марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Отставание в разработке ВНЭУ несет угрозу для внутренних морей России

https://vpk-news.ru/articles/58626

В базу Эккернферде с боевого патрулирования, осуществлявшегося по заданию Морского штаба НАТО, вернулась немецкая субмарина U33 типа 212А. Этот факт прошел незамеченным для медиа. А зря. Отмечая каждый патрульный полет авиации НАТО над Балтикой и Черным морями, СМИ забывают о подводном патрулировании, а ведь подводная разведка дает больше информации о нашем флоте.

Пока могучие державы мира бодаются в атомном подводном кораблестроении, другие страны заняты совершенствованием подводных сил иного рода, в частности подлодками с неатомными установками. Это хорошо для США, но плохо для России, когда она должна решать этот вопрос в одиночку. Трудная дилемма между атомным и неатомным кораблестроением, но решать вопрос надо.

Знаменитая «Варшавянка», но хотя и модернизирована в последнее время, все же продукт прошлого века. И, вооруженная ракетами «Калибр», она стала больше наступательным видом вооружения, чем многоцелевой подводной лодкой. Ее когда-то из-за мало шумности называли «черной дырой», но это определение уходит в прошлое, потому что, например, в Швеции (в США тоже) разрабатываются новые акустические системы, так называемые комплексные (конформные) ГАС.


Уже с конца XX века в неатомном кораблестроении развиваются два типа энергии движения, это воздуха независимые энергоустановки (ВНЭУ) – где основой являются топливные элементы и паровые турбины, и технология Стирлинга – использование двигателя с преобразованием тепла в замкнутом цикле. Это принцип успешно был реализован шведской судостроительной компанией KOCKUMS для подводной лодки А14 («Nacken»)еще в 1988 году.

Но все же Германия имеет заслуженный авторитет в области подводного кораблестроения, хотя и не обладает атомным подводным флотом. После окончания холодной войны Германия закрепила за собой роль одного из лидеров в области создания неатомного флота.

Старые конструкции немецких дизель-электрических подлодок (ДПЛ) союзники растащили по своим квартирам и, к слову, они стали основой создания подводных лодок (ПЛ) в других странах. Германии же пришлось начинать почти с нуля. И она с этим справилась, немцы в буквальном смысле совершили революцию в подводном кораблестроении.

Новые ПЛ, избавившись от необходимости регулярно всплывать для зарядки аккумуляторных батарей, получили возможность дольше находиться под водой, что повысило их скрытность и позволило более эффективно решать задачи ведения разведки, контролировать коммуникации, отражать атаки потенциального противника, принимать активное участие в морских учениях объединенных сил флотов НАТО.

Обстановкой в Балтийском море озабочена и нейтральная Швеция. Еще в июне 2015 года министр обороны Швеции объявил, что Стокгольм обязуется закупить две ПЛ типа А26, строительства которых должно быть завершено между до 2024 года.

Шведские ПЛ славятся своей скрытностью, что в значительной мере связано с их воздухонезависимой энергоустановкой по типу Стирлинга. На сегодня это уже не является уникальностью, многие страны уже эксплуатируют лодки с ВНЭУ.

Мы, к сожалению, еще во многом отстаем от остальных кораблестроителей в использовании собственного опыта, так и иностранных наработок. В этом наша основная беда.

Вадим Кулинченко
13 сентября 2020

Полный текст статьи читайте в новом номере «Военно-промышленного курьера».

Tags: ВПК, Подводный флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments