Мечты, которые мы потеряли: проект «Буран».

https://nash-dvor.livejournal.com/2019/04/12/

Часть первая

Любознательный ум не нуждается в каких-либо внешних стимулах, и всё, что он воспринимает органами чувств - становится основой для выводов, и чем парадоксальней и шире выводы, тем больше стимулов и для его дальнейшего развития, и это тоже парадокс.

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Управление кораблём осуществлялось при помощи БЦВМ «Бисер-4». Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике. (Википедия)

Мы не будем далее обременять ваш ум техническими подробностями, давайте посмотрим на «Буран», да и американский «Спейс Шаттл», как на попытку освоить космическое пространство в пределах Земли.


Конечно, в те времена 20 века всё, в том числе и космическое, что создавалось обеими странами – имело соревновательно-военный оттенок, и вот тут придется предположить, что закрытие обеих программ, вне зависимости от технических причин, имело более глубинный характер. Хотя бы такой, что перевод военного противостояния в космос мог привести лишь к гибели цивилизации, однако мы живы, мы – те, кто были очевидцами и полета «Бурана» и полетов «Спейс Шаттлов».

Если посмотреть в общем, то данные космические программы вначале прекрасно развивались, но потом были свернуты у нас по причине той же пресловутой «перестройки» в 90-х годах, и официально закрыты у американцев в 2011 году. Хотя бытует мнение, что программа «Буран» у нас лишь приостановлена, потому что считать решение Совета главных конструкторов при НПО «Энергия» в 1993 году окончательным было бы странно, ибо это был государственный, а не ведомственный проект.

Но давайте вернемся к первому и единственному полету «Бурана».

«Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.

Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, в результате только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте порядка 11 км «Буран», получивший с наземной станции информацию о погодных условиях в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр. Корабль описал плавную петлю с разворотом на 180º (изначально заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, зайдя со стороны её южного конца). Как позже выяснилось, из-за штормового ветра на земле автоматика корабля приняла решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки.

В момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса). Однако, заместитель Главного конструктора НПО «Молния» по лётным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблём на участке снижения и посадки, принял решение подождать, и ситуация разрешилась благополучно». (Википедия)

Обратите внимание: корабль садился в автоматическом режиме полностью! И именно автоматика, или как сейчас бы мы сказали – бортовой компьютер с навыками ИИ и принял решение, которое удивило людей(!) и все-таки, обеспечило абсолютно мягкую посадку. Заметим, что в американских «Спейс Шаттлах» кораблем управляли сами астронавты. Можно утверждать, что наши ученые в данной сфере далеко превзошли всех, на тот момент, и вообще, многие «фишки» при создании «Бурана» были открытиями, как, например и его защитная обшивка.

Можно помечтать о том, что это был первый в мире многоразовый космический корабль, управляемый искусственным интеллектом…

Его судьба закончилась, а он полностью уничтожен при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 12 мая 2002 года. И судьба его собратьев по проекту такая же печальная.

Изделие 1.02 «Буря» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Находится на космодроме Байконур и постепенно разрушается.

Изделие 2.01 «Байкал» — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30—50 %. 22—23 июня 2011 года перевезён речным транспортом на аэродром в Жуковский, для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС, но публике он так показан и не был. (Википедия)

Однако, говоря о самом «Буране» мы позабыли про космонавтов, готовившихся к полетам на нем, а судьба этого летного отряда говорит о стечении трагических случайностей, которые мы рассмотрим в следующей части.

Часть вторая






Хотя первый и единственный полет «Бурана» прошел в автоматическом режиме, но все-таки он изначально предусматривался пилотируемым, и подготовка отряда космонавтом для него началась еще в 1976 году. Планировалось, что люди примут участие в полетах на нем, начиная с 5-го.

Основной экипаж:

Волк, Игорь Петрович — командир (умер естественной смертью в возрасте 79 лет в 2017 г).

Станкявичюс, Римантас Антанас — 2-й пилот. (погиб в 1990 году в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Италии).

Дублирующий экипаж:

Левченко, Анатолий Семёнович — командир. (Вскоре после полётов в 1987 г. на станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» и «Союз ТМ-3» тяжело заболел: у него развилась опухоль головного мозга, от которой он скончался в 1988 году).

Щукин, Александр Владимирович — 2-й пилот. (Погиб в 1988 году во время подготовки к празднику на спортивном Су-26М на аэродроме в Раменском Московской области).

(Википедия)

Если поближе рассмотреть истории жизни только основного и дублирующих экипажей, то складывается картина странных совпадений времени их ухода в мир иной. Добавим сюда и другие штрихи судеб тех, кто также готовился в летчики-испытатели на «Буране»:

Первым в сентябре 1980 г. в морской пучине при выполнении испытательного полёта на палубном штурмовике вертикального взлёта Як-38, нашел свою смерть Олег Кононенко. В Риме, при посадке потерпел катастрофу самолет Ан-124, пилотируемый экипажем полковника Алексея Бородая. Выжил только он один, оставшись инвалидом.

В июне 2001 года прямо на рабочем месте в ЛИИ им. М. Громова умер Герой России, заслуженный летчик-испытатель Юрий Шеффер. Через месяц в этом же году от тяжелой болезни скончался Юрий Приходько.

Смерть пыталась достать и Виктора Заболоцкого, Сергея Тресвятского, Магомета Толбоева, и Урала Султанова — членов космического отряда Летно-исследовательского института им. М. Громова. Командир этого отряда, заслуженный летчик-испытатель Игорь Волк, считался, наверное, самым везучим из них. В 1992 году он попал в автомобильную аварию, и лишь чудом остался жив.

https://news.rambler.ru/tech/41295867-oni-gibli-odin-za-drugim/?updated

Почему все они гибли один за одним – эта тайна еще долго будет таковой, и мы не собираемся предлагать конспирологические теории, потому что все они будут лишь частью правды, которая, как кусочки мозаики, когда-нибудь будет собрана в единую картину. Но давайте задумаемся, что противостояние Советского Союза и Америки в космосе было глобальным и очень серьезным. Хрущев видел в первенстве освоения космоса важнейший фактор в «догнать и перегнать Америку», первые спутники и первый полет человека в космос принадлежали нашей стране, но затем медленно, но верно, мы стали уступать в полетах на Луну, например. Наши конструкторы и их руководители, вместо того, чтобы закрепить успехи, почему-то распыляли свои и чужие таланты и умения: так в 1961 разработка ракетно-космического комплекса была передана КБ В.Челомея, а Королёву осталась разработка ракеты-носителя Н-1, или «царь-ракеты» для лунных проектов. Но у него вдруг начался конфликт с В. Глушко, и КБ Королева стало сотрудничать с разработчиком авиационных двигателей Н. Кузнецовым, но все испытания заканчивались большим или меньшим провалом. И вместо Н-1 стали разрабатывать проект «Энергия-Буран», о его печальной судьбе мы уже писали в первой части.

Конечно, мы все понимаем, что 90-е годы были временем огромных потрясений и летный состав, готовящийся для полетов на «Буране», жил в таких же тяжелых условиях, когда нужно было искать хлеб насущный и заботиться о своей семье, что отнимало силы и нервы. Да и испытательные полеты почти прекратились, как ни странно, из-за отсутствия топлива, хотя это все равно, что идти по пояс в снегу в России и сетовать на малоснежную зиму.

Как бы то ни было, но 12 мая 2002 года во время ремонта крыша ангара, где стоял «Буран» обрушилась, и унесла с собой еще 8 жизней строителей, которые ее и пытались реконструировать. И на этом история многоразового корабля «Буран» и ракеты-носителя «Энергия» была закончена.

Но кто знает, возможно, нас ожидает в будущем момент, когда эта мечта приобретет новые очертания и станет нашей путеводной звездой в Космосе. Всё  может быть.

Да,
после ПЕРВОГО же полета прискакала с "неофициальным" визитом "железная" леди Тэтчер к Горбачеву и на следующий день он говорит:
- Всё! Мы программу "Энергия" прекращаем!
Отчего? Почему? ЗАЧЕМ???!