марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

В России за шесть лет цены на продукты выросли до 200% по отдельным товарам. Исследование

https://sozero.livejournal.com/2020/10/02/

За шесть лет цена контрольной закупки Znak.com в продуктовом магазине выросла в среднем в два раза. Мы сравнили чеки и выяснили, что стоимость некоторых товаров, включая гречку, сливочное масло и консервы, увеличилась до 90% или даже до 200%. Покупатели, с которыми поговорил Znak.com, подтверждают, что поход в магазин стал обходиться значительно дороже, и говорят, что вынуждены отказываться от некоторых товаров. Ритейлеры и эксперты уверены: при существующей экономической политике государства и учитывая ослабление рубля рост цен продолжится.

Первый раз Znak.com провел контрольную закупку в декабре 2015 года, сравнив цены в магазинах Екатеринбурга с 2014 годом — до присоединения Крыма к России и введения санкций. Тогда удалось выяснить, что цены на некоторые продукты выросли значительно больше усредненных данных Росстата (на картошку — до 300%). Теперь мы решили повторить эксперимент в условиях продолжающегося ослабления рубля и официальной инфляции на уровне 22,9% за пять лет. Тенденция к росту цен по многим позициям в «продуктовой корзине» сохранилась.

Для закупки мы снова поехали в магазины «Ашан» и «Яблоко». Спустя пять лет ассортимент изменился, поэтому мы заменили некоторые позиции из списка на аналогичные. Например, вместо гречки «Дон Густо» мы купили «Увелку» из той же ценовой категории.

Килограмм крупы этой марки сейчас стоит 113,74 рублей. В 2014 году гречка обходилась покупателю 37,44 рубля за килограмм, в 2015 году — в 66,48 рубля. Рост составил 203,8 и 71%, соответственно.

Также на полках не оказалось сливочного масла «Буренка» (жирность 72,5%) одного из свердловских производителей, которое в 2014 году продавалось по 66,45 рублей за пачку. Взамен мы взяли «Крестьянское» и «Талицкое» (также местных производителей) — по 94,99 рубля (рост на 42,94%) и по 126,99 рублей (рост на 91%). Вместо «Уральской» сметаны за 69,6 рубля пришлось купить стакан «Ирбитской» за 103,55 рубля той же жирности и того же объема.


Особенно драматичным оказался рост цен на гречку

Спагетти собственной торговой марки «Ашан», на первый взгляд, даже подешевели. В 2015 пачка стоила 18,29 рублей, сейчас — 15,98.

Но пять лет назад в упаковке было 500 граммов спагетти, а сейчас — только 400 граммов.

Получается, что сейчас те же самые 500 граммов спагетти марки «Ашан» обходятся покупателю в 19,97 рублей. То есть дороже на 9,2%. То же самое произошло с макаронами «Перья» — объем уменьшился с 500 до 400 граммов и в пересчете на вес рост цены составил 16,7%. Овсяные хлопья в 2015 году стоили 14,92 рубля за пачку в 500 граммов, сейчас — 35,99 рублей за пачку в 400 граммов.

Рис тоже подорожал. В 2014 году килограммовая упаковка «Дон Густо» стоила 40,11 рубля, в 2015 — 58,54 рубля, а сейчас она обошлась в 62 рубля. То есть по отношению к 2014 году цена выросла на 54,57%, к 2015-му — на 5,9%. Манная крупа подорожала за пять лет на 22,34%.

Цены разнятся и в зависимости от магазина. В «Ашане» двухкилограммовая пачка муки «Увелка» в 2014 году стоила 45,67 рублей, сейчас — 74,49 рубля (плюс 63,1% и плюс 23,4% к цене в 2015 году). В «Яблоке» она теперь стоит 89,3 рубля (в 2014 году — 68,8 рубля).

Чай Greenfield Kenyan Sunrise продавался по 84,24 рубля, сейчас — по 129,99 рублей (плюс 54,3%). Мандарины в сети «Яблоко» выросли в цене со 110,2 рубля до 169,9 рубля (плюс 54,17%). Соль «Полесье» подорожала на 21,79%.

Более существенно увеличилась цена консервов. В «Ашане» «ГОСТовская» говяжья тушенка (банка по 525 граммов) с 2014 года подорожала на 77,9%, консервированная горбуша (банка по 245 граммов) — на 163,39%, консервированная скумбрия — на 161,9%.

Маслины (банки 420 граммов) подорожали с 2014 года на 140,3%, кукуруза Lutik — на 95,99%, консервированный зеленый горошек — на 67,67%.

Средства личной гигиены также серьезно выросли в цене. Шампунь Pantene в 2014 году стоил по 145,6 рубля за бутылку (400 миллилитров), в 2015 году — по 188,45 рублей, сейчас — по 277,43 рубля. Рост составил 90,5 и 47,21%, соответственно. Зубная паста «Colgate. Тройное действие» сейчас продается по 85,49 рублей за упаковку. В 2014 году она стоила 31,61 рубль, дешевле на 170,45%.

Самые дешевые зубные щетки Colgate подорожали по сравнению с 2015 годом на 106,5% и на 199% по сравнению с ценой в 2014 году. Жидкость для мытья посуды АОS отечественного производителя «Нэфис Косметикс» подорожала на 77,96%.

Российское мыло «Для всей семьи» стало стоить 41,99 рубль вместо 26,15 рублей.



Какие продукты не подорожали


Впрочем есть и товары, цены на которые мало изменились. Литровая бутылка нерафинированного масла «Корона изобилия», к примеру, которая между 2014 и 2015 годом подорожала на 37,4%, спустя пять лет выросла в цене только на 2,85% — с 77,77 до 79,99 рубля. Туалетная бумага Zewa Plus (упаковка с восемью рулонами) в «Ашане» подорожала на 2%.

Упаковка «Русского сахара» и вовсе подешевела.

В 2015 году стоимость за килограммовую пачку была 42 рубля, сейчас — 35,49 рублей (минус 18,3%). Впрочем в 2014 году этот же сахар стоил 32,4 рубля, то есть на 9,5% дешевле, чем сейчас.

Плитка шоколада «Аленка» в 2015 году в «Ашане» стоила 64,16 рубля, сейчас — 47 рублей. Стоит, правда, учесть, что последняя цена — по акции. Без нее плитка «Аленки» продается по 79,49 рублей, и эта цена выше той, что была пять лет назад, на 23,89%. Такая же ситуация с ценой на молоко «Полянка» в магазинах «Яблоко»: в 2014 году оно стоило 32,9 рубля за бутылку, в 2015 — 57,9; сейчас — 56,91.



«Уже ни на что не хватает»


Все покупатели, с которыми поговорил корреспондент Znak.com, заметили изменения. «Цены очень существенно выросли и на „молочку“, и на мясо, и на яйца. Рыба вообще стала дорогая. Еще пару-тройку лет тому назад, помню, минтай брали по 110 рублей за килограмм, сейчас вкруговую он по 200. Горбуша была тоже по 110-120 рублей, сейчас — 200-250 рублей. Курица выросла со 110 до 180 рублей за килограмм. Даже хлеб и тот был по 24-25 рублей, сейчас уже 30 рублей за булку», — говорит 42-летняя Наталья.

По ее словам, на продукты ее семья с мужем и ребенком тратит в месяц не меньше 20 тыс. рублей — «и то если не шиковать». До «падения рубля в 2014 году» они тратили 10-12 тыс. рублей и «даже не слишком себя ограничивали».

69-летний пенсионер Валентин Андреевич, «отработавший всю жизнь на государство», жалуется, что его пенсии (около 17 тыс. рублей) «уже ни на что не хватает». «Крупу в основном беру, хлебушек да молоко. Другое все дорого», — говорит старик.

Его семейный бюджет пока «выручает огород», но с каждым годом им с женой все труднее ухаживать за ним. Как они будут жить на пенсию без подсобного хозяйства — Валентин Андреевич не знает.

Но пока сдаваться не планирует: «В этом году всю ямку доверху забили: картошка, соленья, варенья. Проживем как-нибудь».

«По телевизору у нас всегда все хорошо. В Москву бабки вваливаем, в Крым бабки вваливаем, Сирии помогаем, всем помогаем! Как в [Советском] Союзе прямо. Только сами в говне живем, так в нем и подыхать, видимо, будем. Детей только жалко, им достанется», — неожиданно включается в разговор мужчина средних лет. Представляться он не стал, только махнул рукой и пошел дальше по своим делам.



Почему дорожают продукты — мнение ритейлера


Собственник торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин прогнозирует, что цены будут расти и дальше. Это, по его словам, зависит от нескольких факторов. «Доллар вырос с 32 рублей в 2014 году до нынешних 78 рублей. Это не может не сказаться как на импортной продукции, так и на российской. Казалось бы, где курсы валют и где цена на яйца?! Но надо понимать, что те же витамины и добавки в комбикорма зачастую покупаются за рубежом», — пояснил Оглоблин.

Негативно, по его словам, на цены влияет и ограничение конкуренции. «Импортные сыры давно под запретом. У отечественных производителей с рентабельностью все хорошо, но они тоже поднимают цены», — пояснил он. Также на чеки покупателей влияют рост цен на топливо и коммунальные платежи. «С нового года у нас на 6% поднимаются цены на электроэнергию. Угадайте с двух раз — скажется ли это на конечной цене продукции?!» — говорит владелец сети «Елисей».

При этом, по его мнению, государство недостаточно поддерживает предпринимателей. «Экономика у нас не растет, а собираемость по налогам постоянно увеличивается, планы по пеням и штрафам для предпринимателей перевыполняются в два раза», — говорит предприниматель. И подчеркивает — все эти издержки в конечном счете перекладываются на плечи потребителей.



«Молодежь и старшее поколение переключаются быстрее, начиная экономить»


Впрочем доктор экономических наук, сотрудник института экономики Уральского отделения РАН Валентина Неганова уверена — резкого скачка на основные продовольственные и непродовольственные товары не будет. «Государство не даст этого сделать, и сам производитель на это не пойдет», — считает она. По ее мнению, повышение цен будет происходить поэтапно до тех пор, пока «производители и продавцы не почувствуют реакцию потребителя». Но ни она, ни Оглоблин не делают точных прогнозов, насколько подорожают продукты.

Неганова считает, что люди начнут заменять подорожавшие товары, которые «больше не укладываются в их ценовой створ», на более доступные.

«За последние 20 лет мы наблюдаем такие переключения регулярно. Последний пример — отказ от помидоров и огурцов, которые неожиданно подорожали до 300 рублей за килограмм», — напоминает эксперт.

Ранее подобным же образом россияне заменяли в своем рационе подорожавшую гречку рисом и картофелем. «Молодежь и старшее поколение переключаются быстрее, начиная экономить. Среднее поколение в этом плане более инерционно», — говорит Неганова.

Прямое следствие этого — снижение качества продукции, которая попадает на полки магазинов. «Начинают заменять ингредиенты на более дешевые», — отмечает собеседница. Она напоминает, что Россия сейчас «единственная страна, которая ввозит в таких объемах пальмовое масло». И когда производитель поднимает на него цену, это быстро сказывается на потребителях — «наши моментально поднимают цены на мороженное, глазурь, конфеты». «Точно по этим же причинам отказались от немецкого шпика, который раньше любили использовать во всяких сервелатах. Да, от отечественного шпика начало ломаться оборудование. Ничего, перестроились», — привела еще один пример Неганова.



Как рост цен влияет на отношение к власти


Постепенное повышение цен в магазинах — один из факторов, которые негативно влияют на отношение россиян к власти в целом, считает доктор экономических наук, эксперт Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер. «С нынешней властью уже почти никто не связывает никаких позитивных надежд. Вы с трудом найдете человека, который будет рассказывать о том, как Путин дни и ночи заботится о нас. Напротив, увеличивается число людей, считающих, что власть враждебна народу. Тех, кто считает, что власть преследует свои цели и достигает их за счет рядовых граждан.

То есть люди не стали более болезненно начали реагировать на рост цен, они стали более болезненно реагировать на тех, с кем этот рост связан», — пояснил Гонтмахер.

Помимо роста цен, по его мнению, россиян беспокоят, например, пенсионная реформа и пандемия коронавируса. В ситуации всеобщего напряжения и недоверия к власти спусковым крючком может стать любая случайность. На этом моменте Гонтмахер напоминает, что в 1917 году всего лишь слухи об отсутствии хлеба в столице подтолкнули страну к революции.

Игорь Пушкарев

Tags: цены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments