Судьба отвела выдающемуся конструктору подводных лодок Михаилу Русанову 76 лет. Эти годы вместили повороты судьбы, гениальные инженерно-конструкторские решения, неоднократные проявления жесточайшей несправедливости. Михаил Георгиевич без малого полвека отдал военно-промышленному комплексу СССР.
Но 2 апреля 1945 года случился неожиданный поворот – Русанова объявляют врагом народа и на семь лет лишают свободы. Конструктор держался стоически и, работая в «шарашке», отметился созданием уникальных изделий. Это и самоходный док-завод, и гидрокомпрессионная камера для обучения и тренировок водолазов, и гидрореактивный движитель. Заслуживает упоминания проект подводной лодки с турбинными двигателями, работа которых обеспечивается за счет парогазовой смеси.
Освободили за 11 месяцев до смерти Сталина. Но по действовавшим законам путь Михаила Георгиевича в большие города был заказан, потому год пришлось кантоваться на второстепенных должностях. В 1953–1956-м он – заместитель главного конструктора в ЦКБ-112.
2 октября 1956 года стартовал новый этап трудовой деятельности Михаила Русанова, связанный с СКБ-143. Первая его должность здесь – заместитель главного конструктора АПЛ проекта 645, вторая – главный конструктор подлодки проекта 653. Проект 653 представлялся экспертному сообществу довольно перспективным, но, к сожалению, утонул в бюрократических проволочках и не был доведен до логического конца. Кораблестроитель с головой ушел в новый проект, который в официальной отчетности проходил как 705-й, в миру – «Лира». По существу был взят курс на революционные изменения АПЛ: комплексная автоматизация, сокращенный экипаж, электрическая сеть с частотой 400 герц, совмещенные мачтовыдвижные устройства, гидравлические ТА, ракетное оружие с горизонтальным стартом, титановый прочный корпус, разрезные рули. Проектируемый корабль имел высокую подводную скорость хода и обладал запредельной маневренностью. Плюс малые магнитное и акустическое поля, а также способность приступить к выполнению задачи практически сразу после получения приказа, без долгой подготовки. А скорость более 40 узлов позволяла оторваться от торпед ходом.
После того как АПЛ проекта 705 появились на вооружении у советского ВМФ, главный конструктор стал заниматься усовершенствованием. Был запущен на уровне разработок проект 705Д («довооруженный»). Но не успел Русанов поставить перед компетентными органами вопрос о реализации разработок, как проект попал под стандартную формулировку: «Закрыт без рассмотрения». Лодка оказалась слишком инновационной, ее было тяжело обслуживать да и экипажи жаловались на плохую обитаемость. «Лиры» были бы незаменимы на войне, но оказались обременительными для флота в годы мирной службы.
Конструктор чувствовал, что над ним сгущаются тучи. В узком кругу за два месяца до 65-летия прозвучало следующее его заявление: «Я знаю, что обречен, – меня снимут, это вопрос времени». Перестройка добила проект – уже к 1992 году все семь 705-х были выведены из состава флота, на их эксплуатацию попросту не хватало средств.
Что Михаил Русанов получил от родного Отечества за выдающийся вклад в укрепление его обороноспособности? Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, статус персонального пенсионера республиканского значения. Хотя то, что он реально сделал, вполне заслуживало «Золотой Звезды» Героя Социалистического Труда и Ленинской премии.
доктор исторических наук