марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Метрополия запретила. ФЛОТА_НЕТ.. У «Борея» хотят отнять ракету «Булава»

wowavostok/2019/04/23/

Министерство обороны рассматривает возможность постройки двух атомных подводных лодок нового проекта «Борей-К», сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе России. Они будут принципиально отличаться от стратегических подводных крейсеров «Борей» и «Борей-А» отсутствием баллистических ракет с ядерной боевой частью «Булава». Новую лодку вооружат крылатыми ракетами, в связи с чем она будет называться атомной подводной лодкой с крылатыми ракетам (ПЛАРК) или же ударной многоцелевой лодкой.

«Если решение будет принято, то эти подлодки будут строиться по новому проекту „Борей-К“ со сдачей заказчику после 2027 года», — сказал собеседник агентства. Технические подробности при этом не были раскрыты. Но их, с большой долей вероятности, можно сказать, и не существует.

Но что касается ракетного вооружения «Борея-К», то вариантов тут немного. Это могут быть ракеты, использующиеся на ПЛАРК «Ясень», — противокорабельные «Оникс» и «Калибр». А также перспективная гиперзвуковая ПКР «Циркон», которая к моменту сдачи проекта уж точно будет стоять на вооружении.

Следует сказать, что перепрофилирование «Борея» выглядит довольно странно. В мире существует один такой прецедент, к тому же он был вынужденным. Согласно договорам о сокращении наступательного вооружения (СНВ-1 и СНВ-2) в США было запланировано сокращение подводных носителей баллистических ракет «Трайдент-2».


Из 18 лодок третьего поколения «Огайо» следовало оставить 14. В результате в начале нового столетия 4 лодки были переоборудованы в многоцелевые ударные. Американские конструкторы умудрились впихнуть в каждую лодку вместо 24-х баллистических ракет 154 крылатых ракеты «Томагавк». При этом модернизация проходила в темпе 2−3 года на каждую лодку.

Но то была вынужденная переделка стратегических подводных лодок, дабы не резать их на металл. Поскольку ресурс у этой четверки «Огайо» оставался изрядный. Но у питерского КБ «Рубин», создавшего «Борей» и его последующую модификацию «Борей-А», просматривается, на первый взгляд, совсем иная задача — получить финансирование на новый проект. Хоть этот проект и выглядит довольно странно.

Существует ПЛАРК проекта 885 «Ясень», который, как и «Борей» относится к четвертому поколению. Он обладает неоспоримыми достоинствами, проигрывая лишь построенной в трех экземплярах американской многоцелевой субмарине «Сивулф» («Морской волк»). Основу же американского подводного ударного флота составляют лодки четвертого поколения «Вирджиния». И «Ясень», модернизированный до уровня 885 М «Ясень-М», по множеству параметров превосходит «Вирджинию». Так чего же, спрашивается, новый огород городить?

«Ясень» и его модификация были созданы в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». Между первоначальным вариантом лодки и его современным воплощением прошло много лет. Так что «Ясень» (К-560 «Североморск»), хоть и был введен в строй в 2014 году, — это, по сути, советская разработка. «Ясень-М» — российская. Первая лодка модифицированного проекта — К-561 «Казань» — должна прийти на Северный флот в этом году по завершению испытаний.

При создании «Казани» конструкторами «Малахита» был сделан существенный шаг вперед по сравнению с «Северодвинском». Удалось снизить шумность лодки за счет изменения обводов и проведения мероприятий по снижению вибраций и замыкания шумов внутри корпуса лодки.

Повышена чувствительность и избирательность гидроакустической станции (ГАС). Для чего была радикально изменена компоновка оборудования и вооружения. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, впервые в истории подводного флота их сметили к центру, разместив по бортам. Освободившееся пространство было отдано под аппаратуру гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны ГАС «Иртыш-Амфора» использует еще две боковые.

Уровень автоматизации процессов на российской лодке выше, о чем свидетельствует существенная разница в размерах экипажей: на «Ясене-М» 90 офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134.

У «Ясеня-М» выигрыш и по вооружению. На нем 10 торпедных аппаратов против 4 у «Вирджинии», 30 торпед против 26, 32 крылатые ракеты против 12. И по качеству вооружения «Казань» лидирует, что предопределено рывком в области высокоточного оружия, который Россия совершила в последние годы.

Ракетное вооружение «Вирджинии» представлено только одним типом ракет — «Томагавками». Это выпускающиеся крупными сериями дозвуковые ракеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, находящимся на удалении до 1600 км. Их особенность состоит в том, что они хорошо защищены от электронного противодействия противника, но имеют немного шансов на прорыв мощной противоракетной обороны, которая осуществляется при помощи современных ЗРК. «Томагавки» при невысокой скорости страдают еще и «неповоротливостью», то есть плохо маневрируют.

При этом у «американок» нет противокорабельных ракет (ПКР). Поэтому борьба с подводными лодками и надводными кораблями возложена на торпедное оружие. Можно предположить, что единственная американская ракета «Гарпун», изрядно уже устаревшая, не была принята во внимание конструкторами «Вирджинии» в силу ее невысокой эффективности. К тому же в случае оснащении лодки ПКР пришлось бы сильно потесниться основному оружию — «Томагавкам». А их и без того всего лишь 12.

На «Северодвинске» и «Казани» более разнообразное ракетное вооружение. ПКР «Оникс» развивает скорость в 2,6 М. Их перехват — дело очень непростое для интегрированной системы ПРО «Иджис».

Семейство ракет «Калибр» предназначено для поражения наземных целей (дальность пуска — 2600 км), надводных кораблей (дальность — 400 км) и подводных лодок (боевой частью является самонаводящаяся мини-торпеда). Ракеты дозвуковые, однако на финальном участке их скорость возрастает до 2,9 М. Запуск производится из стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Все это, конечно, прекрасно. Однако количественное соотношение российских и американских атомных ударных подводных лодок «высшего качества» не может не удручать. У нас, как было сказано выше, две лодки четвертого поколения, способные конкурировать с «Вирждинией» и не подвергаться повышенному риску обнаружения противолодочной обороной противника, — «Северодвинск» и «Казань».

В настоящий момент в ВМС США эксплуатируются 18 подводных лодок типа «Вирджиния». У нас строятся еще 5 лодок проекта 885 М «Ясень-М» — «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Последняя лодка была заложена в 2017 году. Итого вместе с «Северодвинском» их будет семь. Правда, не вполне понятно, в каком году это может произойти. Четыре года назад директор «Севмаша» обещал, что предприятие исполнит все заказы по «Ясеням» к концу 2020 года. Но, видимо, к этому оптимистичному сроку надо прибавить лет 5−6.

Однако тогда в ВМС США будет уже 26 или 27 «Вирджиний». За счет крупной серийности постройки удалось сократить время от закладки лодки до передачи ее в ВМС с 5 лет до 3 и даже 2 лет.

Такое ускорение, связанное с отладкой технологий строительства и устранением конструкторских огрехов, наблюдается и при строительстве российских лодок. Правда, тут периоды более протяженные. «Северодвинск» строили 21 год — с 1993 по 2014 год. Но это было вызвано, прежде всего, длительным отсутствием финансирования. А также адаптированием советской разработки к более современным технологиям.

Вторая лодка, «Казань», была заложена в 2009 году, спущена на воду в 2017 году. И в этом году ожидается ее передача Северному флоту. Но и тут сыграло роль то, что на «Севмаше» осваивали, по сути, новую лодку, глубокой модернизации. Строительство «Новосибирска» идет быстрее, на полный цикл работ должно уйти 7 лет. Глядишь, шестую и седьмую лодку будут строить года за 4, а то и быстрее.

Нужно ли России догонять США по количеству современных, то есть относящихся к четвертому поколению, многоцелевых ударных лодок? По-видимому, надо. Потому что имеющиеся атомные субмарины третьего поколения — а их в ВМФ 24 единицы — уступают и «Ясеню-М», и «Вирджинии» по акустическим шумам и по возможностям ГАС обнаруживать противника на значительном расстоянии. Да и ракетно-торпедное вооружение не соответствует современным требованиям.

Вот количественный список ветеранов: 949А «Антей» — 8; 671РТМ «Щука» — 2; 945 «Барракуда» — 1; 945А «Кондор» — 2; 971 «Щука-Б» — 11. В этом строю параллельно идут два процесса. Некоторые лодки выводят из состава ВМФ. На прошлой неделе «приговорили» лодку проекта 671РТМ «Щука» «Даниил Московский», которая служила на Северном флоте с 1990 года. Некоторые лодки модернизируют, приближая их, насколько это возможно, к четвертому поколению. Обновляется оборудование, устанавливаются современные ракеты «Оникс» и «Калибр», а также тепловые торпеды «Физик».

Вполне понятно, что большая часть «ветеранов» в обозримом будущем будет выведена из состава флота. И им требуется замена. И для этого логично продолжить строительство лодок проекта «Ясень-М». Логично не только исходя из соображений качества, но и экономики, а также технологии. Североморский завод «Севмаш» в скором времени освоит все нюансы производства этой лодки и будет выпускать их с высокой ритмичностью.

На проектирование новых «Бореев» под крылатые ракеты придется потратить значительные средства. И времени на это уйдет изрядно. Затем длительное время новая лодка будет осваиваться в производстве. И параллельно, как водится, будут исправляться ошибки проектировщиков. Ну, а готовый продукт может быть получен в лучшем случае к концу 30-х годов.

Кому это выгодно? Несомненно, не флоту. И не судостроительной промышленности, поскольку гораздо удобнее «гнать» серию технологически отлаженных субмарин. Причем, тут вполне уместен и даже полезен американский опыт строительства лодок одного типа поблочно, по 5−8 лодок в блоке. При этом от блока к блоку повышается их качество за счет внедрения новейших технологических достижений.

Выгодно это, пожалуй, лишь КБ «Рубин». Работы по модернизации атомного стратегического подводного крейсера «Борей» до уровня «Борей-Б» не были утверждены. Лодка пятого поколения «Хаски», на которую КБ возлагало большие надежды, ушла к «Малахиту». В связи с чем остро встал вопрос о финансировании прославленного предприятия, долгие годы создававшего отечественные субмарины с баллистическими ракетами. Ситуация печальная.

Владимир Тучков




ИСТОЧНИК

Tags: "Борей"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments