марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Завод медленно умирает, губится его будущее. Интервью инженера-технолога

https://eot-su.livejournal.com/3601722.html/2020/08/29/

Скоро попросту некому будет передавать опыт молодому поколению, и инженерно-техническая школа прервется.
https://rossaprimavera.ru/article/a11cb710

В феврале 2020 года, еще до коронавирусной пандемии, было проведено совещание по организации Центра профобразования Ростеха на площадке «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) в Уфе. Предполагается, что Центр будет решать проблему нехватки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности.

Вместе с тем несколько ранее ИА Красная Весна освещало ситуацию на ПАО «ОДК-УМПО», связанную с нарушениями Трудового кодекса. Тогда работающие на заводе инженеры-технологи подали коллективную жалобу на предприятие в Трудовую инспекцию. Освещалось тогда же, что они подверглись давлению со стороны руководства.


В связи с этим мы взяли интервью у инженера-технолога Амира Шайдуллина, выигравшего в суде у ПАО «ОДК-УМПО», чтобы узнать, чем история закончилась и в чем была суть претензий инженеров к предприятию.

ИА Красная Весна Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, в чем была природа конфликта инженеров и предприятия.

— Здравствуйте. Это очень большая история. Я довольно давно работаю на предприятии, и все эти годы у нас острейшая проблема с очень высокой текучестью кадров. Приходят молодые специалисты, перенимают опыт работы, но через некоторое время увольняются. Потом приходят новые, и история повторяется заново. Этот порочный круг крутится многие годы. Причина недовольства увольняющихся инженеров в том, что заработная плата низкая, и нарушаются их трудовые права, отраженные в ТК РФ.

В частности, инженеров-технологов привлекали к сверхурочным работам в объемах гораздо больших, чем разрешено по Трудовому кодексу.

Вот взгляните на Решение, утвержденное Управляющим директором объединения и депутатом Курултая Евгением Семивиличенко от 29 декабря 2017 года. Согласно нему, в 2017 году 517 инженеров-технологов наработали за год 155727 сверхурочных часов.


Нетрудно подсчитать, что в среднем за год один инженер-технолог нарабатывал 301,2 сверхурочных часа, что более чем в два раза превышает установленный законом максимум в 120 сверхурочных часов в год. Не на десять-двадцать часов, а более чем в два раза, и это в среднем по всему предприятию и по всем технологам.
Из этого же документа видно, для чего это делается. Благодаря сверхэксплуатации подчиненных, руководство экономило на найме 136 человек. Если поставить заработную плату одного инженера примерно 18000 рублей, то ежемесячно получается более 2 миллионов рублей экономии на людях. Конечно, для предприятия это небольшие деньги, но тем не менее. И тут минимальный расчет. Работникам нужны кабинеты, компьютеры, отопление, освещение, обучение, бумага, канцелярские принадлежности. И ежемесячная сумма трат станет гораздо выше. В конце документа руководство просит такую ситуацию продлить дальше. А управляющий директор такое решение утверждает.

Посмотрите, какая получается двусмысленность. Высшие руководители страны постоянно говорят о верховенстве закона. А одновременно с этим руководитель крупнейшего оборонного предприятия страны и депутат от правящей партии Единая Россия видит документ, в котором во всей красе показано отношение к Трудовому кодексу и утверждает предложение делать также впредь. Как на это смотрят молодые специалисты и инженеры? Какое у них после этого формируется отношение к закону, государству, правящей партии?

ИА Красная Весна А как удается руководству заставлять людей столько перерабатывать?

— Первое, конечно же, это запугивание и давление. Второе, очень низкие оклады инженеров. Третье, специально разработанное премиальное положение, которое они очень долго выдавали как плату за сверхурочные работы, хотя таковым оно не являлось. Как раз в суде мне удалось доказать, что премиальное начисление под названием «за высокую квалификацию» к предусмотренным законом выплатам за сверхурочные работы не имеет отношения. Положение было разработано таким образом, что вынуждало людей перерабатывать выше разрешенного законом уровня. А плату они за это все равно получали скромную.

ИА Красная Весна Не опасаетесь ли вы того, что если все будет по закону, то у инженеров-технологов заработные платы станут еще ниже без этих дополнительных выплат?

— Нет, этого я не опасаюсь. Существуют графики подготовки производства. И необходимость исполнять закон не освободит руководство от обязательств выполнения этих графиков. Значит придется нанимать больше людей и предлагать им уже достойную оплату. А кроме того, нужно будет останавливать отток людей. Есть другие опасения. Помимо инженеров-технологов есть ведь еще и другие граждане России. На предприятии вовсю готовятся к серийному выпуску двигателей ПД-14. Эти двигатели будут ставиться на пассажирские самолеты МС-21. Будущие пассажиры имеют право знать, в каких условиях изготавливаются двигатели для бортов, на которых они полетят? Имеют. Наши опытные специалисты, как правило пенсионного возраста, отдают молодым людям все свои навыки, на это нужно время. Но в итоге молодой специалист от таких условий уходит, а время и силы, вложенные в него опытными специалистами, пропадают впустую. Это же не просто так. Пока молодежь не стала опытной, ее так же нагружают работой по выпуску техдокументации. Естественно, что с малым опытом будет обилие ошибок. Потом они увольняются, ошибки эти наследуют оставшиеся, которые и так под прессингом. Потом увольняются и эти. Вал ошибок копится годами. А в результате катастрофически падает качество.

Опытные специалисты старшего возраста, которым некуда уйти, в большинстве случаев уже пенсионеры. Конечно, низкие пенсии их вынуждают оставаться на предприятии через силу еще какое-то время, но здоровье не обманешь, и их количество неуклонно снижается. Скоро попросту некому будет передавать опыт молодому поколению, и инженерно-техническая школа прервется. На предприятии уже редкостью является специалист, способный посчитать размерную цепочку. А молодежь мобильная, и видя отношение руководства, они очень быстро начинают искать другую работу. И через некоторое время бегут, бегут куда глаза глядят. У нас в подразделении есть пример, когда человек ушел из инженеров в шиномонтаж. Недавно один ушел в токаря. Это наши будни. За несколько лет состав техбюро переменился почти полностью несколько раз.

Далее государство. Оно ведь деньги вкладывало на обучение технарей в высших учебных заведениях. А потом такой, потративший пять лет на высшее образование, молодой человек приходит на предприятие и получает холодный душ. Они видят, что получают сильно меньше рабочих и видят отношение к себе. У них глаза потухают. Потом молодой человек уходит и навсегда зарекается быть инженером. Значит деньги, потраченные на его образование государством, пропадают даром. Сгорают впустую.

И какой в таких условиях прорыв? Какое противостояние с Западом? Завод медленно умирает, губится его будущее. Ради чего?

ИА Красная Весна И чем окончилась история с коллективным обращением инженеров в трудовую инспекцию?

— Эта история не окончилась, там по ходу выяснилось очень много интересного. Поэтому пока от подробностей воздержусь. В любом случае ситуацию нужно изменять. Особенно сейчас это актуально. В Башкирии на днях зарегистрирован стотысячный официальный безработный. Так вот вам очевидный путь борьбы с безработицей — Трудовой кодекс не нарушайте. Они говорят, что готовят кадры. А кадры-то есть, они работать по специальности за такую зарплату и с таким отношением не хотят. Погибший в автокатастрофе с участием актера Ефремова Сергей Захаров работал в службе доставки, а имел высшее техническое образование. Почему он не работал по специальности? Да потому что детей, внуков надо было поднимать. Без изменения отношения руководителей к техническим кадрам мы страну не поднимем.


Tags: Авиапром, ИТР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments