марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Кто больше всего выиграл от появления Сомалийских пиратов

https://sozero.livejournal.com/2019/06/16/
Сегодня подавляющее внимание СМИ приковано к проблеме терроризма. Хотя ещё каких-то десять лет всё было по другому: в сводках еженедельно появлялись сообщения о новых кораблях, захваченных пиратами из Сомали, и многомиллионных выкупах, которые судовладельцам приходилось выплачивать за них разбойникам. Вместе с тем и по сей день история «сомалийской чумы» является предметом различных конспирологических теорий. Что стало причиной возрождения пиратства и почему о нём так скоро перестали говорить?

По статистике, в 2003 году, когда у берега Сомали только начали происходить первые крупные инциденты, пиратами было совершено около 445 атак на различные корабли, причём 121 (почти четверть) – у берегов Индонезии. Но тогда об «угрозе мировой торговле» не было и речи. Об этом заговорили, только когда сомалийцы стали совершать половину из тех же 400 с лишним нападений. Пик захватов пришёлся на 2008-2011 годы. Только за этот период разбойники осуществили более 160 успешных атак, предпринимая по 100-200 попыток в год.
Как объяснить такую активность? В первую очередь, конечно, стоит принять во внимание бедственную ситуацию в самом Сомали. В начале 90-х годов XX века страна пережила военный переворот, за которым последовала гражданская война со всеми своими атрибутами – в том числе голодом и разрухой. Чтобы добыть себе пропитание в условиях упадка экономики, люди были вынуждены идти на самые отчаянные шаги – в том числе преступные.

Сомалийские рыбаки, из-за активизировавшихся в прибрежных зонах иностранных браконьеров и мафии, которая начала выбрасывать токсичные отходы в Аденском заливе, лишившиеся заработка, быстро смекнули, что достать деньжат можно, например, захватом кораблей, плывущих из стран Азии и Персидского залива в Средиземноморье через Суэцкий канал. Для этого не требовалось сверхусилий: быстрая лодка да оружие, достать которое в африканской стране после конфликта было не так сложно.

По разным подсчётам, за удачную атаку в самый пик разбойничества один человек мог заработать от трёх до 30 тысяч долларов. Только за 2008-2011 годы на выкуп захваченных сомалийскими пиратами судов и экипажа было потрачено порядка полумиллиарда долларов. Так что неудивительно, что слава о дурных подвигах пиратов быстро распространилась по побережью и число желающих поступить на «службу» только росло. Причём как среди простых людей, так и среди криминала, который даже начал организовывать пиратские базы. Больше всего их с молчаливого согласия властей было создано в Путленде - одном из квазигосударств на территории Сомали. Причём нередко такие образования были в доле с пиратами: плата за прикрытие, по разным данным, составляла от 70 до 80 (а в отдельных случаях и 85) процентов разбойничьих доходов

Воспользовались появлением пиратов на водном пути из Европы в Азию и обратно и страховые компании, взвинтили цены на свои услуги. Так, в 2008 году лондонские страховщики включили Аденский залив в список зон военного риска и стали взимать за это с судовладельцев страховые премии. А в 2009-м зону и вовсе расширили, включив в неё практически всю северную часть Индийского океана.

Аналогичным образом действовали и различные посредники: от компаний, занимающихся прокладкой удалённых от берега маршрутов, до частных охранных предприятий. Поэтому-то многие даже логично предполагают, что страховщики и другие «предприниматели» как минимум косвенно причастны к деятельности пиратов. Однако на деле, если мыслить логически, им не нужно было поощрять деятельность разбойников - достаточно подпитывать ажиотаж в СМИ. Ведь журналисты, создавая атмосферу страха, редко упоминали, что 99,8 процента проходящих в Аденском заливе судов так или иначе избегали встречи с пиратами. Так что закономерно, что вопрос «сомалийской чумы» полностью исчез из медийной повестки сразу после того, как меры безопасности в регионе были усилены.




Немножко геополитики



Размышляя над вопросом о сути сомалийского пиратства, нельзя забывать и геополитических моментах. Во-первых, нестабильность в районе Суэцкого канала нарушала привычный порядок доставки товаров на рынки Азии и Европы, в первую очередь энергоресурсов. А значит, создавала давление как на Старый Свет, так и на развивающиеся государств Востока.

Во-вторых, нестабильность деструктивно влияла на положение дел на Ближнем Востоке - регионе, борьба за влияние в котором идёт и по сей день. В частности, появление сомалийских пиратов несомненно отразилось на загруженности Суэцкого канала. В 2009 году по этому маршруту прошло 17 155 кораблей, что на 20 процентов меньше показателя 2008 года, когда по водной артерии проплыло более 21 тысячи судов. В результате Египет – главный выгодополучатель от транзита по каналу – недосчитался без малого миллиарда долларов доходов. В кризисные времена для Каира это были большие деньги, которые, возможно, помогли бы предотвратить «Арабскую весну» в стране.

Наконец, важно отметить, что провозглашённая мировым сообществом борьба с сомалийскими пиратами в итоге привела к милитаризации региона. Причём на законном основании – в соответствии с принятой в 2008 году резолюцией ООН. В итоге возможностью «засветить» свои военные силы в Аденском заливе и северо-восточной части Индийского океана воспользовались, например, США и союзники, в том числе по НАТО, ВМС Австралии, Индии, Малайзии, Китая, России, Швеции, Японии и других стран.

Однако не присутствие в регионе большого числа военных кораблей в итоге смогло остановить сомалийских пиратов. Сегодня принято считать, что с пиратством в Сомали покончили частные военные компании, которые в отличие от регулярных войск США и НАТО, действовали на берегу.

К их услугам в 2010 году, например, прибегнул эмир Абу-Даби Аль Нахайян, которому разбойники мешали вести бизнес-дела и танкерному флоту которого они напрямую угрожали. Шейх нанял отряд из 1000 человек с катерами и вертолётами, который за два года смог уничтожить порядка 300 пиратов.

При этом ЧВК действовали в Сомали и до этого. Как закономерный итог – в течение пяти лет с 2012 года о сомалийских пиратах ничего не было слышно. Только в 2017 году они вновь предприняли попытку захватить новый танкер – но безуспешно.

Иван Рощепий

Tags: Пираты, Сомали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment