
"Красным Бонапартом" героя гражданской войны Михаила Тухачевского прозвали не просто так. Его биография была полна неожиданных взлетов, которые напоминали о судьбе Наполеона. Корсиканца тоже возвысила революция. И Тухачевский сумел сделать правильные ставки в азартной политической игре, которая развернулась в России в 1917 году. В марте 1918 года 25-летний поручик Тухачевский вступает в ряды Красной армии и быстро делает в ней карьеру.
Но к 1934 году крепнет власть генсека Сталина. И растет ропот среди оппозиции. Все чаще в кружке, объединившем видных деятелей революции, негромко обсуждают перспективы вооруженного восстания против сталинистов. Эту идею поддерживают сначала друзья Тухачевского Рыков, Бухарин, Пятаков, Примаков, Енукидзе. Сначала намеревались взять власть во время проведения XVII съезда партии. Но потом показалось, что успех может и ускользнуть.
Вторая попытка планировалась на годовщину Октябрьской революции в 1936 году. Вновь не хватило решительности. Перенесли на 1 января 1937 года. И вновь осечка. Наконец отступать было уже некуда. Сталин стал менять руководство карательных органов. Убрали Ягоду из руководства НКВД. Пошли аресты чекистов. Мятеж Тухачевского надо было осуществлять как можно скорее.
Сталинское окружение должно было быть уничтожено
Оппозиция выдвинула идею начать чистку руководства 7 ноября 1937 года. Как раз на Красной площади должен был состояться масштабный парад войск. Среди участников этого праздничного смотра боеготовности РККА было много сторонников Тухачевского, которому отводилась роль диктатора. Сам Тухачевский от такой должности не отказывался и был готов взять на себя всю тяжесть этого бремени.
Но каким был конкретный план мятежа? Ключевым событием, естественно, заговорщики определяли устранение генсека Сталина. Член партии с 1905 года и большой авантюрист, нарком внешней и внутренней торговли СССР Аркадий Розенгольц предлагал пройти в кабинет Сталина и заявить ему о заговоре среди военных. Нарком был уверен, что ему удастся заставить вождя вызвать в Кремль Ворошилова и Молотова. С генсеком и его сподвижниками Розенгольц хотел разобраться несколькими выстрелами из револьвера.
Были и другие кандидаты на роль террориста номер один. К примеру, супруга Тухачевского Нина Евгеньевна. Эта дама являлась на все приемы в Кремле, где присутствовал Сталин. Она могла взять в сумочку маленький браунинг и всадить в Кобу несколько пуль. Для этого будущая террористка регулярно посещала тир и тренировала навык меткой стрельбы. Для мятежа Тухачевского эта женщина могла оказаться просто находкой.
Правда, с течением времени Нина Евгеньевна так стала переживать, что потеряла всякое психическое равновесие. К тому же Тухачевский охладел к супруге и переключился на другую женщину — оперную диву Веру Алексеевну Давыдову из Большого театра в Москве.
Соратники Тухачевского имели свои виды на маршала Буденного
Большую ставку в организации мятежа оппозиция делала на молодежь. Специальные группы боевиков должны были создать несколько вооруженных провокаций в центре Москвы. Кремль блокируется верными частями, которые направляются по приказу Тухачевского. Особенное внимание нейтрализации штаб-квартиры органов госбезопасности. Тут не останавливались даже перед применением бронетехники. Нарком Ежов должен был быть немедленно расстрелян на Лубянке.
Части РККА также должны были занять Наркомат обороны и штаб Московского военного округа. Естественно, как и учил товарищ Ленин в Октябре, нельзя было не захватить городскую телефонную станцию и все телеграфные отделения, чтобы помешать сталинистам подтянуть войска из соседних регионов. Также блокировались все без исключения городские вокзалы и вводился самый жесткий контроль движения.
Во время мятежа роли распределялись предельно четко. Так, Уборевич, вызванный из Киева, прилетал для руководства восставшими из Смоленска для захвата Генерального штаба РККА, а Якир из Киева для наведения порядка в ЦК ВКП(б). После установления полного контроля над столицей СССР мятежники планировали заняться пересмотром партийных документов и уговорами таких деятелей, как Михаил Калинин.
Большую роль играли в заговоре и такие деятели революции, как Р. А. Петерсон, бывший начальник бронепоезда Троцкого и комендант Кремля, личный друг Михаила Тухачевского. При Петерсоне действовал разведчик, комиссар госбезопасности 2-го ранга, член ЦИК СССР Карл Паукер, который занимался в свое время вербовкой агентуры среди немецких военнопленных.
План оппозиции взять власть в свои руки рухнул, как карточный домик. У генсека Сталина хватило сил и проницательности, чтобы парировать угрозу. Лето 1937 года выдалось горячим. Военная коллегия Верховного Суда СССР в июне работала, как на конвейере. Смертные приговоры были вынесены командармам 1-го ранга Ионе Якиру и Иерониму Уборевичу, командарму 2-го ранга Августу Корку, комкорам Роберту Эйдеману, Витовту Путне, Борису Фельдману и Виталию Примакову. Но главной жертвой стал маршал СССР Михаил Тухачевский. Его дело рассмотрели стремительно. Почему так торопились следователи? Вероятно, чтобы скрыть другие части айсберга, которые могли быть уничтожены органами госбезопасности. Точной даты казни "красного Бонапарта" историки не установили до сих пор.
Источники:
- Дело антисоветского «право-троцкистского блока». Стенографический отчет.
- Кантор Ю.З. Тухачевский.
- Справка комиссии Президиума ЦК КПСС «О проверке обвинений, предъявленных в 1937 году судебными и партийными органами тт. Тухачевскому, Якиру, Уборевичу и другим военным деятелям, в измене Родины, терроре и военном заговоре»
- Лазарев С. Е. «Заговор маршалов» был выдуман в Париже?