Андрей Школьников
Среди потенциальных геостратегических игроков, что способны к субъектной сильной и независимой политике в 21-ом веке, чаще всего забывают о Японии, которая до сих пор является фактически оккупированной США территорией и не показывает никаких откровенных признаков независимой политики. А между тем Япония готова к надвигающемуся геополитическому хаосу очень хорошо.
Под прикрытием показательно пацифистской внешней политики, соблюдения вредительских «рекомендаций» международных финансовых институтов в экономике и отказа от наследия милитаризма скрывается совсем другой образ.
Возможно, из всех развитых стран Япония является самой подготовленной к распаду глобального миропорядка, и как только влияние США и Фининтерна ослабнет, она практически тут же постарается перейти в статус Великой державы.
Иллюзия покорности и смирения
Понимание потенциала Японии по части обретения геостратегической субъектности наиболее хорошо раскрывается при сравнительном анализе и на примере Германии. Обе страны со времен Второй мировой войны и до текущего времени остаются фактически оккупированными США.
За 15 лет с 1980 по 1995 года ВВП Японии вырос в 5 раз с $1,11 трлн. до $5,45 трлн., и разговоры о том, что мы наблюдаем будущего гегемона, обреченного на то, чтобы стать первой экономикой мира, шли повсеместно. Прошло 25 лет, и в 2019 году ВВП составил… $5,15 трлн., и это все в номинальных цифрах. Совокупный государственный долг вырос от 50% к ВВП в 1980 году до 238% к ВВП в 2019 году, правда большая его часть принадлежит непосредственно японцам. Можно сколь угодно долго рассуждать о внешних атрибутах независимости, но, как только ещё единые западные элиты почувствовали опасность, дальнейший экстенсивный рост экономики был искусственно заблокирован вредоносными советами и указаниями.
Элиты страны не стали спорить, пробовать на прочность длину цепи и даже сделали вид, что забыли про единственную в истории ядерную бомбардировку. Ключевой элемент политики – не привлекать к себе внимания и ждать. В таблице ниже приведены данные по Японии и Германии, серым цветом выделены более сильные позиции.Таблица. Положение Японии и Германии
Легко видеть, что геостратегический потенциал Японии сокрушительно превосходит немецкий. Как только внешний контроль и давление со стороны США ослабнут, произойдет преображение – перед нами предстанет потенциальная Великая держава.
С Японией западные элиты допустили точно такую же ошибку, как и с Россией: посчитали, что она повержена и больше никогда не восстановится. Между тем Страна восходящего солнца в части военных (возрождение армии и ВПК) и торгово-экономических (локализация, замыкание экономики, ориентация на внутреннее потребление) ресурсов оказалась подготовлена к распаду мира на панрегионы и переходу в шестой технологический уклад, возможно, лучше всех.
Там, где Германия и Китай наращивали импортно-экспортные операции, а последний еще и совершал избыточные капитальные вложения, надувая ВВП и вплетая себя в глобальный мир, национальные элиты готовили Японию к частичной изоляции. Не очень понятная европейцам островная культура и полное согласие на любые идиотизмы и самоограничения в экономике создавали иллюзию полной покорности и позволили избежать культурно-этнической химеризации и толп неоварваров. Англосаксы потратили много сил на уничтожение тевтонского духа, духа Шиллера и Гёте, а про дух самураев попросту забыли.
Таким образом, следует признать, что за маской полной покорности и согласия на самоограничение в рамках глобальной экономики и военной сферы японцы смогли сформировать очень сильный потенциал для самостоятельной игры в новом мире панрегионов, вплоть до выхода на уровень геостратегического игрока.
Всё было бы у них очень даже хорошо, вот лишь явно не повезло Стране восходящего солнца с географией и соседями.
Ирония географии
Ранее уже говорилось, что, несмотря на островное расположение, Япония так и осталась державой суши, не успевшей перестроиться на принципы державы моря. Несмотря на то что геополитическое мышление современной Японии строится на необходимости контроля территорий, формирование торгово-экономических морских механизмов идет очень активно.
Ни рисунке ниже представлена текущая расстановка сил вокруг Японии. Первое, на что следует обратить внимание, – отсутствие территории для экспансии. Три близкорасположенных потенциально сильных игрока – США, Китай и Россия – создают в регионе высокую плотность интересов и противоречий. Будучи с 1945 года под сенью США, Япония крайне ограничена в собственной политике, маневрировании и формировании союзов. Глупейший и занудный сюжет о претензиях на Южно-Курильские острова – далеко не самый большой внешнеполитический маразм в угоду политике и требованиям американцев.
В части формирования имиджа слабых, обиженных и несчастных, нуждающихся в земле: площадь Японии в полтора раза больше Великобритании, население – в два раза, но вот от британцев не слышно жалоб на нехватку территорий. Осваивать горы или жить на северном острове Хоккайдо (население последнего всего 5,2 млн. человек) японцы не хотят. Скученность в городах – их собственный выбор.
Если бы Япония располагалась в другой части света, в первую очередь подальше от Китая, то перспектива самостоятельного формирования панрегиона в 2020-2040 гг. была бы велика чрезвычайно. Представим, что Германия, Франция или Британия имели бы аналогичный потенциал и ресурсы, – вне всяких сомнений, это был бы безоговорочный будущий лидер континента. Но другой карты континентов у нас нет.
Рис. Расстановка сил вокруг Японии
Аффектированная внешняя покорность и видимая надежность Японии таковы, что последняя рискует дольше всех оставаться форпостом США в Восточном полушарии. На Ближний Восток у Штатов сил уже не хватает, затем империя оставит Центральную Азию, потом Европу, и последней – Юго-Восточную Азию. В то время как остальные участники будут активно брать под контроль и расчерчивать границы сфер влияния, японцы будут вынуждены ждать обретения независимости действий. Вероятность же, что к «Новой Ялте» в 2022/2023 гг. Страна восходящего солнца пройдет политическую эмансипацию и получит свою зону влияния, невысока.
В Юго-Восточной Азии уже есть потенциальный гегемон, который только и ждет ослабления США – Китай. Любая слабость американцев воспринимается как шаг назад и беззвучный призыв – занять образовавшуюся пустоту.
Все остальные страны и народы делятся на две части – те, кто неспособны противиться будущему давлению Китая (Малайзия, Сингапур, Бирма и др.), и те, кто пытаются найти варианты не быть поглощенными (Корея, Вьетнам и др.). Беда Японии в том, что в восприятии противников Поднебесной она отнюдь не защитник и покровитель, но всего лишь один из американских вассалов, к тому же обремененный серьезными историческими грехами перед соседями.
Помимо этого, традиционной геополитической линией является тайная, но постоянная поддержка Страной восходящего солнца противников своих противников, что происходит и сегодня, назовем некоторые объекты этой особой японской привязанности:
Исламский мир, в первую очередь Турция (тюркская карта), на ослабление России и Китая;
Индия против Китая;
США против Китая (как более опасного противника в регионе);
европейские страны и Британию против России;
обе стороны конфликта в противостоянии Фининтерна и США;
Латинская Америка против США.
Пока США и Фининтерн контролируют Японию, открытого бунта против них ждать не стоит, но не нужно забывать, что привычных нам категорий «хорошо» и «плохо» у жителей восточных островов нет.
Между тем, уже в среднесрочной перспективе откроются окна возможностей, и почему бы Японии действительно не попробовать выйти за пределы логики держав суши и, забыв про расстояния, начать рассматривать в качестве пространства море?
Таким образом, очевидно, что, имея потенциал для быстрого перехода в статус Великой державы и формирования собственного панрегиона, Япония в то же время стеснена интересами и границами зон влияния других сильных игроков в регионе, в первую очередь – Китая.
Находясь в вассальной зависимости от США, Страна восходящего солнца очень сильно ограничена в выстраивании собственной политики и заключении соглашений с потенциальными союзниками. Отдельного упоминания заслуживает и устойчивый негативный бэкграунд японцев в отношениях с соседями, которые могли бы быть заинтересованы в защите от Китая, но будут не готовы при этом признавать первенство Японии.
Резюме
После Второй мировой войны проигравшие ее Германия и Япония оказались в подчиненном положении с очень серьезными ограничениями независимости и субъектности, но этот урок истории они восприняли совершенно по-разному. Прямолинейная и понятная англосаксонским элитам Германия позволила себя очень качественно выхолостить, внутренне ослабить и глубоко погрузить в глобальную экономическую систему. В итоге, в распадающемся на панрегионы мире шансов и перспектив у немцев нет, им станет только хуже.
Япония же – при видимости покорности, отказе от собственной политики и усердном внешнем следовании всем ограничениям – затаилась и сосредоточилась. Стоит только ослабеть контролю и давлению со стороны США и Фининтерна, а все к этому и идет, – и она сможет претендовать на позицию Великой державы, очень хорошо подготовленной к последствиям распада мира на панрегионы.
Если бы рядом с Японией не было активно претендующего на большее Китая, то уже через несколько лет ей бы удалось сформировать собственный панрегион, но уж в больно высококонкурентной и плотной среде располагается Страна восходящего солнца, уж больно много негатива накопилось по отношению к ней у соседей.
Между тем, поле стратегий Японии широко и разнообразно, но об этом – в следующей статье.
Подробнее на https://aurora.network/articles/153-geopolitika/85081-ocherk-o-strategii-japonii-prikinut-sja-vetosh-ju