марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Александр Росляков. В плену невежества: аффтор через два «ф», а Волга выпадает вон из Каспия

https://publizist.ru/blogs/6/36716/2020/08/30/

Энтропия – это необратимое снижение потенциала, деградация, разрушение чего-то. Мы кожей чувствуем, как за путинское долгоправление эта напасть накрыла все сферы нашей жизни – от промышленности до культуры. И я хочу сказать несколько слов о ее действии в сфере обмена информацией.

Свобода слова – это, я убежден, не возможность ляпать что попало в Интернете, а возможность быть услышанным. А в идеале – и понятым. И с этим у нас нынче полный швах.

Прежде всего случился переход качества в количество: вместо тысяч более-мене профессиональных журналистов возникли сотни тысяч блогеров. Кто это? Я бы сказал так: недожурналист, пишущий плохо – но много, на уровне кухонных слухов, способный белое выставить черным и наоборот.


Журналисты – при самодержавии Николай Гоголь и Александр Блок, при СССР Валентин Овечкин и Анатолий Аграновский, после СССР Юрий Щекочихин и Дмитрий Холодов – отвечали за свои слова жизнью, честью и судьбой. Блогеры отвечают только перед их спонсорами и политической крышей – поскольку без нее при путинском державии тебя раздавят как клопа. Или при неугождении ей отравят как Навального. Зато при угождении наградят – как Путин только что наградил матерного блогера Тёму орденом «За заслуги перед отечеством».

Но мало этой горести! Сошел вконец с ума читающий народ – в последнее десятилетие потянувшись в массовом порядке из читателей в блогеры; в итоге от одного ушел, к другому не пришел. Сопереживающий писателю читатель выродился в презрительного незнайку-комментатора. За эти 10 лет к моим статьям на разных ресурсах были написаны десятки тысяч комментариев – и этот жанр ввергает меня в траур.

Ну, малую часть просто хвалебных отзывов типа «Читаю Вас как свои мысли – только все глубже и точней» или ругательных – «Вас, недобитых совков и сталинистов, лично б добивал из автомата!» – оставлю в стороне. Тут все в норме, лестное для всякого автора внимание аудитории. Но подавляющий массив – особенно на самых многолюдных форумах – это какая-то уродливая донельзя попытка самовыражения путем дурных вопросов и суждений.

Скажем, среди тысяч обращенных ко мне вопросов я практически не припомню ни одного человеческого, на который возможен человеческий ответ. Например: «Почему Вы считаете стихотворение «Я помню чудное мгновенье» неискренним?» – «Потому что центральный его образ «гений чистой красоты», повторенный дважды, украден у Жуковского, чем Пушкин не грешил ни до, ни после». – «Спасибо за разъяснение». Нет, типичный вопрос на ту же тему будет звучать так: «Может, просветишь нас, серых, чем великий Пушкин не угодил тебе стихом «Я помню чудное мгновенье»?» И не дай бог тебе еще добавить к своему ответу, что стих – это всего одна строка и называть так вещь из многих некорректно, реакция спросившего будет такой примерно: «Учи, петух позорный, свою курицу кукарекать!»

Или: «Вы можете нормально, без своих выкрутасов, объяснить, что хотели сказать?» И что бы ты на это ни ответил, реакция будет подобной выше приведенной. То есть вопрос имеет целью не пополнить багаж знаний комментатора – он ведь и так знает все на свете, и уж во всяком случае побольше любого «аффтора» – а сунуть тебе в нос это «накося выкуси!»

В том же духе комментаторы общаются и друг с другом, если не согласны хоть на ноготь. И там, где модераторы не обрывают их безумные свары, могут по сто раз и больше повторить: «Да ты баран!» – «От барана слышу!» – «Урод!» – «А ты скотина!» – «А ты долбанная мегаскотина...»

Когда такие комментаторы мне пишут: «Аффтар, новые методички подогнали из Госдепа? Отрабатываешь свои 30 сребреников?» – я, бывает, отвечаю: «Некоторые идиоты убеждены, что писать вместо «автор» «аффтар» – дико оригинально. И разубедить их в этом невозможно. Идиоты потому что». На что следует: «Автор – это кто по делу пишет (в понимании тех чудаков – во славу Путина), а ты всего лишь аффтар». То есть они еще и в родном русском – дикари. Ибо нет в нем такого правила, чтобы плохой автомобиль писался как «афтамабиль», а скисшее молоко как «малако».

Кстати хотя все наверняка читали сотни раз про методички и троллей от Госдепа, мне эти тролли не попадались на глаза ни разу. Зато писучих кремолеботов – пруд пруди. Лучше всего это видать на сайтах, где есть возможность заглянуть на личную страницу комментатора – а там его написанных под копирку реплик типа «Че куришь, аффтар, какую американскую траву?» сотни, к самым разным статьям.

И все это – свидетельство той удручающей картины в нашем инфо-поле, когда деградация, с которой я начал, зашла сразу с двух сторон – и читательской, и писательской. И там уже нет места обмену мыслями и созреванию порядочных идей – все затопила пучина дикого невежества, где автор пишется через два «ф», а Волга выпадает вон из Каспия...

Скажете – это вышло само собой? Не верю. Весь мой опыт общения по поводу свободы слова с судами, прокуратурой, Роскомнадзором, депутатами, адвокатами и даже с самим бароном Урюком, перед которым сам Путин рассыпается в поклонах и высших российских орденах – говорит об общей целенаправленной отмашке гасить это дело.

Власти нужен разброд в толпе – и именно толпа вместо народа. Без этих консолидирующих идей и лидеров протеста. Такой эта власть когда-то сложилась по милости этого народа, ликующе закрывшего глаза на все ее паскудные проделки (вроде сноса выборов) в ответ дармовщину, отломившуюся с чудесного роста цен на нефть при Путине. Но те цены пошли следом на спад – а путинская власть ничему путному за время ее незаслуженного благоденствия не научилась. Поэтому ей так нужна сегодня эта государственная энтропия, национальная деградация, без чего невозможно продолжение ее беспробудного банкета.

Законы мешают красть, совесть – грешить, Конституция – наслаждаться президенту его троном по гроб жизни, знания – попам чесать народ, журналистика – беспробудно лгать всему кремлевскому застолью. Чтобы навек остаться при награбленном и передать его потомкам до десятого колена, кремлевцам нужно дегенеративное общество, бессмысленное и безвольное, каким оно становится на глазах. И выходит в эту Интернет-отдушину как на виртуальную корриду – но в образе не матадора, а быка, исколотого бандерильями несносной жизни и тщетно мнящего своим немым ревом расквитаться за терпимые несчастья.
Александр Росляков

Tags: Информационное поле, деградация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments