марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

"Для тебя интеллигент всё равно, что фрайер или мент"

https://zampolit-ru.livejournal.com/2020/02/07/
"Мы оба пострадавшие, а значит обрусевшие.
Мои без вести павшие, твои безвинно севшие"



Интеллигент в России традиционно слово ругательное и даже оскорбительное, служит для маркировки представители нижайшей джати - "того под шляпою очкастого козла".

И это странно, и удивительно.

Ведь, на самом деле, никто так ни близок народной душе в самой её сокровенной глубинной части, никто так не отрефлексировал её самую придонную область, как русский (советский) интеллигент.

И даже почти исключительно советский. (За минусом, возможно, Достоевского, Сухово-Кобылина и М. Горького)

Это факт особенно выпукло и ярко выступает при обозрении русской литературы именно советского периода и её классиков и взаимоотношений широких слоёв русской советской интеллигенции глубинных, придонных отложений социальных страт русского советского социума.

Целая россыпь свидетельств, подтверждающих этот тезис обнаруживается у филологиста Н. Подосокрского philologistв публикуемых им интереснейших и характернейших статьях, обозрениях и интервью с лучшими представителями нашей интеллигенции на эту тему.

Вот, например, цитата из одной из цикла статей Валерии Ильиничны Новодворской о весёлом и обаятельном подонке Остапе Бендере (прототипом которого был Митя Ширмахер) которого "Ильф и Петров, коварные журналюги, протащили в массовую печать самиздат и сделали из пафосной, лживой, ходульной пятилетки (плюс из «великой» индустриализации), из всех этих строек — Турксибов, Днепрогэсов — посмешище.
И так ловко втерли очки ГПУ, что не сели в тюрьму и не встали к стенке."

(В скобках заметим, что Валерия Ильинична по привычке отмазывает коллег по цеху. В ОГПу сидели не такие уж и дураки которым можно было что-то "втереть", а такие же грамотные и квалифицированные специалисты тщательнейшим образом фильтрующие, что можно было "пускать в народ", а чего нельзя.)

Оценивая мощь и влияние литературы на молодёжь , Валерия Ильинична пишет про «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка» эти две книжки стали Библией советского студента-интеллигента, а в 60—80-е — советского тинейджера из хорошей семьи
Интеллигент и аферист. Казалось бы мезальянс. Казалось бы как, каким образом могло это произойти-случиться.

Могло. Не сразу, но...

На смену социально близкого Бабелю Мишки Япончика, пришёл "Серый брянский волк" сына поварихи и лекальщика интенданта и бухгалтера
Юза, Иосифа Ефимовича/Хаимовича Алеешковского бессмертные слова песни которого "Товарищ Сталин, Вы большой учёный" знала наизусть вся, ну пусть не вся, но лучшая (пострадавшая) часть русского народа, точно.

Сам Юз на вопрос:
— Есть мнение, что идеальный писательский характер во многих отношениях близок к воровскому, блатному. Вы варились в обеих этих средах, — это так?
Ответил:
— ... одно их роднит обязательно, отсюда взаимное уважение и как минимум интерес. Это — авантюризм. Хороший писатель должен быть авантюристом, иметь, так сказать, душок.
А ещё в том же интервью в разговоре о тенденциях развития современного русского языка, Юз отметил:

"Внешних, поверхностных тенденций вижу две: еще в девяностые началось облатнение языка, что бывает и хорошо, поскольку блатная речь точна, энергична, стилистически ярка. ...
И у государственного человека, говорящего по-блатному, и у блатного, говорящего по-государственному.

На сохранение и развитие этого низового сокровенного пласта русской речи была направлена замечательная и необыкновенно популярная в народе (в отличие от нынешних "Голосов") передача "В нашу гавань заходили корабли" с её неподражаемыми интеллигентнийшими ведущими — детским писателем Эдуардом Успенским , журналисткой Элеонорой Филиной , журналисткой Елизаветой Кушак.
Основная идея передачи состояла в сборе и популяризации «дворовой песни».
А основной репертуар состоял из дворовых песен, студенческих, вагонных, неофициальных, военных, мещанских, купеческих, тюремных, песен политзаключённых, беспризорных


О теснейшей смычке лучших представителей интеллигенции с популярными героями народного эпоса - городскими робинами гудами - "братками" свидетельствует, в частности, семейный союз, связавший дочь советского поэта Андрей Вознесенского ("поутру надев часы, не забудьте про трусы")и криминального авторитета, известного по кличке Хобот, самого не чуждого поэзии.
Так,
родной брат вора в законе Александр Беляев, он же Клюв, объяснял питерским журналистам: «Мы – дворяне по материнской линии! Наши двоюродные братья носят родовую фамилию Лобзины. С малых лет я прививал Андрею любовь к литературе.
Он и сейчас пишет стихи, а фамилию жены он взял, так как она ближе к поэзии».


Сам этот факт, кстати говоря, внушает определённый оптимизм в отношении будущего русской интеллигенции в России.
Родственные связи с авторитетной, в общепринятом смысле, частью народа, дают определённую защиту и позволят не имеющей нынче своей варны джати интеллигенция, оказаться включённой в касту шудр или даже дваждырождённых. Занять, наконец, де-юре, сегодня занимаемое де-факто, место выразителя "дум и чаяний народных".

https://youtu.be/V_gdGOtlqcM

https://skruber.livejournal.com/2020/02/07/
Tags: Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments