленными темпами и нагонять изначальные сроки. Напомним, еще в конце 2018 года Дмитрий Артюхов говорил, что мост начнут строить в феврале-марте 2019 года.


    Он озвучил причину очередного переноса сроков начала строительства: изменения в проект. «Происходит корректировка. В связи с тем, что идет постоянная борьба за его стоимость (моста – прим.ред). Мы все пониманием, что это очень большой и дорогой мост. Поэтому условия финансирования той концессии, которая была утверждена правительством в августе прошлого года, достаточно жесткие. В финансовые параметры надо умещаться», – заявил глава региона.
https://newdaynews.ru/yamal_ugra/659479.htmlhttps://newdaynews.ru/yamal_ugra/659479.html