марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

«Первые на Луне» 2005

https://radmirkilmatov.livejournal.com/2019/09/24/

Перебирал "видео-помойку" из нулевых годов... несколько тысяч дисков на разных языках - И вдруг "пробило", захотел пересмотреть, и понравилось еще больше, чем 12 лет назад...

Фильм сделан в жанре этакого журналистского расследования. Группа лиц расследует строго засекреченное дело в архивах ФСБ, и выдает сенсацию: оказывается, незадолго до Великой Отечественной войны в СССР создали первую ракету и отправили человека на Луну… Фильм составлен из документальной хроники, интервью свидетелей, и создается полная иллюзия того, что это реальное расследование, а не изысканное ироничное высоко художественное хулиганство про Историю.

История описывает время, когда вроде бы страна в едином порыве стремилась к новым свершениям. Но половина фильма снята скрытой камерой, и показана как архив Тех-Самых Органов, уйти от внимания которых не может ни один человек.

Полет происходит в 1938 году, а потом — зачистки, цензура и полное забвение.... Кадр за кадром перед нами восстанавливаются этапы феноменального инженерного подвига. В 1935 году конструктор Супрун предложил чертежи ракеты, способной вывести человека на орбиту. В НКВД подготовили план сборки аппарата, в работе оказалось задействовано около полутора миллионов человек, но благодаря хорошо поставленному режиму секретности, никто из них не догадывался, что был участником первой в истории космической программы.

Через отбор прошли тысячи человек, и окончательный состав отряда включал: Ивана Харламова — обаятельного харизматика времен Гражданской войны, Надежду Светлую — юную отличницу ГТО, Ханифа Фаттахова — военного водолаза, воспитанного в детском доме. Так как не было ясности с объемом жилого пространства в корабле, в отряд включили и лилипута, выступавшего в цирке в роли «живого ядра».

Подробности хроники завораживают проработкой деталей. За участниками Проекта установили круглосуточное наблюдение, для чего была разработана сверх-новая кинокамера, у уникальной компактностью и бесшумностью. Космонавтов знакомили с устройством ракеты, они участвовали в тестах оборудования (использовали животных: герметичность скафандра проверялась на обезьяне, исправность катапульты на свинье). Группа прошла несколько месяцев испытаний на перегрузки, на выносливость, психологическую устойчивость, через уроки астрономии и точных наук. Записывалось абсолютно все: как они спали и с кем, где гуляли, о чем и с кем говорили. В дальнейшем эти пленки и воспоминания единственного выжившего — Ханифа Фаттахова станут основой фильма «Первые на Луне».

Картина производит впечатление настоящей документальной хроники. В мире этот жанр лучше известен как «мокьюментари» (англ. mockumentary, mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный»). Книги и фильмы «псевдодокументального» жанра характеризуются большим числом (якобы) старых и случайных записей, перебиваемых «воспоминаниями» очевидцев событий. В нашей стране этот жанр не развит....

Режиссер проделал большую работу «воссоздавая» подготовку полета 1938 года, здания, костюмы, антураж, состаренная кинопленка — все сделано , конечно, иногда художественная составляющая картины пробивается, появляются чрезвычайно красивые эпизоды, явно указывающие на то, что это снято не случайным хроникером, а талантливым постановщиком.
Смотреть непривычно, ибо наш зритель привык доверят хроникам и не приучен его анализировать. Нормальный человек вообще потребляет происходящее на экране, мало задумываясь о содержании, акцентах и мотивации Режиссеров. Мы смотрим на экран, чтобы расслабиться, оказываемся уязвимы — и в этом состоянии с любым зрителем можно сделать много «не хорошего».

Когда тебе показывают акшен, триллер, стрельбу и погони — у обычного человека не возникает сомнений в искусственности на экране. Человек понимает, что это всего лишь постановка, шоу-бизЬнес.... Когда перед тобой документальная кинохроника, скрупулезно фиксирующая жизнь страны, многочисленные лица, перемежающиеся хорошо известными с событиями — трудно принимать такой жанр, как художественное воображение. Так же как ты если ты видишь приятного человека, с красивым уверенным голосом, говорящего в целом на знакомые темы — доверие появляется автоматически. Именно на этом построены большинство мошеннических схем именно так «усыпляется бдительности» и организуются аферы.

Казалось бы фантастика на уровне бреда, мистификация на грани идиотизма. И сюжет подтверждает: главный герой становится инвалидом. Половина команды космонавтов заканчивает век в цирке, став не героями страны, а просто скоморохами. Ожидания людей всегда оказываются обманутыми - своим временем.

Этот фильм — крайне интересная работа не только с точки зрения проработанного до мельчайших деталей материала, но и с позиции такой организации «подачи» этого материала.

Удачная высадка на Луну, осуществленная до Второй мировой силами нищей страны и тоталитарной секты Коминтерна — это не только насмешка надо мной - обывателем, который может поверить во что угодно. Но и изящный стеб над всеми нами, ведь уровень организации следующего полета на Луну и его «представления» — пожалуй, оказывается послабей, чем фантазия екатеринбуржского режиссера Алексея Федорченко. ))

Однако... разве Лунная программа США — вызывает больше доверия? Ведь, по большому счету, вымысла там гораздо больше. И наглости — показывать мистификацию в прямом эфире. И строго говоря, что такое программа "аполло", как не качественная "Мокьюнтари", документальный жанр на реальных деколрациях в прямом эфире...

Где правда и где вымысел в этом конкретном фильме — ты хорошо понимаешь. Съемки проходили в институте авиации в Челябинске на реальной технике из Звёздного городка, и на ней тренировался ещё Гагарин. И актёры в этом фильме крутились по-настоящему без дублёров. При бюджете в 1 млн. зеленых — особо не разбежишься... Свердловская киностудия 2005 год... без столичного пафоса...

При всей неординарности и какой-то «не игровой» составляющей этого фильма в нем есть интрига и тайна. Странный квест почти на мистическом уровне.

Финал подчеркнул соль увиденного. Мы не задумываемся, представляя свое прошлое в гулагах и нквд, что на самом деле тогда происходило.

У нас сегодня мало гордости за свою страну, а тут ты на какое время пропитываешься духом эпохи: сложной, трудной, героической, идейной. Страна, где еще разруха и смута — но в ней параллельно идут грандиозные свершения, страна развивается, ей нужны подвиги. Это оказывается время героев и авантюристов. Первый перелет без посадок через Арктику, полеты в стратосферу, сотни физкультурных и спортивных рекордов, трудовые подвиги один за одним — плотины, заводы, каналы, массовое строительство по всей стране. Образование и самопожертвование — вдруг оказались настоящей религией... Почему в такое время вполне не могли пойти на столь рискованный и опасный эксперимент по запуску человека на Луну?…

Хотя... если честно и без обид — что на самом деле есть кино? Что есть журналистика? Что такое История - вообще, как не политические спекуляции и интеллектуальное хулиганство?
75 минут отличного фильма... "Десять баллов".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments