марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Что меняют поправки в Конституцию. Структурно-управленческая часть

https://aftershock.news/?q=node/882514

И еще раз о поправках. Попробуем разобраться, на что же они направлены. Итак, мы имеем - сравнительную таблицу поправок.

http://duma.gov.ru/media/files/WRg3wDzAk8hRCRoZ3QUGbz84pI0pp...

Не буду ходить вокруг да около, изложу уже результат моего личного анализа. Цитат не будет, откройте таблицу в соседней вкладке.

Все поправки группируются в несколько блоков. Начнем с самого сложного, съедим лягушку сразу.

Структурно-управленческий блок.

В него входят следующие поправки.

Во-первых, обширная поправка в ст. 83, суть которой снизить дистанцию от президента до министров. Сейчас между президентом и исполнительной властью есть прокладка в виде премьера и вакуум в конституции - непонятно, а такое руководство законно вообще или нет? Ну, когда президент лезет со своими указами? В новой конституции президент де-юре становится главой исполнительной власти, вакуум устраняется, вопросов больше нет.


Раньше президент только мог предложить Премьера Думе на утверждение, и потом -  условно говоря, просто наблюдать за работой правительства. Если оно работало плохо - только распускать его, причем - всех министров разом. Потом опять тягомотина с формированием нового правительства. Это, переводя на корпоративный язык, как если генеральный директор может только назначить начальника отдела и смотреть как оно там. Приказов отдавать нельзя. Если работают плохо - можно только уволить, причем - весь отдел разом, всех сотрудников под одну гребенку. Система, согласитесь, не без недостатков.

-

По новой конституции, согласно новой редакции статьи 83 Президент

а) назначает и увольняет премьера(раньше только назначал). Требуется утверждение Думой(это не меняется)

б) принимает отставку премьера, его замов и министров(раньше это премьер делал)

в) сам выбирает состав правительства. Всем также требуется утверждение Думой, КРОМЕ министров юстиции, внутр. дел, обороны, МЧС и иностранных дел. Этих просто назначает.

Эти пункты явно идут в укрепление президентской власти и повышение управляемости.

г) Может решать, кто в каких органах исполнительной власти верховная власть - где президент, а где премьер

Вот этот пункт сложный. Суть его в том, что он дает возможность отобрать тот или иной орган из подчинения у премьера и взять под личный контроль. А также - создать или упразднить какой-то орган, но - только по предложению премьера. Это есть и сейчас, но новшество в том, что если предыдущий премьер вылетел под зад коленом, а не по собственному желанию - то вновь назначенный(антикризисный) свои предложения по реструктуризации правительства представлять не может - он обязан работать именно с той структурой своих органов, которые ему достались от предшественника.

Вот этот пункт мне не совсем понятен, признаюсь. Менять структуру - это хорошо. Система должна уметь адаптироваться. Но почему такая вольность в плане решений кто чем управляет, и почему вновь назначенный лишен права высказать предложения о структуре? Непонятно.

д) отказывается от назначений судей федеральных и прочих судов. Теперь все они назначаются парламентом, конкретно Советом Федерации

е) а вот прокуроры наоборот - раньше назначались парламентом, теперь Президентом.

ж) выносит на голосование в СФ представления об увольнении судей(сейчас судья КС может быть уволен только самим КС - нужно не менее 2/3 голосов коллег, судья верховного суда - только высшей квалификационной комиссией и т.п.).

з) формирует новый конституционный орган - Госсовет. Статус, полномочия его не определены в Конституции, и это очень интересный момент. Создается новый орган, суть его описывается в самых общих чертах("формируется президентом в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации") - а все остальное - будет написано в федеральном законе. Зачем такой финт ушами?

У меня есть единственное предположение. Конституция достаточно неповоротливая штука, все конституционные органы там описаны достаточно подробно, связи зафиксированы, а обстоятельства-то меняются каждый день. Вполне возможно, что в какой-то момент эта махина отстанет от управленческих реалий. Мне кажется, Госсовет это такой орган-заглушка для временного обхода конституционных ограничений.

В случае какого-то ахтунга принять закон в парламенте о Госсовете, дающий ему нужные в текущих обстоятельствах полномочия - гораздо проще, чем в очередной раз принимать поправки в Конституцию. Во всяком случае, если бы я писал устав большой компании, я бы что-то такое предусмотрел. Лучше хреново действующий "госсовет", чем банкротство из-за паралича принятия решений в совете директоров.

и) представляет кандидатуры главы Счетной палату и аудиторов для назначения в Совет Федерации

Во-вторых, поправка в ст. 95-102

В ней усиливается роль Совета Федерации(уже описано как - утверждением кандидатур судей и проч.), и усиливается президентское влияние в нем - Президент назначает больше сенаторов. Сейчас таких не более 10%(в СФ 170 человек), будет не более 30 чел - то есть количество увеличится почти вдвое и назначенных президентом станет почти 20% от всего СФ - достаточно мощная группировка для лобби решений. Но не решающая.

В-третьих, поправки в ст.103

Они немного меняют полномочия Думы. Она получает некоторых доп. полномочия - по утверждению министров. Но у неё забирают полномочия назначать начальство Счетной палаты - теперь дума занимается только заместителями.

В-четвертых, поправки в ст. 107-108.

В текущей редакции конституции у президента нет права вето. Если парламент примет закон, а Президент его откажется подписывать, закон вернется  на доработку в парламент. И если он опять будет принят в парламенте без изменений - Президент обязан будет подписать его. Соот-но, если нашу Думу и СФ охватит массовое безумие по типу Black Lives Matters или чему угодно еще, и они дважды примут какой-то безумный закон, президент не сможет отказаться его принимать. Новая версия статьи вводит дополнительный рубеж - теперь Гарант может обратиться в суд с целью проверить закон на соответствие конституции. На время проверки - принятие закона откладывается. Очень полезная штука, на мой взгляд, в наше время, где массовые психозы и погоня за хайпом уже обосновались везде, даже в высших эшелонах власти - появляется лазейка для роли личности в истории. Если она конечно с яйцами. И неприкосновенностью )

В-пятых, поправки в ст. 111-112.

По текущей конституции - Премьер, как уже сказано, утверждается Думой. А если она трижды отклоняет кандидатуры - Думу распускают, и назначают выборы.

По новой версии - роспуск становится только опцией. С одной стороны, вроде бы становится проще назначить кого хочешь в премьеры. Ну предложил три заведомо непроходные фигуры, а потом назначил кого хошь. С другой же - ведь и текущая редакция это позволяет, ничего радикально не меняется, но зато можно будет не тратить время и силы на подковерную борьбу с оппозиционно настроенным парламентом.

Также, довеском появляется возможность распустить думу, если она провалит назначение федеральных министров - тоже ничего особенного, это комплектом за дополнительные полномочия по их назначению.

И закончу свою простыню поправкой в ст. 113.

Она передает общий смысл этого блока. А он таков:

Президент явно устал от халтурного исполнения поручений правительством, от отсутствия в Конституции механизмов, которыми можно взбодрить министров.

Он перестает быть наблюдателем за работой исполнительной власти, перестает просто через некоторое время давать оценку и отставку всему неудачному правительству - он берет исполнительную власть непосредственно в свои руки.

Tags: Конституция, поправки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment