
Утверждение, что якобы "в музыке всего семь нот" не верно в корне! Почему?
Серия очерков: "Элементарные уроки музыки"
Вот в поп-музыке всё время говорят, мол, это плагиат. А там, на самом деле, похож только ритмический рисунок и гармоническая последовательность. То есть как раз то, что в попсе повторяется из песни в песню и называется "три аккорда" и "22 притопа".
Ну, жанр это такой, здесь так принято. А ещё говорят, мол, нот всего семь. Но ведь это не так!
Тут у меня в одном месте забавный спор вышел. Говорю: "Ну, как же семь нот, когда их гораздо больше".
А на другом конце провода отвечают: "Вы же не весь объём нот имеете в виду, а только одну октаву".
"Вот те раз, — говорю я. — Я, когда говорю "нот всего семь", я не уточняю, что "в одной октаве"! И никто не уточняет. Потому, как не все вообще знают, что такое октава".

Мне ничего не ответили на другом конце провода, но судя по лайку, со мной молчаливо согласились, хотя первоначально были против моей простой и трезвой мысли.
Получается, что нот ровно столько, сколько я могу использовать максимально в данный момент на определённом инструменте. Если я играю сейчас на фортепиано или на синтезаторе, значит 88 — максимальное количество клавиш. Опять-таки 88 основных тонов и производных к ним, только на полтона (диезы и бемоли)! А с производными на тон (об этом ниже), будет больше.
А вы говорите семь! То есть если их и семь, то надо уточнять, что в одной октаве.
Другими словами, "до" первой октавы, это совсем не "до" второй октавы, и уж тем более третьей.
Тогда: вопрос на засыпку: а "си-диез", это как?
Это вопрос для людей без музыкального образования. Для тех, кто хотя бы раз открывал учебник "Элементарной теории музыки", такого вопроса не существует. В моём дипломе значилось "педагог музыкальной школы, дирижёр оркестра", потому я обязан знать, что "си-диез" от "до" отличается только написанием. А как же тогда "ре-дубль бемоль"?
Для тех, кто не в курсе, повышать (или понижать) в музыке можно не только на пол тона — знаками альтерации диезом (решётка) или бемолем (фигурный мягкий знак), но и на тон — знаками альтерации дубль-диез (лежачий крестик) и дубль-бемоль (два бемоля).
Справка: знаки альтерации — знаки, указывающие на повышение или понижение какого-либо звука.
Так вот "ре-дубль бемоль" — это всё та же нота "до". Что это означает? Только то, что говоря о количестве нот в октаве, мы также ошиблись. Их не семь. Их как минимум 12! То есть к белым клавишам добавляются чёрные!
Но!!! Хотите посадить в лужу умников и умниц? Ведь они любят, на фразу "нот-то всего семь", отвечать, что "вы не правы, нот 12". Заметьте: ни те, ни другие даже пытаются обозначить, что речь идёт об одной октаве, что уже в корне, как мы выяснили выше, не верно.
Так вот, когда вам ответят, что, мол, нот двенадцать и напомнят про чёрные клавиши, то бишь диезы и бемоли, то вы прибейте их вопросом: "А как же дубль-диезы и дубль-бемоли"?
А теперь простая математическая задачка: с учётом выше сказанного, сколько же всё-таки всего нот в одной октаве?
Если я не ошибся, у меня получилось... 35! С учётом диезов, бемолей, дубль-диезов и дубль бемолей — всего 35!
Вот так! Ни больше ни меньше! Посадите в лужу "знатока" музыкальной теории!
Это мы ещё не сказали о "бекарах"!? Хотя на самом деле "бекар" — это всего лишь отмена предыдущего знака альтерации. Но тут сложно: с одной стороны это можно назвать "другой нотой", а с другой стороны это только лишь отмена того, что было ранее.
Вот если речь вести о названиях нот, причём о чистых названиях, без названий с добавленными к ним знаками альтерации, то их действительно семь. Или если речь вести о количестве основных ступеней в октаве (тональности). Или о количестве только белых клавиш в октаве. И так далее.
В этом уроке, до того, что я хотел сказать о плагиате мы так и не добрались. Зато хорошо усвоили, что нот далеко не 7, и даже не 12, а гораздо больше.
Подписывайтесь на мой оригинальный одноимённый хештег серии #элементарные уроки музыки и узнаете все тайны и скрытые секреты тёмных запутанных музыкальных закоулков. И хотя аналогия с названием учебника "Элементарная теория музыки" на лицо, эта серия очерков, прежде всего: интересные музыкальные истории, нешаблонные взгляды на музыкальные стандарты и т.д. и т.п., а не набор скучных школьных правил.
• Мои: ЖЖ → | дзен Новости → | дзен Политика → | дзен Космос → | дзен Наука → | сообщество «Новости 24» →