марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Небесный исход

http://zavtra.ru/blogs/nebesnij_ishod/2019/10/09/

В "Театре на досках" состоялась премьера спектакля "Крот", автор пьесы и режиссёр— Сергей Кургинян

Александр Проханов


Трёхчасовое представление при переполненном зале произвело ошеломляющее впечатление. Хочу поделиться мыслями.

В ХХ веке Царствие Небесное опускалось на землю. То место, куда оно хотело опуститься, называлось Советский Союз. И Царствие Небесное коснулось Советского Союза весной 1945 года, в День Победы. Оно в тот момент настолько приблизилось к земле, что Советский Союз: окровавленный, окутанный дымом сгоревших городов, с не просевшими могилами, почти сравнялся по своим высшим смыслам, с Царствием Небесным. Это приближение к земле Царствия Небесного и встреча Царствия Небесного с землёй— могли быть описаны грандиозной мистерией, драмой, в которой грохотали пушки, переселялись люди, возводились города, стенали изувеченные и изнасилованные народы и классы. Спектакль "Крот" рассказывает о том, как Царствие Небесное покидало землю, как покидало Советский Союз. И удаление Царствия Небесного от земли, от Советского Союза, удаление Царства туда, откуда оно явилось, сопровождалось грандиозной мистерией распада и конца. В этой мистерии присутствовали слёзы, драмы, проклятия, версии происходящего, воскресали герои прошлого и умирали герои настоящего. И спектакль— рассказ об этом.


Приближение Царствия Небесного к земле— явление таинственное, неразгаданное. Его не объяснить партийными съездами, судьбами отцов-основателей Советского Союза, всевозможными заговорами и моделями. В этом приближении Неба к земле заключена та же тайна, которая присутствует, по-видимому, в самом сотворении мира. И уход Царствия Небесного с земли также является громадной тайной, которую не постичь разумом, быть может, не постичь даже сердцем, ибо сердце и разум суть проявление человечности.

Сергей Ервандович Кургинян наполнил это удаление космогоническими образами, в которых оно воплощалось. Образ Евтушенко, который представлен здесь как категория, как метафизический символ распада, неверности, этого изуверства, или образ Андропова, или рассказ о смерти Машерова, или феноменология Горбачёва и его супруги Раисы Максимовны,— всё это не персонажи, не герои, не характеры, не души и не судьбы. Всё это— метафизические категории, которыми режиссёр и автор пьесы хотел объяснить величественную и ужасную тайну, когда Царствие Небесное покидало нашу Родину, когда из нашей Родины излетали светоносные духи, когда её покидали ангелы, и на том месте, где когда-то был чертог Господень, где восседали эти ангелы, там обосновались бесы, химеры, обосновались чёрные валькирии.

Эстетика пьесы— непрерывные вопли кликуш, хрип, крик, истерика, клёкот, карканье воронья, причитания, церковные песнопения, движение пластин, досок, которые демонстрируют движение, смещение тектонических платформ, разрушение кристалла бытия. И всё это— способы, коими режиссёр, актёры хотели показать таинственную мистическую драму исхода Небесного Царства.

Думаю, что за пять секунд до апокалипсиса часы, которые показывают приближение Времён, загадочным образом остановятся. И время пойдёт вспять. А в этой тьме возникнет скважина, просвет, образуется полынья, сквозь которую из тёмного бытия на нашу Родину опять спустятся восхитительные крылатые существа— божественная субстанция Русских Времён.

Tags: искусство, культура, кургинян, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments