марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

"Ленинградское дело" без позолоты и глянца

https://nik-ej.livejournal.com/2020/02/18/

Часто припоминают Сталину "Ленинградское дело", которое преподносят как разгром некоей "русской партии". Важно и этот миф развеять. Тем более, что буквально в декабре 2019-го я получил от молодого свердловского историка Андрея Владимировича Сушкова книгу "Ленинградское дело: генеральная чистка "колыбели революции"". Прочитал её стремительно, за два дня. И очень рад, что получил лишнее подтверждение моим выводам и убеждениям о том, кто на самом деле были эти "ленинградцы". Концепция перестроечных времён о русскости пресловутой "ленинградской партии" внутри ЦК мне всегда представлялась лживой. Это было на уровне интуиции, ощущения. Потом, когда я познакомился с работами Юрия Николаевича Жукова, а затем стал общаться с ним, моё ощущение порочности этой идейной конструкции только укрепилось.

Жданов, конечно, не был лидером "ленинградской группировки", и у него с Алексеем Кузнецовым были самые отвратные отношения, особенно — в конце войны и после её окончания. Более того, собственными глазами я видел Постановление Секретариата ЦК, подписанное Ждановым, о снятии Кузнецова с должности начальника Управления кадров ЦК и перемещении на менее значимую работу внутри ЦК. Кто же делает подобное своему выдвиженцу, на которого возлагались большие надежды?

А дело всё в том, что саму идею о Сталине как палаче национальной "русской партии ленинградцев", противостоящей космополитическому ядру ЦК, подбросил не кто иной, как Александр Яковлев. Таким образом он пытался представить "вождя всех времён и народов" не только врагом "малых народов": чеченцев, крымских татар, калмыков и других, — но, прежде всего, врагом русского народа. Мол, именно поэтому он и уничтожил "русскую партию" внутри ЦК ВКП(б)!

Я, знаете, человек не сентиментальный, но прочитанное в книге Сушкова, в том числе — документальные источники, повергло меня в шок. Эти подонки (другого слова не подберу): Кузнецов, Попков, Капустин, Лазутин и их ставленники в ленинградских райкомах, — вытворяли такое, что волосы становятся дыбом! Например, в годы войны руководство одного из районов Ленинграда напивалось в бункерах с девицами и устраивало стрельбу по портретам Сталина, Жданова, Молотова и других советских вождей. Весной 1942 года руководителю Ленгортранса за восстановление движения трамваев и других подвижных средств были подарены золотые часы стоимостью в 5000 рублей. Откуда они возникли в то страшное время? Да из ломбарда, как невостребованная вещь от человека, умершего в первую блокадную зиму. Но ведь в таком случае эти часы должны были строго сдаваться в Гохран! В вышеупомянутой книге Сушкова есть записка Арсения Зверева, тогдашнего министра финансов СССР, направленная Георгию Маленкову. В ней говорится о колоссальных тратах бюджетных средств руководством Ленинграда и области на бесконечные банкеты и дружеские попойки…

Вот ещё пример: приезжает Алексей Кузнецов в какой-нибудь ленинградский райком, там на трибуне выступает первый секретарь данного райкома. И если тот срочно не прерывает выступление и не представляет Кузнецова партактиву, то секретаря сразу снимают с работы за "неуважение" к высокому начальству. А какие пышные торжества тот же Кузнецов устроил в свою честь в связи с переездом в Москву в 1945 году?! Весь город на ушах стоял: вокзал в транспарантах, парадным маршем проходили войска Ленинградского военного округа — целый концерт был!

А что устраивал другой ленинградец-секретарь Пётр Попков, когда на охоту ездил! Ему сделали специальную дрезину, которую литером пускали по всем железным дорогам, останавливая другие поезда. Есть доказанные данные, как "ленинградцы" забирали у колхозов земли, устраивая там элитные рыболовецкие и охотничьи "хозяйства". Распоясались донельзя! Когда Сталин об этом узнал, судьба провинившихся была, понятное дело, предрешена.

Малоизвестен также факт, что на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года Сталин с большим трудом пробил решение о том, что отныне всё руководство республиканских, краевых, областных и городских комитетов партии будет избираться на отчётно-выборных конференциях тайным голосованием. Эта новация стала одним из важных столпов установившейся сталинской власти. Историк Сушков в этой связи приводит примеры отчётно-выборных конференций 1948 года по разным областям и краям РСФСР. Например, в Ростове, Ярославле и Костроме — первые, вторые и третьи секретари обкомов и горкомов получили от 10 до 130 голосов "против". То есть реально были показаны цифры отношения к региональной партийной верхушке, что было очень важно для Сталина и других членов Политбюро. Исходя из этих данных, можно было делать своевременные кадровые отставки и перестановки.

Так зарвавшиеся "ленинградцы", извините, плевали на этот "столп". Ведь не будем забывать, что само "Ленинградское дело" закрутилось с того, что один совестливый партработник направил в ЦК письмо, где указал, что он как член счётной комиссии своими глазами видел, что против Попкова, Лазутина и Капустина — было подано столько-то голосов "против". Но когда Тихонов, один из заведующих отделом Ленинградского обкома и горкома партии (он тогда был ещё объединённым) стал зачитывать результаты голосования, то оказалось, что они получили ноль голосов "против", то есть были избраны единогласно!

Сталин дал команду Маленкову — проверить эти факты. Маленков выехал в Ленинград, куда вскоре направились ответработники из Министерства госконтроля (Л.З.Мехлис) и Комитета партийного контроля, то есть подчинённые Матвея Фёдоровича Шкирятова. Накопать удалось многое. Причём Сушков пишет, что сведения, которые он приводит в книге, — лишь малая толика того, что есть в архивах, так как бо́льшая часть дел до сих пор засекречена…

Так что расправа с ленинградской группировкой была оправдана. И стала нарочито показательной, чтобы другим неповадно было. У нас ведь любят "свистеть": мол, "Сталин на корню изничтожил всех ленинградских руководителей…" Ещё бы, а чего бы вы хотели в такой ситуации? Тот же Алексей Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома, какой пост с 1945 года ещё занимал? Руководителя Управления кадров ЦК. Вот он и таскал всех своих протеже в Ярославский, Крымский, Псковский, Новгородский и другие обкомы. И его команда, поднабравшаяся своевольных мерзостей в Ленинграде, стала внедрять их и на новых местах.

Это же касается пестовавшейся идеи создания особой "Компартии РСФСР". Впервые её подбросил Сталину выходец из Ленинграда Михаил Родионов — тогдашний председатель Совета Министров РСФСР. Её активно поддержал и ряд ленинградских партийных вождей. Они хотели добиться у Сталина учреждения отдельной Российской компартии, первым секретарём которой стал бы Кузнецов и, по сути, по факту — тем самым стал бы вровень со Сталиным. Вот какую мыслили заложить "мину". И Сталин, естественно, эту опасность увидел.

Вообще, говоря об исторических минах замедленного действия, заложенных в начале прошлого века, нельзя забывать, что большевики пришли на развалины Российской империи, где существовали десятки квазигосударственных образований. Им надо памятник поставить в каждом городе, что они реанимировали Российскую империю буквально на последнем этапе перед её неминуемой гибелью. Да, они пошли на создание национальной федерации. Но большевики изначально были унитаристами, а вовсе не федералистами, как эсеры, которые собирались создавать и культурно-национальные, и государственные автономии. Но жизнь изменилась, а Ленин, Сталин и их соратники были диалектиками. Другое дело, что внутри партии возникли споры по поводу характера советской федерации, круга полномочий её субъектов и федерального центра.

Сталин выступал с планом автономизации. Он действительно считал, что национальные республики должны войти в состав "большой" России как автономии. А Ленин говорил о том, что надо строить федерацию полноправных республик. Но, опять-таки, на минуточку, а Ленин ли это предлагал? Большой вопрос! Как раз осенью 1922 года, в разгар этих дискуссий, у Владимира Ильича был второй инсульт (первый он перенёс ещё в мае). И его знаменитые последние работы по национальному вопросу были уже не написаны, а надиктованы. У нас нет аутентичного ленинского текста, где мы могли бы стопроцентно сказать, что это ленинский автограф. Может быть, кто-то что-то за него написал или дописал, как уж это водится в подобных случаях?

Точно так же дело обстоит и со знаменитой фразой Каменева, брошенной им на заседании куйбышевской комиссии Оргбюро ЦУ по урегулированию вопросов между федеральным и национальными ЦК: "Я только что был у Ленина, и он мне сказал, что строим "большую" федерацию". А был ли он у Ленина или не был, говорил ему это Ленин, или же не говорил, мы точно не знаем…

Вместе с тем, надо понимать, что вплоть до поражения Германской революции в 1923 году — у значительной части большевистского руководства ещё была иллюзия, что вот-вот победит мировая пролетарская революция. Но если бы в Германии победила советская власть, она что, вошла бы в состав Российской Федерации на правах автономии? Нет, конечно! Она могла войти только в состав Советской Федерации наравне с РСФСР. А отсюда и такая форма национально-государственного устройства. Ленин и Сталин были диалектиками, они шли от жизни, а не от кабинетных доктрин. И это — самое главное.
Tags: "Ленинградское дело"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments