марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Конец малого бизнеса?

https://zsbooka.livejournal.com/210472.html
(перепостил taxfree)

Вчера за стаканом чая общался с приятелем, у которого в собственности 7 «точек» в трёх торговых центрах, и рассказал он мне свою страшную историю: в первые же дни «карантина» съехали все. То есть все 7 арендаторов одновременно, не сговариваясь, собрали свои пожитки и свалили в закат. Причём, не просто переехали куда-то, но всё – финита ля комедия: остатки распродают из дома через «Авито» себе в убыток. Вероятность, что после окончания «самоизоляции» они вернутся – почти нулевая…

Нет, вообще, всё давно к этому шло. Купил он эти «точки» в конце «нулевых» на фоне прошлого кризиса с приличным дисконтом и в тот момент это казалось невероятно удачным приобретением. «Точки» эти располагались в популярных в тот момент торговых центрах эконом-класса, у них была отличная «проходимость» и у чувака была уверенность, что теперь он до конца жизни горя знать не будет. Но судьба всегда смеётся над нашими планами 😆

Во-первых, несмотря на то, что эти торговые центры пользовались популярностью, там был нюанс – они были построены в конце 90-х и в начале 2000-х в формате обычного «крытого рынка». То есть минимум концепции и функционала, тупо: отделы-клетушки в несколько длинных рядов, туалет и кафешка с беляшами и хотдогами – всё. Для непритязательных провинциалов на протяжении длительного времени этого было достаточно, но потихоньку кругом строили всё более и более современные универсальные торговые комплексы, а после окончания кризиса в период с 2011 по 2015 они росли уже просто как грибы после дождя – в каждом, даже небольшом микрорайоне появлялся свой новый торгово-развлекательный центр – покупатели плавно перетекали в них. Поэтому с началом текущего нашего концептуального противостояния с Западом и после очередной девальвации рубля всё стало уже совсем плохо: у людей денег с каждым годом всё меньше, поток клиентов становился всё жиже, дальние углы этих ТЦ опустели, размер аренды приходилось постоянно снижать, коммунальные расходы и налоги при этом только увеличивались – прибыль стала почти символической.

Причём, тенденция стала понятной ещё 5-6 лет назад, но уже тогда нормально продать эти «точки» было нереально. Проще сохранить в собственности и надеяться на какую-то реконструкцию этих торговых центров в будущем…

Вторая проблема, которая подкосила этот формат бизнеса – его неактуальность. Это раньше все ходили одеваться на рынки, где было относительное разнообразие и доступные цены (в сравнении с редкими «фирменными» бутиками), но сейчас в любом ТРК есть и широкий выбор, и низкие цены. Подавляющее большинство брендов, которые широко рекламируются и представлены в каждом нашем торговом центре – это российские компании (федеральные «сетки»), которые отшивают свои вещи в Азии, как правило, но изо всех сил делают вид, будто бы их продукция – это нечто «европейское» (всё вот это: Baon, Befree, BGN, Finn Flare, Gloria Jeans, Henderson, Incanto, Incity, Kanzler, Love Repablic, Orsa, Ostin, Oggi, Ritter, Savage, Tom Farr, Van Cliff, Vis-à-vis, Zarina, Zolla и так далее и тому подобное). То есть в общем среднем – это примерно такое же дешёвое гавно низкого качества, как и тот стрёмный турецкий ширпотреб, который раньше традиционно продавали на рынках. Но при этом у нового формата более яркая и привлекательная упаковка, которая дарит покупателям приятное ощущение, будто бы они перешли на следующий качественный уровень. Поэтому «крытые рынки» медленно, но неуклонно загибались…

Справедливости ради надо отметить, что их ассортимент (в этих постепенно деградирующих торговых центрах) и вправду уже не выдерживал никакой критики, поскольку, ради возможности конкурировать по цене с крупными вышеперечисленными брендами, «челнокам» приходилось покупать в Турции всё более дешёвый товар, который по качеству уже всё меньше отличался от того мусора, что возили другие «челноки» из Китая и Вьетнама. Тем не менее, неожиданная скоропостижность их одновременной смерти вызывает неприятное изумление…

Но даже не от вышеописанной ситуации этот чувак больше всего охреневает. Всё ещё хуже у его жены, которая подрабатывала на дому турагентом. То есть у неё было ИП и она через группу в Ватсапп и страничку в Инстаграм довольно успешно продавала туры со своей копеечной комиссией. И вот сейчас, когда всё встало, у неё трындец: при отмене тура она обязана немедленно вернуть все деньги туристам, а ей лично эти деньги никто пока не возвращает. То есть авиаперевозчики, отели и крупные туроператоры все хором сказали своим агентам-посредникам: «Идите на хер! Денег нет, но вы держитесь…»

Нет, понятно, что все выкручиваются, как могут, в том числе перебронируют туры на попозже (есть даже варианты на следующий год). Кроме того у нас есть Ростуризм, которому правительство вроде бы выделило деньги на помощь отрасли. Кроме того имеется, в конце концов, страхование ответственности туроператоров: согласно Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» уже в течение нескольких лет формировались сразу 2 страховочных фонда – фонды персональной ответственности туроператоров (статья 11.6) и общий резервный фонд (статья 11.4). То есть вроде бы всё должно пройти цивилизованно и спокойно – система готовилась к подобной ситуации. Но… Как это всё будет работать и сработает ли нормально – очень не понятно. А многие возмущённые клиенты каждый день истошно вопят – требуют вернуть им деньги здесь и сейчас. И что ей делать?!

Эта «жена друга» продала туров на несколько миллионов. Страшно себе представить какая ситуация у среднего турагентства, где объём таких обязательств может исчисляться десятками и сотнями миллионов. А если им реально хотя бы часть денег не вернут и не компенсируют? Ну, типа, обанкротились или тупо отморозились контрагенты там где-нибудь на Кипре или в Турции, или ещё что…

Можно предположить, что туротрасль в том виде, как мы её знаем, если не умрёт, то радикально изменится. Выживут явно не все. Конкуренции в России станет ещё меньше 😬

А как ваш бизнес переживает «карантин»?


Tags: #банкротство, #коронавирус, #малыйбизнес, #самоизоляция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments