Ну, те кто меня иной раз читает, в курсе, что у меня довольно специфический взгляд на многое произведеня и мое понимание что "Гамлета", что "Горя от ума" несколько отличается от распространенного...
Тут под предыдущим остом от литературе, возник воспрос. И я решил преобразовать мой комментарий в пост. Может кому-то будет интересно. Итак:
Можете высказать свое мнение о творчестве Ремарка, Хемингуэя, Гашека?
Ну, среди этих троих, Ремарк , конечно, вне досягаемости.
Но есть восприятие меня молодого и меня сейчашного. Оно разное.
Тут надо бы много писать из серии "Как я провел лето".
... Сегодня, я понимаю, что у Ремарка, как у писателя, есть существенное ограничение. Ремарк ... даже не знаю, как это точно выразить... Он не увидел Гитлера. Он его, кажется, в приницпе не предчувствовал. То есть вообще не увидел. Собственно, никто не увидел.
Это связано с том, что Ремарк - мелкий человек, индивидуалист. Для него эпоха - это стихийное бедствие, в котором живет, страдает и умирает маленький человечек, и этому бедствию человечек не может ничего противопоставить, кроме улиточной скорлупки частной жизни. Ремарк - это ужас жизни. Я его понимаю.
Но, стихийное бедствие рождает также и совершенно иной характер, который бросает вызов стихии и создает встречный пал.
Нравится кому-то, или нет, но Гитлер - это именно такой характер. Он прошел ту же войну, что Ремарк, но воспринял ее качественно иначе. Гитлер - это ранний, еще патриотический Боймер, так и не скукожившийся от ужаса, а только озверевший от поражения, не признавший поражения.
Боймер не случайно погибает. Ему не места в послевоенном мире. С такой травмой не живут. А Гитлер - это абстрактная месть жизни, как она видится его воспаленному мозгу.
Вообще, герои Ремарка при всем при том - обывательская слизь. А Гитлер - это обыватель, животное, взбесившееся от боли, при этом не способное понять природу и источник боли, что превращает его в абсолютное зло.
Вообще, был бы я писателем, я бы как раз написал роман о Ремарке и Гитлере в одном флаконе. Ибо, это две стороны одной медали. Символично, что "На западном фронте без перемен" вышло одновременно с "Майн Кампф", которую вполне можно было бы назвать "В предчувствии перемен".
Вообще, удивительно. Даже "Братья Лаутензак" Фейхтвангера - это уже апостериорная, пропагандистская анти-гитлеровская книга, когда все уже случилось. Но ни одного пророческого пртизведения, которое вывело бы, как теорему, появление Гитлера в качестве итога Первой мировой" я не знаю. Хотя, казалось бы, это очевидно...
... Ну а в молодости, конечно, Швейк. Он плоский и жизнерадостный. Что касается Хемингуэя, я как раз к нему отношусь достаточно спокойно.
PS. Вообще, удивительно, как современники не видят ростков будущего. Причем таких жирных и неизбежных