марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Война Литвы с Белоруссии началась

https://mikle1.livejournal.com/2020/09/19/
Едва успели в Белоруссии закрыться избирательные участки, как министр иностранных дел Литвы заявил: «Трудно назвать эти выборы прозрачными, демократическими и свободными».
Затем президент Литвы заявил: "Если режим Лукашенко докажет, что для него права человека на последнем месте — к сожалению, он уже это доказывает, — я не считаю, что сотрудничество с ним возможно".

А парламент Литвы признал Тихановскую законным президентом Белоруссии.

28 августа Лукашенко в ответ обвинил соседей в том, что "они зажрались и забыли, что такое Беларусь". И пообещал, что Минск откажется от использования портов Прибалтики. Премьер-министр Литвы поспешил заявить, что угроз они не боятся.

18 сентября Бацька заявил, что закрывает границы с Польшей и Литвой. Из-за бугра поспешили сообщить, что грузы проходят без проблем. Именно что поспешили - изменение транзитных маршрутов требует времени, но они неизбежны именно в силу того, что Литва определила свое отношение к "незаконному" Лукашенко и "законной" Тихановской.

Не считаете, что сотрудничество возможно? Тогда начинайте считать убытки.

Прежде всего порт Клайпеды и железные дороги столкнутся с кризисом, после чего начнется волна увольнений. Для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения — основной груз.

30% налоговых поступлений в бюджет Литвы обеспечивает импорт и транзит белорусских товаров через порт Клайпеды. На удобрения «Беларуськалия» приходится половина всего грузооборота, вторую половину составляет продукция машиностроительной, сельскохозяйственной, пищевой промышленности

Совокупный оборот товаров из Белоруссии, проходящих через порты Литвы, Латвии и Эстонии, оценивается в 10 миллиардов долларов. В прошлом году через литовскую Клайпеду было отправлено 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это более 30 процентов от всего грузооборота порта.

Потеря грузооборота в условиях экономического кризиса из-за коронавируса угрожает порту банкротством. А ведь предприятие обеспечивает 58 тысяч рабочих мест. Для Клайпеды с населением 150 тысяч это градообразующее предприятие.

В Литве сегодня без работы каждый седьмой, падение покупательной способности и потребительского спроса…

Около 7% ВВП обеспечивает деятельность порта Клайпеда для Литвы. Плюс остальная логистика и инфраструктура.

В Вильнюсе всегда пристрастно относились к происходящему в соседней республике. Литовцев греют воспоминания о Великом княжестве Литовском. Попытки восстановить эту историческую концепцию наблюдались в начале XX века. В тот период часть литовцев и белорусов на время снова оказалась в едином государственном образовании — коммунистической республике Литбел. Пытались что-то делать тогда и Польша и Германия. Флаг в виде сала с прорезью как раз тогда был создан.

Поклонники Великого княжества Литовского существуют и в настоящее время. По их словам, оно было одним из самых свободных, передовых и демократичных государств своего времени, противостоявшим «деспотической Московии».

Для оппозиционной белорусской молодежи Литва все последние годы считалась «территорией свободы», а поездки на выходные в Вильнюс стали обычным делом, благо до границы рукой подать. Молодые белорусы гордятся тем, что не сидят постоянно в «унылом лукашенковском совке».

В столице Литвы регулярно проводятся конференции с участием белорусских оппозиционеров. Литва приютила и Европейский государственный университет (ЕГУ), которому запретили работать в Белоруссии.

95% студентов ЕГУ составляют белорусы, многие из них ездят на учебу прямо из Белоруссии. ЕГУ является наиболее известной структурой, базирующейся в Литве и ориентированной на работу с Белоруссией на средства грантов США и ЕС. Но университет не единственная такая организация. В Литве расположились штаб-квартиры многочисленных некоммерческих фондов, таких как Белорусский институт стратегических исследований, Белорусский дом прав человека, «Дом единой Беларуси», Независимый институт социально-экономических и политических исследований.

Надо помнить, что Литва давно страдает от оттока населения, и эту проблему легко решило бы бегство десятков и сотен тысяч квалифицированных кадров из Белоруссии. 16 сентября власти Литвы заявили, что упрощают въезд для граждан Белоруссии.

Так что и исторические претензии на былое величие, и желание решить свои проблемы за счет гастарбайтеров, и уже профессиональная русофобия, накладываются на теперь уже официальную политику признания Тихановской законной властью Белоруссии.

И делают неизбежной именно то, на чем давно настаивала Москва - переориентацию белорусских грузов на порты России.

Что до гастарбайтеров - оппозиционеры не будут стоять у станка или работать в порту - они едут в Литву получать гранты с печеньками.

Над чем еще стоило бы задуматься Вильнюсу, так это не ударит ли им в спину Рига.
Впрочем, это уже не важно. Гораздо важнее, что Литва со всем остальным ЕС сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы белорусы растеряли последние иллюзии в отношении своего будущего. Отказ от литовского транзита для Белоруссии не ведет к дополнительным затратам - Россия уже предлагала Лукашенко льготные тарифы, но и безопасен - что важнее. Мало ли какая дурь придет в голову литовским политикам. Могут ведь и объявить какие-то грузы принадлежащими "законному президенту Тихановской", как США поступили с Венесуэлой их марионеткой Гуайдо.

Так Литва при поддержке ЕС поставила Белоруссии ультиматум. Или Минск принимает европейские ценности полностью - с педерастией, русофобией и закрытием БелАЭС в комплекте, или нет. .... Третьего не дано.
Tags: Белоруссия, Литва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments