марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

О теории и практике управления.

https://cont.ws/@douglas/1643148/2020/04/15/

Постоянный круг моих знакомых, близких друзей и просто добрых товарищей состоит примерно из 15 человек. Все мы - люди одного поколения, примерно одинакового жизненного опыта и образования, хотя и работаем в разных отраслях. Есть среди нас инженеры, учёные, врачи и даже деятели искусства.

Собираясь вместе, мы всегда, как, наверное, и все прочие, обсуждаем последние события и делимся нашими мыслями по поводу дней минувших, дней текущих и будущих событий.

Здесь необходимо сказать, что политические взгляды у нас сильно различаются. Если мне наиболее близки левые идеи, принципы коммунизма и социалистического переустройства общества, то отдельным представителям нашего гвардейского коллектива, наоборот, идеалы свободного предпринимательства и рынка до сих пор кажутся бесспорными, представляются единственной панацеей от всех бед, несмотря на то, что события последних лет должны были бы, казалось, сильно поколебать эту уверенность.
Мы спорим, иногда довольно горячо, но, будучи знакомыми десятки лет, никогда не переступаем ту грань, за которой возможен крах человеческих отношений, которые, будучи однажды по глупости разрушенными, уже никогда не восстановятся. Так что, мы друг друга бережём и никогда не обижаем, хотя и не упускаем случая воткнуть друг другу острую шпильку там, где это уместно.

Все мы знаем друг друга очень давно, ещё с Советских времён. Память у нас долгая. И сравнивать мы умеем. К прошлому у нас тоже разное отношение. Есть среди нас такие, кто до сих пор помнит цензуру, очереди, запреты на выезд за границу, дефицит и прочие проблемы тех лет.

Есть такие, кто считет всё это полной ерундой по сравнению с проблемами сегодняшних дней.

Но в одном мы едины на все сто процентов: Владимир Путин - плохой и ненадёжный лидер государства.

По меткому выражению одного низ нас, это тот капитан корабля, с которым просто здорово плавать в солнечную безветренную погоду. На которого приятно смотреть, когда он, деловой и озабоченный, стоя на мостике в новеньком кителе отдаёт громкие, романтичные и загадочные, лишь моряку понятные распоряжения. И, глядя на которого, томно вздыхают скучающие дамы:

- Ах, какой он душка! Ну просто прелесть! Настоящий капитан!

Но при первых признаках шторма этот капитан вдруг начинает озираться в поисках шлюпки, и становится ясно, что в случае реальной беды он покинет судно первым, а не последним, как велит неписаный капитанский протокол.

Спешу повторить, что говорят это не мальчики и девочки с первого курса провинциального ВУЗа, не одуревшие от церковной пропаганды свежеиспечённые религиозные фанатики, не платные пропагандисты, а взрослые, матёрые, опытные в жизни мужики, чей человеческий и профессиональный уровень давно уже не нуждается в подтверждениях.

Путин не нравится ни одному из нас, хотя причины у каждого свои.

Кому-то претит откровенное враньё и передёргивание, часто встречающиеся в президентских речах, кому-то не нравится очевидный криминальный душок, которым за версту веет от нацлидера.

Кому-то не нравится зоологический эгоизм, лицемерие и беспардонная самоуверенность Путина и его оскорбительное, на грани цинизма, отношение к нашеу общему прошлому.

Кому-то не нравятся методы и меры, которыми он добивается своих целей.

Кому-то не нравится весь курс страны в течение последних 20 лет.

При этом, выдвигая такие обвинения, мои собеседники всегда иллюстрируют их конкретными фактами, известными всем, поэтому спорить с ними весьма трудно.

Однако, разумеется, нельзя сказать, что мы только тем и занимаемся в своём узком кругу, что ругаем Путина. Нет, конечно!

У него, как и у многих обычных людей, есть хорошие качества, манеры и особенности поведения, которые можно уважать, и об этом мы тоже говорим, не особенно споря с этим.

И тем не менее, как глава государства, он безусловно плох. Здесь у нас тоже нет никаких споров и сомнений.

Споры у нас возникают тогда, когда мы пытаемся найти "общий для нас всех знаменатель", тот момент, начиная с которого наше отношение к президенту окончательно оформилось в своём нынешнем виде.

Кто-то не может простить Путину пенсионную реформу, кто-то возмущён его откровенным антинародным курсом и неприкрытой поддержкой олигархов, кто-то - воровством эпических масштабов, кто-то афёрой 2008 года - знаменитой "рокировкой" с Медведевым, кто-то последними фокусами с поправками к Конституции, запредельными по беспардонности. Кто-то - курсом на превращение государства в мировую бензоколонку, Кто-то - колоссальным имущественным расслоением и социальной несправедливостью.

И со всеми этими фактами трудно спорить в виду их очевидности, как и с их сторонниками в виду их безусловной правоты.

И во всех этих наших разговорах, иногда возникающих то в баньке за пивом, то на совместных посиделках на дне рождения так до конца и не может сложиться та общая, единая для нас всех точка зрения, которая объединила бы всех - и левых, и правых, и условных автократов коммунистов и таких же условных капиталистов и либералов.

Хотя, периодически озвучиваемая мною мысль о необходимости анализа ситуации, глядя на неё через призму управленческой науки, в последнее время начала медленно приобретать сторонников.

О чём здесь идёт речь?

О том, что для такого анализа  необходимо полностью отказаться от идеологической ангажированности. Забыть на время об извечном "споре славян между собою", понимая под этим дискуссии о преимуществах и недостатках коммунизма и капитализма.

Эти споры бесконечны. И, по большей части бессмысленны.

Потому что никакие аргументы не смогут превратить в коммунистов таких людей, как анатолий чубайс, Герман Греф или Владимир Путин, и никакие аргументы не смогут превратить в капиталистов таких людей, как покойный Виктор Илюхин, Константин Сёмин, или ваш покорный слуга.

Поэтому исходить в этих рассуждениях необходимо из совершенно других начальных точек. Одинаково справедливых для обоих случаев.

Необходимо на время забыть о коммунизме и капитализме, после этого спокойно взглянуть на мировую и российскую историю последних 200 лет. И честно оценить направления её развития, реальные успехи и способы достижения этих успехов везде в мире, включая Россию, как часть этого мира.

И придти к окончательному выводу на основании этой объективной оценки.

Несмотря на то, что задача поставлена предельно понятно, её решение далеко не так просто.

И для упрощения понимания некоторых мыслей, которые лежат в основе этой статьи, воспользуемся некоторыми примерами из реальной жизни.

1. Стратегическое планирование.

Однажды, путешествуя на машине по штату Техас, я прибыл в город Даллас. Тот самый, где, триумфально проезжая в своём автомобиле по Дили Плазе, в самом центре города, получил пулю в голову президент Джон Фитцджеральд Кеннеди.

Сам город меня не особенно впечатлил, хотя еда там оказалась отменной.

Остановившись на заправке, я вдруг увидел прямо перед собой, на другой стороне улицы не невысоком пригорке красивый стеклянный павильон с огромными дымчатыми стёклами и надписью крупными буквами вдоль всей длины плоской металлической крыши:

DALLAS LUXURY MOTORS

Увиденное меня заинтриговало. Залив бензин, я отогнал машину в сторонку, перешёл дорогу и через минуту уже заходил внутрь загадочного здания.

На улице было послеполуденное пекло, температура перевалила далеко за +30, но в помещении, казалось, было не больше 20 градусов.

В огромном продолговатом зале, на красном ковре, отгороженные от случайной нескромности любопытствующих бордовыми бархатными канатиками, висящими между золочёными стойками, наподобие тех, что можно увидеть в музеях, в живописном беспорядке расположились автомобили, которые я до этой поры видел, в основном, на картинках или в фильмах о красивой жизни.

Нельзя сказать, что мне никогда не приходилось видеть Феррари. Техас - богатый нефтяной и аэрокосмический штат, состоятельных людей там немало, и различные дорогущие автомобили нет-нет, да и появлялись иногда на местных дорогах, проносясь мимо, как молния, оставляя позади себя могучее эхо, похожее на рёв реактивного самолёта, и заинтересованные взгляды редких прохожих.

Но наблюдать их вдруг все сразу, в одном месте, и при этом - самые разные модели, неподвижные, молчаливые, с приветливо приоткрытыми дверями, мне никогда раньше не доводилось.

Кроме меня и одинокого продавца далеко, в противоположном конце салона, не было никого.

Машины, больше похожие на разноцветные ёлочные игрушки, загадочно поблёскивали лаком, пахли странной смесью запахов дорогой кожи, машинного масла, свежей краски и ещё, как мне тогда показалось, новенькими, только что отпечатанными миллионами долларов.

И ещё я помню, как эти шедевры спортивного автомобилестроения поразили меня своими размерами. Они казались до странности маленькими! Больше похожими на детские, чем на реальные гоночные аппараты.

Пока я, стоя у дверей, созерцал увиденное, больше похожее на выставoчные экспонаты, чем на товар, предназначенный для продажи, продавец незаметно приблизился ко мне. Им оказался негр лет 40, аккуратно одетый в белоснежную рубашку с галстуком и отутюженные чёрные брюки.

Опытным взглядом он безошибочно угадал во мне зрителя, а не покупателя и потому был совершенно расслаблен и неформален.

- Смотришь? - он улыбнулся

- Ага! Никогда не видел, как это продаётся.

- А ты откуда?

- Из России

- О! Никогда не видел русских! Живёшь тут?

- Нет, работаю в Хьюстоне. По контракту.

- Понял. Нравится? - и он кивнул в сторону автомобилей.

- Да, интересно, но я не понимаю кое-чего. Объяснишь?

- Конечно! Давай!

- Ну вот, например, почему нет ценников на стёклах? Обычно они есть на любом дилершипе. А здесь нет. А если я хочу сначала узнать, сколько стоит вон та машина? - Я ткнул пальцем на каплевидный чёрно-серый автомобиль, похожий на космический спутник.

Негр опять улыбнулся.

- Это Макларен, - сказал он, - 700 000 долларов + налог. Тебе он обойдётся примерно в 750 тысяч после оформления. A вон та Ламборгини - 550 000. А вот эта Феррари - 400 000.

Но дело в том, дружище, что те, кто покупает эти машины, знают, сколько они стоят. Им не нужно интересоваться ценой. И ещё они знают, что мы знаем, что они это знают. Эти люди не спрашивают цену. Они просто платят.

- Но ты же получаешь комиссию! - сказал я, - неужели тебе не хочется продать их тыщ на 20-30 подороже? Ведь и ты заработаешь на этом!

- Нет! - засмеялся негр, - если я так сделаю, они даже не будут торговаться, они просто уйдут отсюда и никогда больше не придут. И нам будет каюк! Таких покупателей не так много. Каждый - великая ценность! Зачем его дурить? Эти парни знают счёт деньгам лучше нас с тобой. Понял?

И он опять улыбнулся.

- Понял. А сколько штук вы продаёте за месяц?

- По-разному. Иногда ни одной. А иногда сразу десяток! От экономики зависит.

- Ясно. То есть, сюда без миллиона в кармане не заходят, - сказал я.

Негр улыбнулся ещё шире.

-Нет, дружище! Если у тебя всех - денег один миллион долларов, тебе нечего здесь делать!

- Почему?

- Потому что страховка, обслуживание и текущие расходы на эти машины тебе за два-три года обойдутся ещё в несколько  десятков, а то и сотен тысяч!

И продавец объяснил мне, сколько стоит замена масла, фильтров, резины и тормозных колодок.

От услышанных цифр у меня глаза полезли на лоб. Выходило так, что моя Хонда стоила почти столько же, сколько 4 колеса плюс воздушный и масляный фильтр для Ламборгини размером в полтора велосипеда.

Когда я с возмущением сказал об этом продавцу, он, не переставая смеяться, поманил меня за собой. Мы подошли к жёлтой низкосидящей машине, которая называлась Ламборгини Диабло, негр покинул меня на минуту, попросив не подходить к машине слишком близко, затем вернулся с ключами, уселся внутрь и повернул ключ зажигания.

Возникло чувство, что рядом со мной заработал тяжёлый танковый мотор. Мощь двигателя, особенно в сочетании с относително маленьким размером кузова, поражала воображение.

Даже бетонный пол под красным ковром, казалось, немного подрагивал.

Через секунду негр заглушил мотор, вылез из машины и спросил:

- Теперь понял?

Пришлось сказать, что понял, хотя, на самом деле, понять, каким образом в этот жёлтый кусок ярко окрашенного железа хитрые итальянцы умудрились запихнуть 550 лошадиных сил, было непросто.

- Так что, когда накопишь миллионов десять - заходи! - всё громче смеялся негр.

А потом стал серьёзным и объяснил, что мало быть просто богатым, чтобы покупать эти автомобили. Для этого надо быть ПО-НАСТОЯЩЕМУ богатым, а не скороспелым пижоном, необходимо планировать свой бюджет на годы вперёд , надо чётко знать, что ты продолжишь зарабатывать и в этом году, и в следующем, и через два года и через пять. Чтобы вдруг не пришлось срочно продавать свой Макларен через пару лет за 30% от его цены, потому что будет не на что его содержать.

Из магазина я вышел с красивым буклетом, подаренным на память, и совсем другим пониманием некоторых вещей, о которых раньше не особенно задумывался.

И забрался в свою любимую Хонду примерно с тем же чувством, с каким ковбой Джон вместо гнедого горячего мустанга уселся бы верхом на старого ишака.

С тем и убыл я из гостеприимного Далласа, весьма скептически нажимая педаль газа моей безотказной японской рабочей лошадки.

Впрочем, ещё прежде, чем я добрался домой, я уже с ней помирился.

2. Размер имеет значение.

В некотором смысле эта глава повторяет предыдущую мысль, а именно то, что мало иметь миллион для покупки роскошного авто.

Мало иметь даже 10 миллионов. Чтобы спокойно наслаждаться такой покупкой, надо иметь не только много денег, но и твёрдую уверенность в том, что они продолжат поступать на ваш счёт в обозримом будущем, и что вам, не придётся, как дешёвому пижону, сегодня купить Ламборгини или Феррари, а завтра думать, как их прокормить.

Иными словами вам требуется стабильность вашего финансового положения.

Заработать честным полезным трудом 10 миллионов долларов необычайно трудно. Гораздо легче их украсть, как показывает повседневная практика "партии" Единая Россия.

К Единой России мы очень скоро вернёмся, она упомянута здесь совсем не случайно.

А пока ещё один пример из реальной жизни.

Как навести в доме чистоту и порядок? Этот вопрос тоже не так прост, как кажется.

Всё зависит от конкретной ситуации, верно?

Например, если вы живёте впятером в загаженной однокомнатной квартире, где вповалку спите, едите и выпиваете водку, как один известный московский босяк, по совместительству - банкир и офшорный владелец, то вопрос решается просто. Жена отбирает у вас бутылку дешёвой водки, даёт вам скалкой по промежности, вручает веник, совок или иногда пылесос, и вы за час, не переставая поминать вполголоса маму вашей благоверной, приводите своё жилище в относительный порядок. До следующей пьянки.

Ну а если вы купили десятикомнатный дом с гаражом, подвалом, хозяйственными пристройками и яблоневым садом?

Веником здесь уже не обойдёшься. Пылесосом тоже. Иначе вы с утра и до вечера будете заниматься уборкой, пока, наконец, не проклянёте его последними словами.

Вы не сможете это делать даже с помощью вашей благоверной. Во-первых, потому, что таким благоверным, которые мечтают об особняках, никогда не придёт в голову брать в руки веник. А, во-вторых, даже если она его возьмёт своими наманикюренными пальчиками, то скоро бросит, потому что объём работ - гигантский.

Очевидно, что для хорошей уборки такого помещения нужны специальные люди. И не один, а два или три, работающих полную рабочую смену. Иначе ваш дом скоро станет для вас каторгой.

Выходит, вам нужен целый штат домашних слуг: горничных, садовников, ремонтников и т.д.

Но найти таких людей - дело непростое. Вы легко можете нарваться на грязнуль и нерях, на мелких жуликов или, ещё хуже - на воров или маньяков.

Это означает, что, покупая себе такой дворец, вы, как и в случае с дорогой автоигрушкой, просто обязаны не только планировать свои доходы и расходы, но и держать в уме необходимость найма штата квалифицированной прислуги.

А если вы не сможете вдруг содержать такой штат по финансовым причинам или не сможете его найти, вам придётся либо всё делать самому, либо продать дом.

Но если вы начнёте самостоятельно наводить в нём порядок своими силами, то, в лучшем случае, вы приберётесь в гостиной, столовой и прихожей.

И забросите другие помещения, те, где спите, где играют ваши дети или те, где вы держите ваши запасы под предлогом, что "их и так никто не видит, никто туда не придёт, и потому можно не наводить там зеркальную чистоту. Потому что сил нет никаких!"

В результате две-три комнаты у вас будут блистать чистотой, а остальные тихо зарастать пылью и грязью.

В столовой или гостиной вы будете пить коньяк с друзьями и слушать их восторги по поводу вашей покупки, а в спальне или в детской в это же время у вас будет "аццкий треш и угар ".

Что из этого следует?

Из этого следует, что вы совершили ошибку. Потому что если вы не можете по финансовым или организационным причинам содержать большой дом, вам надо жить в квартире. Не морочить ни себе, ни людям голову. И не пускать пыль в глаза.

3. Индивидуализм, системность и целеполагание.

Начнём с конца.

Целеполагание - краеугольное понятие, лежащее в основе любого процесса управления. Самое общее определение целеполагания звучит так:

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей в соответствии с назначением системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Что всё это означает на практике?

Опять воспользуемся примером из реальной жизни.

Предположим, у нас имеется завод. Этот завод в течение многих лет производил некие товары, например, машины. И был высоко рентабельным.

Но с течением времени и в результате крайне плохого управления пришёл в полную негодность: на счетах предприятия пусто, квалифицированные сотрудники разбежались, кто куда. Цеха полупусты, на складах готовой продукции воровство, охрана спилась, здания обветшали.

Перед вами поставлена задача восстановить предприятие.

С чего начать?

С целеполагания!

Что мы хотим сделать? Восстановить завод в прежнем виде? Или изменить его профиль?

От этого будут зависеть все наши дальнейшие шаги! Если мы хотим восстановить его, то начнём с подбора кадров и восстановления прежних производственных мощностей, способных реанимировать производство на основе прежних стандартов.

А если мы хотим изменить его профиль, то начнём сначала с определения этого нового профиля, а затем с реорганизации всего производственного цикла в соответствии с нашими пожеланиями.

И в первом, и во втором случае мы будем иметь главную, исходную цель и несколько "подцелей", т.е. промежуточных задач, от решения которых зависит решение главной задачи. Например, подбор исполнителей, приобретение оборудования, решение неотложных финансовых проблем и т.д.

При этом необходимо понимать, что эти промежуточные цели и главная стратегическая цель должны быть связаны между собой неразрывно.

Невозможно требовать, например, от поставщиков оборудования, чтобы они руководствовались соображениями максимальной дешевизны своих станков.

Потому что в этом случае вы получите никуда негодные станки и провалите дело. Одновременно нельзя закрывать глаза на завышение цены, потому что вы сделаете ваше производство убыточным. Отсюда - очередная "подцель": экономическая целесообразность процесса технического перевооружения предприятия.

И так - по всей цепочке задач, с самого верха и до самого низа.

Понятно, что всё это будут делать конкретные люди. Те, кого вы привлекли к делу и те, кому вы это поручите.

Но каковы будут у вас гарантии, что эти люди, даже из числа ваших ближайших друзей или даже родственников, окажутся в состоянии всё это осуществить?

Достаточно ли здесь их личной привязанности к вам? Достаточно ли здесь их личной честности, их профессионализма?

К сожалению, нет.

Почему?

Потому что они могут заниматься этим делом не столько по собственному желанию, сколько по вашей просьбе, не чувствуя при этом личной ответственности перед собой за дело, которое им поручили. Они будут честно стараться выполнить всё, что вы требуете, как ребёнок, который старательно делает уроки, потому что вы его заставили. Но при этом с тоской глядит в окно, где его друзья играют в футбол.

В итоге из вашей затеи ничего не выйдет. Насильно мил не будешь.

Предположим, вы - директор завода, вы решили все эти проблемы и готовы начать производство.

Что вы будете делать дальше?

Бегать из цеха в плановый отдел, оттуда - в отдел сбыта, оттуда - в цеха, в охрану и опять в цеха и в плановый отдел и в бухгалтерию?

Такое поведение понятно! Вы изо всех сил хотите избежать повторения ошибок своего предшественника и стремитесь лично убедиться, что всё работает так, как вам надо.

Но, к сожалению, это будет означать, что вы из рук вон плохой руководитель.

Потому что вы - не инженер и не токарь, не плановик и не бухгалтер, не агент снабжения или сбыта. Вы не специалист в этих вопросах.

Вы не можете научить инженера проектировать, плановика - рассчитывать сметы, начальника склада - вести учёт готовой продукции и т.д.

Вы не обладаете ни одним из этих профессиональных навыков. Вы можете учиться у этих людей, но сам не можете их ничему научить.

Но тогда какими знаниями и какими профессиональными навыками вы обладаете? На основании чего вы стали руководителем машиностроительного завода, если вы не имеете соответствующей технической или экономической квалификации?

Понятно, что обладание конкретными производственными навыками, знаниями и квалификацией может быть важным подспорьем в вашем управленческом деле. Но это ни в коем случае не является категорически необходимым! Наобходимым является совсем другое.

Что конкретно?

Ваша способность организовывать процесс! Умение чётко обозначать цели и добиваться их достижения.

Т.е., вы, обладая структурным пониманием и мышлением, умеете создать такую систему, которая решает все поставленные вами задачи, двигаясь снизу вверх, до самого конца. И самое главное - она решает их без вас!

Как ни странно, но самый успешный, самый талантливый руководитель - вовсе не тот, без которого невозможно обойтись в любую секунду, a тот, кто не нужен.

Это тот, кто, как паук, раскинув паутину, тихонько сидит в самом центре и спокойно пьёт чай, наблюдая, как вокруг него идёт непрерывный хорошо отлаженный производственный процесс.

И вмешивается в этот процесс только тогда, когда возникает непредвиденный сбой, незапланированная случайность, или, говоря по-современному, форс-мажор.

А теперь резонно будет задать следующий вопрос: а как конкретно строится такая система?

Ответ будет простым.

Такая система строится на основе создания коллектива, объединённого единым пониманием цели и всех подцелей в рамках заранее заданных условий.

Это определение универсально.

Если вы хотите создать успешную космическую отрасль - вы собираете фанатиков космоса, энтузиастов и мечтателей, отбрасывая в сторону всех, для кого космос - просто карьера и средство зарабатывания денег.

А если вы хотите создать казино или публичный дом, то отбрасываете в сторону фанатиков космоса, мечтателей и энтузиастов и привлекаете тех, кто любит деньги - дилеров и шлюх.

Если вы строите социализм - вы собираете всех, для кого Маркс, Ленин и Сталин - безусловные авторитеты, а царь Николай Второй или Столыпин - антиавторитеты.

А если вы строите капитализм и новую монархию - ровно наоборот!

Однако, несмотря на универсальность этого определения, оно не всеобъемлюще. Иными словами, оно является условием необходимым, но не достаточным.

Всеобъемлющим это определение станет тогда, когда вам удастся сначала создать такую цель, а затем такой коллектив, который будет не только полностью разделять эту вашу цель, но и ставить её в своей шкале ценностей выше, чем собственное индивидуальное благополучие и требовать этого же от вас. Иными словами, когда цель перейдёт в своё новое качество - станет материальной идеей. Смыслом существования всех и каждого. Заживёт отдельно от её создателей.

Умение дать жизнь такой идее и создать коллектив, который примет её без колебаний и сомнений, т.е. создать автономную управляющую систему - главное в управленческом труде. И это дано далеко не всем.

Выдающихся управленцев в истории человечества ничуть не больше, чем выдающихся писателей, художников или учёных.

Их имена всем известны.

И не только в России, в Европе или в Америке. И не только в области бизнеса, но и государственного руководства.

Мы перечислили здесь лишь некоторые, наиболее первостепенные по важности качества, которыми должен обладать любой высококлассный управленец.

Это список можно продолжать. Но делать это здесь мы не будем, поскольку общее направление мысли должно быть понятно читателю.

А о прикладном значении этих соображений поговорим во второй части статьи

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment