марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

"Челябинск"

https://navy-korabel.livejournal.com/2020/02/25/
В сентябре 2013 г. главком ВМФ В. Чирков объявил о планирующейся глубокой модернизации четырёх АПКР пр. 949А до уровня 949АМ со сроком выполнения к 2020 г. (ссылка 1). В мае 2015 г. в штабе ТОФ рассчитывали уже на пять единиц (ссылка 2). Все эти планы, однако, спутал наметившийся к концу 2017 г. провал концепции "нового корабля в старом корпусе" (ссылка 3), вызванный прежде всего грубыми ошибками руководства верфей (срок модернизации серийной ПЛАК пр. 971М на "Звёздочке" вырос с трёх до девяти лет). Судьба головного 949АМ (К-132 "Иркутск", зав. № 619) не вызывает особого беспокойства − работы на нём идут под контролем Правительства и Минобороны, и в 2022 г. его, надо полагать, передадут флоту. Хорошие шансы есть и у второго (К-442 "Челябинск", зав. № 638). В отношении третьего полной уверенности нет (К-456 "Тверь", зав. № 649 − ссылка 4, извещение на закупку).

К-442 "Челябинск" в ДВЗ "Звезда", 22.10.2019 (Google Earth)


Точную дату вывода "Челябинска" в резерв найти не удалось, но известно, что в 2008 г. он был уже небоеготов. Цитата №1 (от 11.02.2008): "Крейсер первый раз вышел в море 17 лет назад и с тех пор практически не ремонтировался. Средств на содержание лодки сегодня катастрофически не хватает, набор призывников на корабль приостановлен. В настоящее время атомоход стоит в доке, в море не выходит" (ссылка 5). Цитата №2 (от 15.05.2008): "Сегодня... крейсер пребывает в бедственном положении, не выходит в море, нуждается в капитальном ремонте, дальнейшая его судьба неизвестна и, вероятнее всего, печальна" (ссылка 6).

Кроме того есть сведения (из материала по той же ссылке 5), что "Федеральный закон, принятый в 2003 году [№131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"], преломил плавный ход событий. Областному правительству [Челябинской обл.] запретили финансировать военные подразделения [оказывать шефскую помощь воинским частям]. И со временем крейсер вышел... из кораблей первой линии" (для справки: в 2012 г. шефские связи были возобновлены). Таким образом, включённый в заголовок "13-й год" является минимальным сроком пребывания АПКР в резерве, начало которого можно датировать 2004−2007 гг.

"Челябинск" планируется модернизировать по госконтракту на второй и третий АПКР пр. 949АМ. Звучит это примерно так: "государственный контракт № Р/1/2/0317/ГК-13-ДГОЗ от 05.07.2013 на выполнение работ по проекту 949А − атомный подводный крейсер (2 единицы)ремонт с модернизацией, заключенный ДВЗ "Звезда" с Минобороны Российской Федерации" (ссылка 7 с подачи alexeyvvo, годовой отчёт за 2013 г., стр. 156-158). Для справки: "Иркутск" модернизируют по госконтракту № Р/1/2/0117/ГК-13-ДГОЗ от 05.04.2013.

На "Звезду" "Челябинск" прибыл 07.09.2014 из Вилючинска на борту китайского полупогружного судна (ссылка 8). Три года спустя (15.08.2017) он попал в объектив стоящим у причальной стенки с открытыми крышками ПУ ПКРК "Гранит" ("Иркутск" в это время стоял на твёрдом основании рядом с эллингом − ссылка 11). По прошествии ещё двух с лишним лет (22.10.2019) на спутниковом снимке Google Earth (43.1225749, 132.3402585) К-442 можно видеть на том же месте с краном и более широкой площадкой ("сходней") между корпусом и причалом в районе переборки, разделяющей реакторный и носовой турбинный отсеки (К-132 к тому моменту уже закатили в эллинг).

В планах закупок ДВЗ "Звезда" на 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 гг., размещённых на официальном сайте предприятия, зав. № 638 ("Челябинск") не упоминается ни разу (ссылка 12), из-за чего (вкупе с его прикованностью к причалу) может сложиться впечатление, что модернизация крейсера заморожена. Однако на сайте госзакупок есть позиция, констатирующая обратное. В извещение о проведении закупки №31401512781 от 15.09.2014 на выполнение работ по демонтажу и передаче "ДВЗ "Звезда" материальной части изделий СМ-225 (точнее, СМ-225А − ПУ ПКРК "Гранит") в июле прошлого года (22.07.2019) было внесено изменение, касающееся приведения ставки НДС, указанной в договоре между "Звездой" и Обуховским заводом, в соответствие с новой редакцией ст. 164 НК РФ (ссылка 13). Данный факт свидетельствует по крайней мере о том, что планы по обновлению "Челябинска" остаются в силе.

С известной долей уверенности можно утверждать, что на сегодняшний день на зав. № 638 выполнена частичная дефектация (некоторого оборудования, корпусных конструкций, систем и пр.), демонтированы или демонтируются СМ-225А и, возможно, какие-то другие изделия. Подъём корабля на твёрдое основание и постановка в эллинг может состояться уже в будущем году − сразу после вывода "Иркутска" (сделать это сейчас невозможно, потому что эллинг и персонал "Звезды" заняты "Иркутском" и "Магаданом" − ссылка 14). Таким образом, есть все основания надеяться на то, что до конца текущей госпрограммы вооружения (ГПВ 2018−2027) ВМФ России получит два АПКР пр. 949АМ. При этом, их почтенный возраст (в 2027 г. "Иркутску" исполнится 39 лет, "Челябинску" 37) будет не так резать глаз с учётом того, что корабли эксплуатировались менее половины календарного срока службы − 13 (плюс 5 с 2022 г.) и 17 лет соответственно.
Метки: ,
Tags: ВМФ РФ, подлодки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments