марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

"Лукашенко прав, лишив господдержки театры?

https://cont.ws/@gros59/1768958/2020/08/28/

"...зачем отдавать деньги всяким райкиным, серебрянниковым, богомоловым, когда в рамках того же министерства можно отдать деньги на музеи, особенно провинциальные, на молодые провинциальные театры, работающие в тяжелых условиях, на библиотеки в глубинки России, народные танцевальные и хоровые коллективы, на симфонические оркестры."

Где-то неделю назад Александр Лукашенко отметил, что государство дотирует сферу культуры, но раз коллективы хотят свободы, им это "организуют". Было это сказано в ответ на демарш работников театра по отношению к нынешней власти в Белоруссии.

И как результат - с 21 августа ушел в простой на неопределенный период Национальный академический театр имени Янки Купалы. Как сказал и.о. директора Валерий Громада, это случилось из-за "невозможности организации показа спектаклей".

Собственно говоря, вот такое надо сделать и с театрами России.

Перевести их на хозрасчет, на самоокупаемость. Это пойдет только на пользу российскому театру. Прекратится выбивание, точнее воровство, денег из бюджета. Вот эти самые светлоликие властители дум обожают при случае упрекнуть руководство страны: «Зачем нам тратить деньги на Сирию и Венесуэлу, лучше бы отдали эти деньги старикам».


На это можно только заметить, зачем отдавать деньги (!) всяким райкиным, серебрянниковым, богомоловым, когда в рамках того же министерства можно отдать деньги на музеи, особенно провинциальные, на молодые провинциальные театры, работающие в тяжелых условиях, на библиотеки в глубинки России, народные танцевальные и хоровые коллективы, на симфонические оркестры.

Поскольку я профессионально изучал организацию театрального производства, то представляю, как это все происходит – финансирование театров.

Во-первых, театр – это действительно производство. Когда-то В.И.Немирович-Данченко писал, что коврик и два актера – это и есть театр. Такое положение дел ушло давно в небытие. Также, как и красивый эвфемизм – «Храм Мельпомены».

В храмах «голых пионерок» не ставят. Театр – это место, где существует производственный процесс – выпуск спектакля. Существует и готовая продукция – спектакль. Поскольку государство финансирует это процесс, то оно обязано требовать, что бы продукт приносил прибыль.

Если режиссер ставит спектакль для собственного удовольствия, то должен это делать у себя дома. Хотя бы потому, что помещение театра принадлежит государству, и он обязан заплатить за его эксплуатацию.

Во-вторых, театр, это не только актеры. Это и постановочная часть: рабочие сцены, осветители, гримеры, костюмеры, радисты, реквизиторы. Это производственные мастерские (если их нет, то декорации надо где-то заказывать). Это и билетеры с гардеробщиками. Это и бухгалтерия, кассиры, кладовщики, дворники, те, кто эксплуатирует здание. Эту ораву надо кормить.

И чем больше театр, тем больше, понятно, его коллектив. А вот маленький частный театрик сам может продержаться без всей этой обслуги. Но как только частный театр становится чуть больше…

Вот пример - театр Николая Коляды. Казалось бы частный. Но.. Здание ему отремонтировали и подарили. Руководство Свердловской области.

Или вот: «Министр культуры РФ Ольга Любимова в ходе своего визита в Екатеринбург обсудила вопрос финансирования «Коляда-театра» с вице-губернатором Свердловской области Павлом Крековым. Она заявила, что грант от правительства театру Николая Коляды был одобрен».

Т.е. частный, то частный, но..

Я не в осуждение.

Именно таким театрам и надо помогать. Просто понятие «частный» тоже очень расплывчатое.

В-третьих. Существует две категории театров, которые дотируются государство – это детские театры и театры оперы и балета. По объективным причинам. В детских театрах должна быть низкая цена билетов, а в театрах оперы и балет огромные труппы и сумасшедшие расходы на костюмы. Считайте сами.

Опера: солисты, приглашенные солисты, певцы, так сказать второго плана, хор. Балет: солисты, танцовщики второстепенных партий, кордебалет, миманс. Общий оркестр. Вспомните костюмы в классических оперных спектаклях. И это не на пять, десять человек, а на несколько десятков. А балет? Вы знаете, какой адский, ручной труд изготовление пуантов? И сколько стоит одна пара?

К чему приведет перевод театров на самоокупаемость? Все труппы сократятся до минимума. Исчезнет весь балласт в виде административных единиц. А их немало в любом театре. Директор, исполнительный директор, заместитель директора, обычно два, помощник директора, помощник, ответственный за связи с прессой и т.д.

В труппа вместо нескольких десятков актеров останутся только те, на кого действительно будет ходить публика. Исчезнут насаждаемые ныне стремления превратить театр в клуб. Посмотрите, что делает Боярков со МХАТом. Лекции, тренинги, выставки, встречи… Сельский клуб, да и только.

Возрастет конкуренция актеров, и как следствие позакрываются так называемые театральные школы, которые пачками выпускают бездарей.

При министерстве надо создать консультативный орган, но не из тех, кто является нынче организаторами многочисленных литературных премий, а из настоящих писателей, того же Юрия Полякова.

Чтобы они могли давать рекомендации, какие постановки нуждаются в государственной поддержке.

А какие нет. В силу убогости или русофобии.

Господи, какая прекрасная жизнь может начаться без всех этих УПЫРЕЙ, сосущих бюджетные деньги.

Закончу словами Чехова, которые выражают мои пожелания русскому театральному искусству, тому, на котором я воспитан: «Мы, дядя Ваня, будем жить. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно… Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах»

Автор Игорь Левитас.


Tags: Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment