марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Подготовка к приватизации на примере фильма "Приключения Кроша"

https://p-balaev.livejournal.com/2020/02/06/
 Один из читателей попросил меня написать о фильме 1961-го года «Приключения Кроша». Как я понимаю, его заинтересовал в этом фильме вопрос производственной практики школьников в разрезе политехнического обучения.

https://youtu.be/STzBI4Iz7gU
  Я думаю, не случайна и дата выхода фильма и книги, по которой он был снят. Обязательно нужно знать, что из себя представлял автор книги и сценария к фильму – Анатолий Рыбаков. Он же является автором знаменитого романа «Дети Арбата», почти автобиографического. В 1933 году молодой троцкист Рыбаков получил 5 лет ссылки  по приговору Особого совещания ОГПУ. Наука пошла впрок, в отличие от других троцкистов, таких, как Шаламов,  Рыбаков после отсидки вел себя тихо, свое нутро не демонстрировал. В конце 40-х годов стал заниматься писательской деятельностью, писал вполне хорошие книги. Уже  во время Перестройки из него полезло троцкистское дерьмо.

Но вот что отличает троцкистов – они до Перестройки СССР времен Хрущева и Брежнева прямо боготворили. А во время Перестройки стали заплевывать даже  страну тех лет. И снова кувырок – в наше время они его опять на щит подняли. Троцкий также кувыркался со своей «перманентной революцией».
               Серия повестей Рыбакова о Кроше – вполне неплохая. Юноша с активной жизненной позицией борется против равнодушия и мещанства. Для воспитания юношества такие повести полезны. С одной стороны. С другой – из подобной литературы проросло нынешнее понимание проблем СССР, в котором скурвившийся народ предал социализм. В повестях Рыбакова само государство в лице Партии совершенно ни в чем не виновато, оно там, практически, отсутствует.
      Понятно, что никто и не дал бы автору в те годы писать о роли Партии в негативных тенденциях, но, все же, в его повестях симпатии к СССР времен застоя выпукло обозначены. И с крайней степенью ненависти он в Перестройку стал писать о времени Сталина.
       А в 60-е годы как раз была похоронена идея всеобщего политехнического обучения, взамен которой в школе стали внедрять мастерские и производственную практику, называя такую школу политехнической.  Я не буду здесь расписывать, чем политехническая школа, настоящая коммунистическая, отличается от школы с производственной практикой, на сайте нашего Движения есть серия статей о политехнизме, там об этом можно прочесть.
          Но о самом фильме. Что сразу бросается в глаза – отсутствие в нем даже намека на комсомол. Все школьники, показанные в фильме, проходят производственную практику на автобазе после 9-го класса, они уже все комсомольцы. Но комсомол они с собой на практику не взяли, оставили его в школе. Отсутствует в фильме и комсомольская организация автобазы. Ее нет в фильме. Но на таких предприятиях комсомольские организации были в обязательном порядке.
     Я думаю, что Рыбаков, сам того не осознавая, описал реальную ситуацию с комсомолом. У нашего поколения 60-х  комсомол тоже за двери школы не выходил, а на предприятиях комсомольские организации существовали для галочки, их никто всерьез не воспринимал.  Даже на БАМе весь комсомол заканчивался комсомольской путевкой, строителям БАМа он был до лампочки. О нем вспоминали только в ритуально-пропагандистских целях.
        Сама школьная молодежь в фильме показана замечательно. Замечательно в том плане, что мы видим не советскую молодежь, а барчуков, которые получили воспитание, практически, такое же, которое давалось дореволюционной дворянской молодежи.  Эта молодежь не готова ни к какой ответственной трудовой деятельности, она жаждет лишь развлечений, чего-нибудь этакого интересненького, навроде собрать самим себе автомобиль. Просто работать ремонтниками – им не прикольно.  Отсутствие чувства ответственности у инфантильных подростков-барчуков привело к аварии, в которой, по счастливой случайности, никто не пострадал.
      Конечно, эта практика оказалась для школьников полезна. Здесь нет возражений. Барчуки хотя бы столкнулись с производством, получили какие-то трудовые навыки, опыт работы в производственном коллективе.  Но, по большому счету, всё это запоздало, 16-летние юноши – почти сложившиеся люди, время было упущено. Даже по тем характеристикам школьников, которые зачитывал закадровый голос, это совершенно понятно.
             Еще великолепно показан директор автобазы, которому навязали этих практикантов, а он толком даже не понимал, что с ними делать. Когда училка, их классный руководитель, сказала ему, что он тоже должен быть педагогом, раз к нему дети пришли на практику, этот мужик очень удивился.
      Да, ребята какие-то деньги заработали, научились гайки закручивать, разряды по рабочей специальности получили, большинству совершенно не нужные, потолкались среди работяг – и вся польза от такого «политехнического обучения».
            Ну и, самое характерное для той эпохи СССР в фильме составляет основную сюжетную линию – кража запчастей, амортизаторов, одним из рабочих. Главный герой, школьник Крош, по собственной инициативе расследует эту кражу.
     Фильм вышел на экраны в 1961 году. За восемь лет до его выхода после пропажи запчастей, государственного имущества, на автобазу пришел бы сотрудник  МВД, возбудил уголовное дело и начал бы следствие.  Вору светила бы даже не общеуголовная статья, а 58-я.
      Здесь же мы видим всего лишь моральное осуждение вора. Кража перестала быть преступлением, стала аморальным поступком. Никакой милиции и в помине нет.
      Можно  завесить весь окружающий ландшафт табличками «Мусор не бросать!», но без ответственности нарушителей за несанкционированные свалки – весь ландшафт покроется мусорными кучами. Без ответственности не воспитать ничего. Абсолютно ничего не воспитать. Точнее, можно воспитать только наплевательсткое отношение. И к окружающей природе, и к народной собственности.
     А то, что кража запчастей заинтересовала на автобазе только одного школьника, показывает, насколько народу стала пофигу народная собственность. А может собственность государственной автобазы работники предприятия уже и не считали народной?
   Но два амортизатора – это ерунда.  Просто начинается всё с болта, а заканчивается заводом и страной.
     В конце 80-х советские люди почти единодушно определились: пусть хоть капиталист-частник придет и прекратит этот вселенский бардак, в который прогрузилась страна. Дальше так жить нельзя.
       И виноват во всем сам норот, разумеется. Это ж он не берег социалистическую собственность, да? Несознательные советские людишки?
        А давайте отменим уголовную ответственность за грабежи и разбои, сделаем эти преступления только моральными проступками, как в фильме с амортизаторами?!  Интересно, что у нас получится? Будем и после этого эксперимента обвинять народ в несознательности?
      Так при Сталине, введя уголовную ответственность за расхищение народного имущества, у народа воспитывали чувство ответственности и хозяина, а при Хрущеве и Брежневе, отменив эту ответственность, воспитывали безответственность и бесхозяйственность,  готовили психику народа к будущей приватизации.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments