марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Паровозик для Чикаго

https://vpk-news.ru/articles/58655
Вернутся ли ракетные поезда на русскую железную дорогу?

Фото: google.com

Госпрограмма вооружения до 2027 года, принятая в феврале 2018-го, сильно похудела по отношению к первоначальному проекту. Иначе и быть не могло, поскольку ее бюджет был урезан с 30 до 20 триллионов рублей. Наиболее серьезные потери понесли морские КБ и судостроительные предприятия, десятилетний бюджет которых был ужат до 2,7 триллиона. Однако стратегические атомные подводные лодки не тронули, поскольку все, что относится к оружию ядерного сдерживания, имеет наивысший приоритет.

Секвестр подкрался незаметно

Но от этого непреложного правила, введенного еще в период разработки первой атомной бомбы, пришлось отступить в части баллистических ракет наземного базирования, стоящих на вооружении РВСН. Были остановлены сразу две разработки. И обе проводились в Московском институте теплотехники (МИТ), где были созданы такие МБР, как «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и БРПЛ «Булава». Таким образом, МИТ был вынужден прервать работы по проектированию твердотопливной МБР «Рубеж», которая должна была стать более совершенной модификацией «Ярса», и боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин».

При этом было сообщено, что высвобождающиеся средства пойдут на две МБР для РВСН – «Сармат» и «Авангард». С «Сарматом» все понятно: эта сверхтяжелая ракета создается для замены «Сатаны», как на Западе называют МБР Р-36М2 «Воевода». Ракета обладает рекордными характеристиками, способна атаковать США в том числе и через Южный полюс, то есть с направления, на котором у американцев отсутствует противоракетная оборона. Логика Штатов понятна: зачем создавать чрезвычайно дорогую систему ПРО там, где отсутствует угроза ядерной атаки. Не от Мексики же или Бразилии обороняться.

Вашингтон под девизом «снижения мировой ядерной угрозы» начал активно разоружать Российскую армию. Половине БЖРК было запрещено выходить на маршрут, другой же половине разрешили удаляться от мест постоянного базирования не дальше, чем на 20 километров

Что же касается ракетного комплекса «Авангард», то реализация этого проекта осуществляется не от хорошей жизни. В 2019 году был принят на вооружение гиперзвуковой боевой планирующий блок «Авангард» (планер-глайдер), разработанный в реутовском НПО машиностроения. Предназначен он для использования в качестве боевых частей МБР, маневрирует в полете на гиперзвуковых скоростях, в связи с чем его неспособна перехватить ни одна из ныне существующих систем ПРО.


В процессе разработки предполагалось, что тремя такими глайдерами оснастят ракету «Сармат». Однако несмотря на торжественные заявления и Минобороны, и ОПК о скором принятии на вооружение МБР «Сармат», дело это, похоже, изрядно затягивается. Трудно поверить в это скоро, поскольку два года после окончания бросковых испытаний не состоялось ни одного летного испытания ракеты. И неизвестно, когда же ракету запустят с военного космодрома Плесецк на полигон Кура на Камчатке.

Поэтому в качестве носителя «Авангарда» выбрали МБР шахтного базирования РС-18Б УР-100Н УТТХ, разработанную под руководством легендарного конструктора Владимира Челомея. Она встала на вооружение в 1979 году, серийно выпускалась до 1985-го. Решение временное, поскольку эта ракета почти на 10 лет старше «Воеводы», который подлежит замене в виде более молодой и эффективной ракеты «Сармат». Да и вообще в РВСН сейчас происходит активное вытеснение новыми МБР даже не советских, а ракет начала века. Уже дело дошло до замены «Тополя-М», принятого на вооружение в 2000 году.

При этом Минобороны пошло на совершенно детскую хитрость, продлив ресурс УР-100Н на 35 лет. То есть формально она может служить до 2055 года. Но ведь при этом ракете не придаются современные средства преодоления систем ПРО противника. А для того, чтобы «неберущиеся» глайдеры смогли бы начать атаку, необходимо донести их до точки разделения ракеты и боевых блоков.

Стратегические прятки

Надо сказать, что БЖРК «Баргузин» назвать совсем новым оружием нельзя. Потому что в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации некоторое время эксплуатировался аналогичный комплекс – БЖРК «Молодец». Комплекс был снят с вооружения не «по старости» и не в связи с низким уровнем тактико-технических характеристик – его вычеркнули из состава РВСН в связи с подписанием Договора СНВ-2. То есть потому, что он сильно угнетал Пентагон.

Идея ракетного железнодорожного комплекса проста, однако требует значительных усилий для реализации. Одним из существенных достоинств ядерного оружия является его скрытность, то есть невозможность определения координат нахождения с помощью разведки – наземной или космической. Это необходимо для того, чтобы максимально защитить стратегические ядерные силы от первого обезоруживающего удара противника.

К наиболее скрытным средствам базирования МБР с ядерными боеголовками по вполне понятной причине относятся атомные подводные лодки, способные находиться под водой без всплытия до трех месяцев.


Фото: yandex.ru

Однако у лодок есть ахиллесова пята, поражение которой лишит их связи с внешним миром. Боевые команды передаются на подводные ракетоносцы при помощи сверхдальневолновых радиопередатчиков, на которые работают громадные антенные поля. Расположение таких узлов связи прекрасно известно, и именно по ним может быть нанесен разоружающий удар. Также связь с лодками осуществляют самолеты-ретрансляторы, построенные на базе пассажирских авиалайнеров с 10-километровыми буксируемыми антеннами. В принципе и эти самолеты могут стать не такой уж и сложной мишенью.

Из наземных средств комплекса ядерного сдерживания наиболее неуловимыми являются подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) типа «Ярс». Находясь на боевом дежурстве, они постоянно перемещаются на тяжелых колесных шасси. Однако маршруты боевого патрулирования либо уже известны противнику, либо могут быть разведаны. Поэтому в полках ПГРК уделяется большое значение маскировке комплексов, а также противодиверсионной подготовке личного состава. Части в обязательном порядке комплектуются машинами разминирования и беспилотниками, которые решают разведывательные задачи. В сложных погодных условиях, особенно зимой, по маршрутам предварительно проходит, условно говоря, «дорожная техника». В общем, задача скрытности и безопасности патрулирования решается столь шумно, что это способно привлечь внимание иностранной разведки.

Поезд на 15 мегатонн

Всех этих недостатков практически лишены железнодорожные ракетные комплексы. Первым таким (и пока единственным) стал уже упомянутый БЖРК «Молодец», который начали разрабатывать в середине 70-х годов в днепропетровском КБ «Южное». Параллельно создавалась твердотопливная трехступенчатая ракета 15Ж61, оснащенная десятью боеголовками индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждая. Дальность ракеты достигала 10 500 километров.

В 1989 году первый «ракетный поезд» с тремя МБР заступил на боевое дежурство. Через два года количество поездов в РВСН было доведено до 12.

«Молодец» внешне ничем не отличался от обычного гражданского технического поезда. Три вагона были замаскированы под купейные, 14 – под рефрижераторы. К составу цеплялась цистерна ГСМ. В трех «рефрижераторах» размещались пусковые установки. Боевой расчет состоял из 70 военнослужащих. Автономность – 28 суток. Поезд перемещался по железнодорожным сетям в радиусе 1500 километров от «депо».

Однако все-таки был один демаскирующий момент. В связи с большим весом состава (каждый пусковой вагон весил 200 тонн) состав тащили три тепловоза.

Боевой старт ракеты выглядел следующим образом. Состав останавливался. Специальное устройство отводило в сторону и заземляло контактный провод. Пусковой контейнер занимал вертикальное положение, для чего с вагона сдвигалась крыша. После чего осуществлялся минометный старт ракеты – с выключенным двигателем она выбрасывалась газами из контейнера на 30 метров в высоту. Далее ракета уводилась в сторону от поезда с помощью порохового ускорителя и уже после этого включался маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки и железнодорожного пути факелом двигателя. Запуск мог осуществляться с любой точки маршрута. От получения команды из Генштаба до пуска ракеты отводилось не более трех минут.

Комплексы «Молодец», несмотря на их актуальность и эффективность в качестве оружия сдерживания, не прослужили и пяти лет. В 1991 году Вашингтон под девизом «снижения мировой ядерной угрозы» начал активно разоружать Российскую армию. Половине БЖРК запретили выходить на маршрут, и они были вынуждены стоять в «депо», координаты которых были прекрасно известны за океаном. Второй половине поездов разрешили удаляться от мест постоянного базирования не дальше, чем на 20 километров.

«Ярс» на железных колесах

Помимо трех тепловозов для одного состава, у «Молодца» имелся и еще один демаскирующий момент. Правда, для разоблачения необходимо было внимательно изучить состав. Из-за того, что ракета весила 105 тонн, не считая транспортно-пускового контейнера, для стандартных колесных пар это была запредельная нагрузка. И конструкторы при помощи специального дооснащения ходовой части распределили вес между тремя соседними вагонами.

А вот новый БЖРК «Баргузин» внешне неотличим от обычного технического поезда. В нем такие же с виду вагоны, нагрузка которых не превышает 65 тонн. Состав тянет один тепловоз. Но уже не прежний, а вновь разработанный, имеющий повышенную мощность. Но не это главное. Дело в том, что в «Баргузине» используются ракеты, которые весят более чем вдвое меньше, чем 15Ж61.

И это естественно и закономерно. Потому что КБ «Южное» прежде специализировалось на тяжелых ракетах. Самая знаменитая разработка днепропетровцев – МБР «Воевода». А МИТ, исполнитель темы «Баргузин», создавал ракеты, прежде всего предназначенные для установки на колесное шасси. И для нового БЖРК выбрана модификация МБР «Ярс».

У новой ракеты при большей дальности полета, равной 12 тысячам километров, меньше полезная нагрузка – она комплектуется не десятью, а шестью боевыми блоками по 150 килотонн каждый. Однако у нее существенно больше возможности преодоления систем ПРО за счет и короткого активного участка, когда работают маршевые двигатели, и маневрирования, а также аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Ракета же комплекса «Молодец» могла лететь только по бесхитростной баллистической траектории. Но не за горами появление в США противоракетных комплексов, которые смогут осуществлять перехват МБР, не обладающих современными средствами самообороны.

Снижение веса ракеты дает три существенных преимущества. Во-первых, состав способен перевозить не три, а шесть ракет. Во-вторых, для каждой из них может использоваться, условно говоря, стандартный вагон с обычной ходовой частью, не требующей компенсации повышенной нагрузки на рельсы. И в-третьих, состав обслуживает один тепловоз, а не три, как это было в БЖРК «Молодец». Таким образом, ракетный комплекс «Баргузин» становится нераспознаваем ни для космической разведки, ни для наземной.

Есть и еще одно отличие от «Молодца». В конце 80-х годов перед тем, как пустить ракетный поезд на боевое патрулирование, в радиусе 1500 километров от места базирования комплексов были произведены грандиозные работы по укреплению железнодорожного полотна. Сделали более мощную подушку из крупного щебня и заменили деревянные шпалы на железобетонные. Это было необходимо потому, что нагрузка БЖРК на полотно превышала нормативную. Для «Баргузина» ничего этого делать не требуется.

Пентагон дает добро

БЖРК «Баргузин» начали создавать в МИТе в 2012 году. Разумеется, при этом был использован опыт, полученный при разработке «Молодца». Благодаря этому сроки ОКР удалось существенно сократить. И на момент принятия решения об остановке проекта степень готовности конструкторской документации была весьма высока.

Весной 2016-го началось создание отдельных элементов комплекса. А осенью того же года на космодроме Плесецк успешно завершились бросковые испытания ракеты «Ярс-М». Предполагалось начать серийное производство ракетных поездов в самом начале 20-х годов.

Проект остановлен в марте 2018-го. Однако это не означает, что при определенных обстоятельствах к нему невозможно будет вернуться. Есть сведения, что МИТ может вновь приступить к разработке «Баргузина» в обозримом будущем.

А помимо этих сведений, есть и вполне объективные обстоятельства. А они таковы: в начале сентября заместитель помощника главы Пентагона Роберт Суфер выступил с заявлением о том, что США начинают модернизацию своих ядерных сил. В части средств наземного базирования предполагается замена устаревших МБР «Минитмен-3» на более современные средства доставки боеголовок. Также следует ожидать, что для проектируемой стратегической АПЛ нового поколения «Колумбия» будут созданы и новые ракеты взамен «Трайдент-2». К их мощности особых претензий у американцев нет, но способность преодоления систем ПРО оставляет желать лучшего.

«Примерно к 2030 году Россия и Китай увидят всю мощь нашей ядерной модернизации», – сказал Суфер. Так что дожидаться сложа руки всей этой мощи было бы смертельно опасно. И одним из эффективных ответов на инициативу Пентагона стало бы создание БЖРК «Баргузин».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments