марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Культурные Проекты 19-го века: «Лермонтов».

https://radmirkilmatov.livejournal.com/278971.html#comments/2020/02/03/
Доказывать, существовал или не существовал Лермонтов — нелепо… Понятно, что был человек, который носил такую фамилию, возможно даже писал стихи, возможно, обладал похожей судьбой…

Но «Лермонтов», как культурный феномен, этап русской литераторы, автор популярных стихов — такой появился только в конце 19-го века.

С Пушкиным все более-менее ясно. Верить в то, что молодой человек за неполные 37 лет смог написать (пером, в разъездах и служа) 10 томов произведений, 90% из которых точно несут печать гениальности — могут только очень наивные люди, (извините) не умеющие подвергать сомнению даже очевидное.

Его жизнь расписана по минутам, его потомки словно соревновались между собой — кто из них лучше знал Пушкина, у него множество писем. Дамы (пардон, словно) боролись за честь войти в его «дон-жуанский список». Автограф «самого» Пушкина — был капиталом, элементом причастности к элите, культурной связью. Потому обладать автографом «Самого Пушкина» было намного почетней, чем автографом «условного пупкина»...

Нормальному человеку нужны подобные герои — даже подсознательно. Самым ярким свидетелем искусственности «Проекта Пушкин» был канцлер Империи Александр Горчаков (1798-1883), лицеист и сокурсник Пушкина, после смерти которого в его архиве были найдены несколько неизвестных стихотворений Пушкина и неоконченная поэма «Монах»… забавное графоманство, уверенно сегодня присоединенное к «наследию»…

Творчество его продолжателя Михаила Лермонтова — уникально в другом: это почти индивидуальный «проект» Алексея Апухтина. Именно Апухтину (15 (27) ноября 1840 Орловская губерния — 17 (29) августа 1893, СПб) принадлежит честь «открытия» творчества Лермонтова.

«Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!»
Это Апухтин - 1876

Стихотворение Лермонтова нам известно со школы.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(М.Ю.Лермонтов)


Стиль, почерк, интонации, темы, настроение, образы — у двух поэтов иногда абсолютно одинаковы. И такое впечатление, что более поздний автор в какой-то мере даже «глумился» создавая героя, оставляя за своей репутацией — черты, полностью противоположные своему герою. Этакий «творческий мазохизм» художника... Чем больше получалась пропасть между реальным Апухтиным и его художественным воплощением - похоже, тем больше удовольствия получал Апухтин - от своего необычного произведения...

Один красавец - другой урод,
один стройный - другой жирный,
военный - гражданский,
здоровый - больной,
первый любимец женщин - второй старый пид...ас,
и т.д. почти во всем...


ПС. Есть по крайне мере, еще одно стихотворение, которые похоже на стиль Апухтина, но приписываемое еще одному Большому художнику - Ивану Сергеевичу Тургеневу «Утро туманное, утро седое».... Совершенное и гениальное стихотворение, которое выдает руку опытного мастера. Но Тургенев больше никак в стихосложении замечен не был...

Лермонтовское «Бородино»? Оно всплыло во второй половине 19-го века...

ППС. Удивительное было время. Сейчас бы «тырили» чужое - а тогда «складывались» в общее достояние...

(1843)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды так жадно, так робко ловимые.
Первая встреча — последняя встреча —
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.


Ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведя стыда...»

ППС. В конце 1980-х группа Кино и Виктор Цой стали культурным и политическим феноменом в СССР. Продюсером, менеджером и главным бенефициаром этого проекта был довольно одиозный персонаж советской эстрады Виктор Айзеншпис. Есть присмотреться, то в связке Цой — Айзеншпис — легко увидеть что-то похожее на связку Лермонтов - Апухтин ??


Часть вторая. Сколько стоит «Лермонтов»?

Наследие Лермонтова - интересный повод поговорить об объемах подлогов в Истории. Опыт аудитора говорит: все врут. Врут - не потому, что все кругом - лжецы. Просто врать бывает проще, чтобы соответствовать общим ожиданиям.

У аферистов есть забавное правило: не разрушай чужие аферы, чтобы не разрушали твои. Когда у исторических артефактов нет независимой (внешней) экспертизы — рано или поздно любое замкнутое сообщество приходит к странному «согласию». Эксклюзивное право оценивать исторические «артефакты» - неразрывно связано с умением (и возможностью) подобные «артефакты» создавать. Создается круговая порука: одной рукой создаются шедевры и артефакты — другой рукой шедевры продаются. И тут внешние ожидания доведут любую профессию - до вранья.

О чем речь: автографы Пушкина, Лермонтова, Гоголы — это не только культурное достояние, но и своеобразная «валюта». Дело не только в цене. Хотя цена — ого-го! Очень важный фактор. Наличие подобного артефакта в той или иной коллекции — может свидетельствовать о «благородном происхождении» обладателя этого артефакта — не хуже, чем генеалогическое древо или диплом приличного университета. Наличие нескольких подобных «артефактов» - это ступенька к более высокому социальному статусу.

И вот приносят подобный «артефакт» к оценщику… Когда изготовитель, оценщик и обладатель оказываются связаны одним мотивом — считай, вариантов нет.


К чему обличения? Существует несколько (для примера) признанных историками автографов Лермонтова.

Когда эти автографы находились в разных коллекциях - их невозможно было оценивать между собой. Вопроса про подделки - даже не возникало. Но с появлением Сети - оценить разные автографы из разных коллекций может любой. И что видно:

Вот - черновик стихотворения «Смерть поэта».


Что бросается в глаза? Разная степень нажатия пера на бумагу. Это говорит о разной степени старания. При прочтении текста - очень бросается в глаза, что буквы "д", "ъ", "б", "р" пишутся по разному. Словно автор половину письма старался походить на кого-то другого. Разная толщина особенно заметна при сравнении толщины линии у письма и у рисунка. Почерк мелкий - почти без отрыва.

Но даже не это главное. Главное - проверить материал, на котором сделано письмо, технологию изготовления - и оценить по какой технологии сделаны бумага и чернила. Это не может быть бумага из целлюлозы. Технологии изготовления из целлюлозы не будет существовать еще четверть века после смерти Поэта. А если это бумага, сделанная из тряпья и вторсырья - возникает вопрос: как она сохранилась в насколько хорошем качестве? Тряпье подвержено тлению и распаду. Об этом знает любой, кто соприкасался со старыми книгами. Именно по этой причине оригиналы исторических документов хранят особенно тщательно.

Вот другой автограф поэта - то же стихотворение, но - «беловик». Две страницы, в конце второй из них даже подпись... Автограф поэта. Вау!! Рука самого Лермонтова.



Однако сравните предыдущий "черновик" - с этим "беловиком". Другой почерк: другой наклон, частые отрывы пера, более крупные и округлые буквы, другое нажатие пера, другая техника написания характерных букв - "д", "ъ", "б", "р"... Из общего - только содержание документа. Но именно для этих целей и создаются "артефакты". Создать эффект своей «принадлежности» к Личности.


Дайте мне покупателя - и я сделаю для него превосходные автографы - кого? Скажем, президента... сейчас на Путина спрос. И его фотография с дарственной надписью на имя любого желающего, поставленная в кабинете высокопоставленного афериста - в несколько раз может повысить сумму его взяток... Механизм понятен?

Могу доказать, что он проработал мастером на нашем заводе, сделал корьеру от простого рабочего — до начальника производства, и только потом — поступил в Ленинградский университет… Мы найдем его трудовые книжки, фотографии, свидетельства коллег, характеристики.

Не нравится?
Сделаем на любого навального…
Не приятно?
Но исторические артефакты на 99% состоят из подобных мотивов.


Вернемся к Лермонтову. Автограф 3. "Споръ". Присмотритесь и прочтите - хорошо известное:
Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою (* - Эльбрусом)
Был великий спор.


Третий вариант почерка. Более размашистый. Более наклонный. Более мелкий. Другие характерные буквы, плюс - особенное "е" в слове "седовласый". Здесь даже нет речи про то, что само стихотворение написано в другой манере, другим стилем. Почерк прямо говорит про другого «автора». Почему? Когда за условного «лермонтова» платят больше, чем за (извините) «иванова» - читай, выхода нет. Стихи часто пишут за деньги. Прри такой мотивации вопрос подписи решается сам-собой за счет рыночной цены. Чем лучше стихотворение — тем больше шансов ему уйти по достойному адресу.


Четвертый вариант почерка - черновик известного стихотворения
"На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она..."

Что видим? Четвертый вариант почерка. Другие "б", "д", "р", особенные "х" и "т"... Более быстрый и уверенный в себе "поставленный" почерк. Другой наклон, более крупные буквы. Явно карандашный рисунок на листе, который бесспорно повышает уровень доверия к автографу. Ведь известно, что Лермонтов был еще и неплохим художником.


В завершение - выдержка статьи 2002 года:

Сегодня на аукционе Sotheby's, специализирующемся на рукописях и старинных книгах, были проданы ценные документы. Среди них рукописный вариант стихотворения Лермонтова "Кинжал", созданного в 1838 году, который ушел с молотка за 10 тыс. фунтов стерлингов. Письма гениального поэта, написанные с 1839 по 1841 гг., продать не удалось, так как организаторы запросили за них слишком большую сумму.

Отдельно стоит отметить, что выставленные на аукцион письма и приказы Николая I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины I и Екатерины II были проданы за относительно небольшую цену: от от 550 до 1,1 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме вышеозначенных культурных ценностей, среди лотов сегодняшнего аукциона также присутствовали редкие издания научных трудов русских ученых: Михаила Ломоносова, Николая Лобачевского, Дмитрия Менделеева, Николая Пирогова и Ивана Павлова.

Пока не уточняется, участвовали ли в торгах представители государственных музеев. Многие участники аукциона захотели остаться инкогнито. Дело в том, что в последнее время участились случаи краж редких изданий, и никто из коллекционеров, безусловно, не пожелал становиться потенциальной жертвой воров, специализирующихся на антикварных книгах и манускриптах.


Часть Третья.

«Не разрушай чужие аферы, чтобы не разрушали твои...»

Весь текст современной Библии - сделан на основании находок немецкого авантюриста Константинома (фон) Тишендорфа. В 1844 году он совершенно случайно в одной из библиотек монастыря Святой Екатерины (на Синае) заметил (разумеется!) подготовленные к уничтожению листы старой рукописи. Исследовав библиотеку, немецкий учёный обнаружил ещё 86 листов того же манускрипта, которые с разрешения монахов монастыря вывез в Европу и опубликовал под названием «Фредерико-Августиновский кодекс» (поздней - «Синайский кодекс», то есть, практически весь Новый Завет), посвятив его своему покровителю — королю Саксонии....

Экспертизу рукописи Тишендорфу сделали…. сами же монахи, на основании (не упадите со стула - РК) «экспертизы почерка»...

Так что «лермонтов» - это интересно,
но там не тот размах подделки.

В 1859 году Тишендорф уже под покровительством русского царя Александра II, вернулся на Синай. За день до его отъезда монастырский эконом принёс ему завёрнутую в красную ткань рукопись. Тишендорф обнаружил, что документ содержит не только значительную часть Ветхого Завета, но и полный Новый Завет в прекрасном состоянии. Тишендорф попытался выкупить рукопись, но безуспешно. Через два месяца Тишендорф, его книготорговец и аптекарь переписали 110 тысяч строк текста рукописи. После переговоров рукопись была уступлена русскому царю. В 1862 году появилось факсимильное издание рукописи в четырёх томах.

В архивах Министерства иностранных дел Российской Федерации в 2010 году было найдено соглашение, подписанное в 1869 году архиепископом монастыря Святой Екатерины на Синае и представителем Российской империи. Архиепископ Синайский Каллистрат III от имени монастыря подтвердил, что рукописи Ветхого и Нового заветов из монастыря были переданы российскому императору. Грамота была передана графу Николаю Игнатьеву, с которым архиепископ Каллистрат встречался в Каире. За Кодекс монастырю было уплачено девять тысяч рублей. Тишендорф привёз кодекс в Санкт-Петербург. Император передал бесценный дар в Публичную библиотеку, где он сохранялся до 1933 года. Тишендорф получил дворянство, земли и деньги.

ПППС. Когда Автор в течение многих лет жил на Синае, продавцы исторических артефактов рассказывали ему эту историю — с немного другими акцентами, превознося находчивость монахов из Катерининского монастыря. Они сожалели, что подобные авантюры с артефактами - удаются только однажды в Истории...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments