Если послушать церковных «владык», то почти наверняка будет что-то вроде: «церковь вне политики», и следует церковь якобы «истинному пути». Этот путь с точки зрения поповского сообщества является абсолютным, внеисторическим.
Патриарх Кирилл заявлял:
«Религия и политика не могут быть двумя сторонами одной медали, это явления совершенно разного порядка. В центре религиозного послания — душа человека, его сознание, нравственность»[1].
Можно ли принять данную аргументацию? Можно было бы, если бы церковь не менялась действительно. Однако очевидно, что православная церковь была одной в Московском княжестве, другой — в Российской империи, третьей — в СССР, и совершенно это иная структура в наши годы.
Выходит, что есть факторы, которые влияют на социальную, экономическую и политическую позицию церкви, которую выражают высшие церковники (например, патриарх Кирилл и приближенные).
Православная церковь и генерал Деникин
1917 год для церкви — момент переломный. Важно отметить, что до революции 1917 года (вначале февральской, затем — октябрьской) церковная верхушка была за монархию однозначно.
Тут много чего перечислять не будем. Отметим лишь, что незадолго до революции в официальных церковных изданиях указывалось:
«Идея народовластия, или народоправия, как лицемерно нелепая, выдуманная, чтобы дать высшим сословиям незаметно держать в своих руках народ, чужда душе русского народа».
( Свернуть )
А затем, уже после февральской революции, буквально сразу:
«Совершившийся переворот был делом великой милости Божией к нашему отечеству».
Как можно понять, церковь соблюдала твердое правило, что она вне политики и что осуществляет ту же деятельность, что осуществляла и 1000 лет назад, то есть никак не менялась, ведь истина неизменна.
Рассмотрим всего лишь на одном примере, каким образом церковь является независимой от политики. В годы гражданской войны церковники заняли разные стороны. Но в любом случае кто платил, тот и заказывал музыку. Рассмотрим взаимодействие церкви и генерала Деникина, так называемого главнокомандующего вооружёнными силами Юга России.
Режим Деникина был военной диктатурой, где активно использовался социальный популизм. В плане популизма Деникин в какой-то мере напоминал Сергея Васильевича Зубатова, создателя «полицейского социализма» в России.
В плане идеологии движение Деникина во многом походило на «Черную сотню». В частности, был объявлен крестовый поход против большевизма и еврейства[2]. Естественно, в таких условиях обойтись без церковников невозможно.
И их позиция здесь представляет большой интерес, так как Деникин все же идеологически далек как от абсолютной монархии, так и от демократии, социализма. Мешало ли это как-то сотрудничать?
Отнюдь, если все было вопросом цены. Почему именно цены? Да потому что Поместный Церковный Собор в Ставрополе в 1919 организовывался за счет Деникина. И как этот факт отразился на церковных заявлениях? Тут, конечно, можно уже заранее догадаться, что высокое финансирование прямо говорит о том, что власть Деникина — от бога. Ну а от кого же еще?
Начинается собой эпично:
«Во время пения «Верую» быстрыми шагами вошел в Андреевскую церковь Главнокомандующий ген[ерал] Деникин, и было что-то знаменательное в том, что при пении Символа православной веры вошел символ единой православной Руси. Открывая заседание Собора, архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор приветствовал Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина как доблестного витязя земли Русской, а также и всех собравшихся на Соборе»[3].
Скажем прямо, этот примечательный поп успел переобуться сразу же 3 раза в очень короткий срок: монархия, временное правительство, а теперь вот и Деникин. И все «от бога», как говорится. Причем большевики, конечно, нет. И нет потому, что отказываются спонсировать подобные соборы, которые казне обходятся достаточно дорого.
Обращение собора к Деникину:
«Ваше Высокопревосходительство. Южнорусский церковный Собор, манием Божественным собравшийся в богоспасаемом городе Ставрополе для разрешения вопросов о временном церковном управлении, благоустроении дел церковных, приносит Вашему Высокопревосходительству почтительнейшую и глубочайшую благодарность за инициативу созыва Собора и за мощное покровительство и содействие осуществлению этого великого и святого дела.
Ваши труды и старания в этом деле с очевидностью свидетельствуют, что не менее судеб Родины Вашему сердцу близки и судьбы многострадальной Церкви, которой Вы сыновне и беззаветно преданы. Вы — истинный патриот и христианин, не мыслящий блага государственного без церковного.
Вы совершаете дело поистине величайшей важности, и славу Вашу возвестят людие, и похвалу Вашу исповесть Церковь до окончания века. Вот какая пленительная для сердца и души перспектива открывается перед нами — блестящие победы водимого и вдохновляемого Вами воинства, ополчающегося на лютого врага веры и Родины, являют светлую зарю близкого восстановления единой и неделимой России и попранных врагами прав Св[ятой] Церкви, возвращения ей должной свободы на спасение людей Божиих.
Веруем, что недалек тот день, когда Пастыреначальник, избравший Вас орудием Своего промышления о Церкви Божией и России, соберет расточенная, и облечется во всю славу свою многострадальная Родина.
Да благословит Вас Христос Господь, да воздаст Вам сторицею за Ваши подвиги и в сей жизни, и в будущей и да сохранит драгоценную для Отечества и Церкви жизнь Вашу на многая лета».
Собственно чтоб получить такую порцию восхвалений — достаточно просто выделить 50 тысяч рублей (на тот момент огромная сумма). Почему же церковники ставили на Деникина? Они полагали, что если Деникин победит, то он вернет прежние взаимоотношения государства и церкви. То есть православная церковь станет основной и государство будет ее спонсировать, прямо как и этот собор. Потому что своими силами организовывать подобные соборы — большие затраты, а такие затраты церковниками не приветствуются (они привыкли, что царское правительство платило за подобное).
Помимо дорогостоящей организации собора, Деникин церковникам (участникам собора) гарантировал «суточные», то есть 35 рублей в сутки и оплата дороги. Скажем прямо, что дело тут явно не только в «идейности» церковных лиц. Хотя объективно церковникам явно было бы выгодно, чтобы Деникин вышел из гражданской войны победителем, ведь он сам ставил на православие.
Участники собора о стороне противников заявляли прямо, что большевики — слуги сатаны:
Южнорусский церковный Собор, собравшийся в г. Ставрополе, памятуя, что Господь пришел спасти не праведников, а грешников, обращается к вам от имени распинаемой вами Православной Церкви со словами увещания.
Есть среди вас и обманутые, есть и обольщенные, есть и сознательные преступники, но все вы одинаково служите делу грядущего антихриста...
Долготерпелив Господь. Но страшен и гнев Его. Возмездие земное уже близится. Победоносные полки Добровольческой армии, объединившие почти весь Юг, Сибирская армия адмирала Колчака, подошедшая к Волге, армия генерала Юденича, освобождающая Петроград, западные полки славян, приближающиеся к Киеву, уже сжали железным кольцом Красную армию.
И близок час, когда силой оружия, благословляемые Православной Церковью русские полки с крестом и священными знаменами войдут в Кремль Москвы. Наступит час расплаты. И вожди ваши еще раз предадут вас — с награбленными миллионами они найдут способ убежать и скрыться, а вас оставить для расплаты.
Покайтесь. Сознайте преступления свои, безмерные и тяжкие. Отрекитесь от сатаны. Сложите оружие ваше. Земная власть пощадит кающихся. А перед Богом вы должны искупить грехи всею вашей последующей жизнью. И тогда Господь, веруем, простит вас, примет в лоно Свое, как отец принимает блудного, но раскаявшегося сына.
Попы просто были идеологическим инструментом белых, что можно понять из данного отрывка. И как после такого можно говорить, что церковь вне политики и что якобы задача — проповедь «высших ценностей», большая загадка.
После подобных проповедей, а также активного участия в боевых операциях «белых», попы, конечно, говорили — «а нас-то за что?», когда наступало время отвечать за свои поступки. Собственно большую часть лиц, которые за поступки отвечали, впоследствии называли жертвами, мучениками и так далее.
Хотя по факту это были люди, которые в период гражданской войны агитировали за свержение правительства. Вряд ли в истории можно найти случаи, когда к таким относились терпимо.
Подобные переобувания сегодня церковью оцениваются по-разному. Но мы лучше возьмем официальную позицию, скажем, по поводу патриарха Тихона, который вначале агитировал против советской власти, а затем стал ее сторонником. Вот что по этому поводу РПЦ говорит в наши дни:
«Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство - Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место»[4].
Таким образом мы можем отметить, что никакой независимости церкви от политики как не было, так и нет. «Духовные» силы выступают на стороне тех, кто видится победителем; кто готов тем более оплачивать их деятельность. Никакой «вечной» политической позиции у РПЦ нет. И «вся власть от бога» работает с явными перебоями, если учитывать историю церкви.
Источники
- Патриарх Кирилл: Церковь вне политики, но вправе давать ей нравственную оценку. URL: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1112625/patriarkh_kirill_tsierkov_vnie_politiki_no_vpravie_davat_iei_nravstviennuiu_otsienku
- Энгель В. В. Курс лекции по истории евреев в России. Прочитан в Государственной еврейской академии им. Маймонида в 2000–2001 годах. — Jewish.ru. — 2001.
- Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919. Сборник документов под редакцией Ю. А. Бирюковой. М., Новоспасский монастырь, 2018.
- Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/671310.html
Источник.