марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Деградация

https://kajaleksei.livejournal.com/2019/12/19/

Уже давно (иногда) пишу заметки на производственные и смежные темы: "Сказка про советский станок", "Как зарезать курицу...", "Кадровое истощение", "Особенности отечественной разработки", "Организация и реформы производства", "Реквием о советском ВПК" , "Корпоративный каннибализм", "Об управленческой катастрофе", "Бессилие ракет", "Нюансы отечественного очковтирательства", "Лазерное очковтирательство", "О советской предусмотрительности"...

Решил немного затронуть некоторую организационную диверсию заложенную под ВПК еще в бытность СССР, в рамках ГОСТов СРПП ВТ (ГОСТ В 15.2ХХ), а так же в прочей сопутствующей НТД, и старательно повторенную уже в буржуазной РФ в системе СРППП ВТ (ГОСТ РВ 15.2ХХ). Суть ее в том, что государственными стандартами, в рамках ОКР, по умолчанию предусмотрена абсолютно безошибочная работа всех конструкторов. При этом, практически исключается возможность допущения существенных просчетов и ошибок (в то время, как в рамках НИР, к примеру, даже полная неудача является вполне качественным и легитимным результатом). Причем, ситуация дополнительно усугубляется практически полным прекращения НИР, выполняемых в рамках ГОЗа. Объяснить такое явление можно только злым умыслом и/или злокачественным перфекционизмом.


Чисто теоретически, в рамках могучего советского ВПК, на реализацию этих прекрасных принципов еще можно было бы надеяться (особенно, при условии проведения предварительных полномасштабных НИР, с разработкой, изготовлением и всесторонним испытанием экспериментальных образцов). С практической же точки зрения, этот маразм, даже в советское время, вел только к бессмысленным, никому не нужным, конфликтам между Заказчиком и представителями ВПК (хотя и не имел серьезных последствий из-за особенностей устройства социалистической экономики). А в конечном счете, приводил к снижению качества разработки изделий ВиВТ. Сейчас же, подобная безошибочная работа невозможна в принципе, по следующим причинам:

1. Резко снизились качество подготовки и накопленный практический опыт работы трудящихся в ВПК (и конструкторов, и рабочих). Низкие уровни зарплат, сложная, ответственная и тяжелая работа, регулярные массовые увольнения, приводят к высокой текучести кадров. В результате нарушается преемственность, теряются заделы и накопленный опыт. Поэтому, основная масса работников современного ВПК состоит из стариков (от которых сейчас избавляются всеми силами) и недоучек разной степени криворукости. Не говоря уже о существенно более низком исходном уровне образования. Разнообразные технические ошибки, при этом, становятся нормой, а не исключением. В том числе, и детские ошибки...

2. Практически ликвидированы научно-исследовательские учреждения (НИУ) Заказчика, основной задачей которых была выработка оптимальных требований к образцам ВиВТ и контроль за их реализацией (любая современная разработка ВиВТ,  это сложный технический компромисс между желаемым и возможным, правильность и оптимальность которого могут оценить только эксперты достаточно высокого уровня). Даже в советское время, имея развитую научную инфраструктуру, требования (ТЗ и ТТЗ) к новым образцам ВиВТ часто завышались или занижались, как ошибочно, из-за вражеской дезинформации и/или неправильных выводов при анализе достоверных сведений, так и по конъюнктурным соображениям.

Сейчас же этими вопросами занимаются главным образом профессиональные жулики и малограмотные бюрократы, которые руководствуются только дезинформацией и конъюнктурными соображениями, поэтому требования, предъявляемые ими к ВиВТ,  никакого отношения к реальности не имеют. Причем, оценка соответствия изделий предъявляемым требованиям, осуществляется бескомпромиссно и формально, но абсолютно некомпетентно, что ведет к тотальному очковтирательству (и разработке заведомого хлама). К счастью для отечественной промышленности (и горю для военных), испытательная база МО РФ уже настолько деградировала (и продолжает деградировать), что многие недостатки испытываемых образцов Заказчик выявить уже не в состоянии (они если и обнаруживаются, то только в ходе боевых действий, чем частично объясняется пристрастие наших военных к участию в разных вооруженных безобразиях).

Не знаю точно, как именно решался этот вопрос до принятия системы СРПП ВТ, и существовала ли подобная проблема вообще, но после ее внедрения парадокс возник. Дело в том, что испытания и доработка, по их результатам, изделий ВиВТ (как правило, сложных и новаторских, хотя бы в отдельных элементах, иначе новая разработка просто не имеет смысла), это достаточно важный, длительный и дорогостоящий этап разработки ВиВТ. При этом, в рамках стандартов, финансирование работ по устранению недостатков предусмотрено за счет... разработчика. Мало того, любые выявленные ошибки и недостатки приводят (должны приводить) к санкциям. Причем, сами испытания, еще с советских времен (не только в рамках СРПП ВТ, но и с учетом ГСИ, ГСС, КСОТТ и КСКК), предусмотрены чрезвычайно тщательные и суровые. Зачастую, даже избыточно суровые, за пределами разумного. В результате возникают следующие эксцессы:

1. Фактический объем и содержание испытаний не только можно, но и нужно сокращать. Все это понимают и соглашаются. Но, решение этого вопроса никак не нормировано и полностью отдано на откуп бюрократическим структурам, что открывает перед ними колоссальные возможности злоупотребления своим положением, чем они беззастенчиво пользуются.

2. Из-за коррупционной составляющей, возникают следующие эффекты:

а. Не проводятся, в первую очередь, не избыточные и ненужные, а именно самые сложные для прохождения и неудобные для разработчика виды испытаний. Это напрямую ведет к снижению надежности и качества ВиВТ.

б. Часть действительно важных испытаний проводится формально или никак, но это теряется в общей массе бессмысленных фиктивных проверок.

в. При отказе от участия в коррупционных схемах, разработчикам приходится проводить явно избыточные и излишние испытания.

3. В связи с отсутствием у разработчиков собственных средств, достаточных для устранения недостатков и исправления замечаний (как правило, даже если они и есть, то быстро и дотла распиливаются "эффективными менеджерами"), они вынуждены:

а. Оспаривать необходимость устранения мелких недоделок, которые не влияют на ТТХ образцов. В результате в серию идут изделия формально соответствующие требованиям Заказчика, но хуже, чем могли бы быть.

б. Скрывают крупные недостатки, чтобы избежать неприемлемых (как правило) финансовых потерь. Что потом приводит к тяжким последствиям, но потом...

в. Избегают крупных доработок образцов, даже если они необходимы. В каждом конкретном случае, стараются обойтись минимально возможными изменениями в документации.

г. Стараются решить все проблемы путем очковтирательства и подкупа контролирующих органов.

4. Естественно, Заказчик осознает эти проблемы и предпринимает усилия для их решения, хотя бы и в обход действующей НТД. К примеру:

а. Открывает фиктивные новые НИОКР, основная цель которых профинансировать работы по устранению недостатков, выявленных в ходе испытаний в рамках других ОКР.

б. Предусматривает, или вводит новые, этапы и виды работ (в уже открытых ОКР), в рамках которых может профинансировать (по факту) устранение недостатков.

в. Закрывает неудачные ОКРы и открывает новые, полностью аналогичные, в рамках которых разработчики доводят или пытаются довести до ума те же самые изделия.

Все это ведет к следующим последствиям:

1. Разлагающе действует на Заказчика, структуры которого быстро коррумпируются (с одной стороны, все понимают необходимость таких незаконных действий и смотрят на это безобразие сквозь пальцы, с другой - вся ответственность остается на непосредственных исполнителях и они действуют на свой страх и риск, не столько на пользу дела, сколько в интересах своей личной выгоды, что неизбежно в рамках паразитической буржуазной парадигмы). И это напрямую ведет к снижению качества и надежности ВиВТ, развитию очковтирательства и ускорению развала остатков советского ВПК.

2. Разлагающе действует на разработчиков, которые быстро привыкают, что любые технические проблемы можно решить финансовым путем. Кроме того, усиление финансовой составляющей в производственных процессах, ведет к вытеснению технических специалистов эффективными менеджерами, которые кроме очковтирательства и коррупции ничего делать не умеют по определению (зато, воровать, подкупать и обманывать, обучены профессионально, гораздо лучше любого инженера).

3. Даже у честных и квалифицированных инженеров, страх перед ошибкой, тяжестью ее последствий, вызывает склонность к банальным и хорошо отработанным техническим решениям, результат применения которых заведомо ущербный (технически отсталый и устаревший), но всегда надежен и точно соответствует ожиданиям. Даже если у кого-то и есть новые интересные идеи, способные продвинуть науку и технику далеко вперед, попытка их реализации ведет к слишком большому и неоправданному риску (в лучшем случае, при полном успехе, разработчики получат большое человеческое спасибо, хотя и не обязательно, а при любых других вариантах - гарантированные неприятности, вплоть до уголовного наказания, разорения и банкротства предприятия).

4. Приводит к катастрофическим последствиям любой серьезной конструкторской ошибки (которые бывают нечасто, но практически неизбежны) для предприятия в целом.

5. Усиливает паразитические "госкорпорации", которые обладают практически безграничными возможностями в области коррупции и очковтирательства, и поэтому государству неподконтрольны в принципе, от слова никак.

Парадокс ситуации в том, что если Заказчик будет оплачивать работы по устранению недостатков на тех же условиях, что и все остальные, то предприятие становится заинтересовано в низком качестве разработки, чтобы потом зарабатывать на доработках, а если совсем не оплачивает, или платит слишком скудно, то предприятие начинает скрывать и отпираться от обнаруженных недостатков, чтобы снизить или избежать расходов на их устранение. Поэтому, в этом деле нужен какой-то разумный компромисс. К примеру, такие работы можно было бы оплачивать с уменьшенной нормой прибыли и/или строго по факту. Чтобы для предприятия это было не слишком выгодно, но не вело к финансовой катастрофе, таким образом, чтобы любая доработка всегда была предпочтительнее, чем уклонение от нее.

Впрочем, с учетом современного состояния отечественного ВПК (и всей страны в целом), эта проблема является несущественной. Деградация уже достигла такой степени, что решение каких-то отдельных организационных трудностей на общей эффективности системы никак не скажется (по крайней мере, в лучшую сторону). В рамках капиталистической парадигмы все пути заведомо ведут в тупик. Но в будущем, после возврата к социалистическому пути развития, к этим вопросам нам придется вернуться...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments