Герметичная чудо-аппаратура американских космических кораблей, которой вакуум и отрицательные температуры космоса нипочём
Вспомним первый выход в космос.
Для этой цели на советский космический корабль пришлось смонтировать специально разработанный мягкий герметичный шлюз. На этом настоял сам Генеральный конструктор Сергей Королёв, хорошо понимая проблему весьма вероятного отказа аппаратуры космического корабля в вакууме, при разгерметизации кабины для выхода в космос.
«В декабре 1964 года Совет министров СССР принял постановление № 1028-397 «О запуске космических кораблей “Восход-2”», кстати, ставшее достоянием научной общественности только в 2008 году. В документе «одобрялось» предложение о запуске в январе—феврале следующего — 1965 — года беспилотного корабля для испытания оборудования. Затем — тут дата указывалась приблизительно, «в первом квартале 1965 года», — пилотируемого двумя космонавтами аппарата «для решения задачи выхода космонавта из корабля в космическое пространство».
К постановлению прилагался проект текста сообщения ТАСС, которое должно было прозвучать в эфире после запуска космического корабля. Процитируем самую любопытную его часть: «Во время полета космического корабля “Восход-2” вокруг Земли, в соответствии с намеченной программой, осуществлен впервые в мире выход человека из корабля в космическое пространство». Обратите внимание — «впервые в мире». И никакие другие варианты не рассматривались, несмотря на то что в США в это время уже разворачивалась программа пилотируемых полетов «Джемини», и на первый полет — начало того же 1965 года — намечался аналогичный эксперимент. Впрочем, из дневников генерала Н. П. Каманина, отвечавшего за подготовку советских космонавтов, мы узнаем, что первоначально С. П. Королёв планировал выход в открытый космос вообще на сентябрь 1964 года, но новизна проблемы и сложность разрабатываемых систем эти сроки скорректировали.
Как известно, корабль «Восход-2» (первоначально в различных конструкторских документах его именовали «Выход») являлся модификацией «Востока», первого в мире пилотируемого космического корабля. В конструкцию шарообразного спускаемого аппарата (СА) внесли изменения, связанные с увеличением численности экипажа: для размещения двух космонавтов в защитных скафандрах были установлены два некатапультируемых кресла — в отличие от «Востока». Новая парашютно-реактивная система приземления обеспечивала мягкую посадку космонавтов внутри СА, специальный дополнительный пороховой двигатель дублировал основную — жидкостную — тормозную двигательную установку (ТДУ). А доработки, связанные с намеченным выходом космонавта в открытый космос, вызвали появление системы шлюзования.
Шлюз, выполненный в виде нежесткой складной трубы с наружным диаметром 1200 мм, внутренним — 1000 мм, высотой 2500 мм
(в сложенном состоянии — 770 мм) и массой 250 кг, после выхода на орбиту приводился в рабочее состояние путем наддува. Его устанавливали на один из штатных люков СА, в котором для входа в шлюз дополнительно прорезали отверстие диаметром 700 мм, герметично закрываемое специальной крышкой. Да, шлюз усложнял процесс выхода и утяжелял корабль, но по сравнению с разгерметизацией всей кабины — а такое решение для выхода в космос было принято американцами на кораблях «Джемини» — повышал безопасность.
Для испытаний модифицированного корабля в космосе 22 февраля 1965 года был дан старт беспилотному аппарату, получившему название «Космос-57». На орбите все команды, связанные с функционированием нового оборудования, прошли без замечаний, но затем связь прервалась. Анализ телеметрии показал, что произошло нештатное включение ТДУ и корабль при спуске по незапланированной траектории был подорван — тут уже штатно — специальной системой, предусмотренной для таких ситуаций на беспилотных объектах. Причина аварии крылась в несанкционированной выдаче с Земли двух одинаковых команд, которые бортовой вычислитель интерпретировал как команду на спуск. Конечно, событие неприятное, но это полностью «реабилитировало» сам космический корабль. Разрешение на пилотируемый полет было дано. Поэтому единственное, что не было проверено в космосе, — это отстрел шлюза, при посадке уже ненужного.
18 марта 1965 года корабль «Восход-2» с экипажем в составе космонавтов П.Беляева и А. Леонова отправился в полет. Как пишет академик Б. Е. Черток: «Этот полет вошел в историю дважды. В первой, официальной и открытой, говорилось, что все прошло блестяще. Во второй, которая раскрывалась постепенно и в деталях так и не была опубликована, насчитывается по крайней мере три ЧП».
После исторических 12 минут 9 секунд, которые А. А. Леонов провел за пределами корабля, начались первые неприятности. Оказалось, что выйти в открытый космос было легче, чем вернуться обратно в шлюзовую камеру. Скафандр раздулся и никак не проходил в шлюз. Космонавт вспоминал: «…я затянул все ремни, но руки вышли из перчаток, а ноги — из сапог… Я, нарушая все инструкции, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и всё… После того как я перешел на второй режим, все “село” на свои места… Я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль нужно ногами, — вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190…» (...)
А у американцев в их космическом кино — хоть бы что!
Они с этой же целью просто открывали дверку своего пепелаца, не утруждая себя лишними техническими затеями, при этом стравливая весь объём своей кислородной атмосферы и вымораживая кабину.
И — Ноу проблем! Ни с аппаратурой корабля, отведавщей космического вакуума, ни со скафандром, ни с обалдевшим от впечатлений астронавтом, как с Леоновым, который чуть не погиб из-за того, что в состоянии эмоционального возбуждения не выполнил стандартные инструкции по управлению клапанами скафандра, регулирующими внутреннее давление.
Вот видеокадры выхода Леонова:
https://youtu.be/LSYWa234l1I
А тут американское кино про
https://youtu.be/7K5DiKsZhTk
Стоп-кадр:
Советские инженеры отказались от риска подвергать испытанию вакуумом и низкими температурами оборудование кабины космического корабля.
Для этого и понадобился герметичный шлюз, изолировавший внутренний объём космического корабля.
Американцы, как известно, не боятся ничего. Особенно в космосе. Ведь у них нет мозгов страха.
Странная инженерная простота в походах американцев к решению таких сложнейших на первых своих этапах задач вроде выхода в космос и последующих высадок на Луне, ничего, кроме подозрения в их фальсификации, сейчас уже не вызывает.
Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!
Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html
Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления.