Как на самом-то деле?
Недавно была печальная годовщина гибели в авиакатастрофе в Смоленске 10.04.2010 96-ти польских граждан в том числе президента Леха Качиньского и с ним почти всего высшего военного командования, некоторых известных политиков, общественных и религиозных деятелей Республики Польша.
По этому поводу высказались все средства массовой информации. В основном повторяя на разные лады из года в год одно и то же.
Автор в своё время принимал участие в «общественном расследовании» на Смолфоруме (тогда он ещё так не назывался). Я собрал факты, систематизировал их и предлагаю Вам свой более широкий обзор обстоятельств той катастрофы, чем вы можете найти в СМИ. Моя проблема в том, что информации очень много, а формат Дзена не поощряет длинные статьи.
Зачем я это пишу? Затем, что это событие многими зарубежными и отечественными псевдолиберальными источниками преподносится в антироссийском ключе. Надеюсь, что после прочтения Вы будете иметь своё объективное представление.
В этой статье я проанализирую только организационные, технические вопросы, а также хронологию событий, действия экипажа и других лиц на борту самолёта, группы руководства полётами (ГРП). Политические и процессуальные вопросы рассматривать не буду, но не буду и блокировать их обсуждение. Эмоциональных оценок не даю. Конспирологии тоже не будет, только факты.
Бывший президент Республики Польша Лех Качиньский.
Рассказ про катастрофу самолёта PL-101 «Польский 101» нужно начинать с событий, произошедших задолго до неё. Погибший самолёт был гордостью 36-го Специального транспортного авиационного полка Польши.
Ту-154 – один из самых красивых самолётов в авиации. Именно этот борт разбился в Смоленске.
За два года до катастрофы 12 августа 2008 года PL-101 вылетел из Варшавы с четырьмя главами государств на борту. Это были президенты: Польши - Лех Качинский, Литвы - Валдас Адамкус, Эстонии - Тоомас Хендрик Ильвес и премьер Латвии - Ивар Годманис. Они направлялись в Грузию чтобы оказать моральную поддержку Саакашвили в его агрессии против Южной Осетии. В Симферополе, где самолет совершил промежуточную посадку, на борт поднялся президент Украины Виктор Ющенко.
Командиром экипажа в тот день был подполковник Гжегож Петручук, а вторым пилотом и штурманом – Аркадиуш Протасюк и Роберт Гживна, которые через два года погибнут в Смоленске
У командира воздушного судна (КВС) был изначальный приказ лететь в АП Гянджа, где польское посольство в Азербайджане приготовило автомобили для доставки всех в Тбилиси в 300км от места предполагаемой посадки. Но во время дозаправки министры администрации президента Мачей Лопинский и Владислав Стасяк передали экипажу, что президент требует лететь прямо в Тбилиси. Командир экипажа отказался. Лех Качиньский вошел в кабину пилотов, состоялся такой диалог:
- Господа, кто является командующим вооруженными силами?
- Вы, господин президент. – ответил Петручук.
- Тогда прошу выполнять приказ и лететь в Тбилиси! - и президент вышел, не дожидаясь объяснений.
Командир воздушного судна на борту - царь и бог. Во всяком случае так должно быть. Никакой президент, министр обороны не вправе требовать от него действий, которые могут поставить под угрозу безопасность пассажиров, экипажа. Война 08.08.08 была ещё не закончена и лететь в Тбилиси было небезопасно.
Президент Качиньский позвонил командиру 36-го полка, но тот поддержал КВС поскольку знал, что воздушное пространство Грузии контролировалось российскими ВВС, тогда Качиньский нажал на руководство МО Польши и в результате комполка получил по факсу письменный рукописный приказ за подписями замначальника Генштаба и замкомандующего ВВС. Командир полка передал этот приказ подполковнику Петручуку. Но он проявил твёрдость характера и профессионализм. Приказ не был выполнен, самолёт приземлился в Гяндже.
Сразу после посадки прямо у трапа самолёта Качиньский устроил громкий скандал, набросившись с оскорблениями на подполковника Петручука. Эту сцену наблюдали второй пилот капитан Аркадиуш Протасюк и бывший тогда штурманом Роберт Гживна.
Коллаж автора.
Экипаж погибшего самолёта Ту-154 PL-101
По возвращении в Польшу подполковник Петручук был отстранён от полётов. Его назвали трусом, а военная прокуратура начала против него расследование так как он: - «создавал президенту трудности в исполнении его конституционных обязанностей». Через три месяца обвинение с него было снято, его действия признали правильными, но к этому времени он уже был уволен без пенсии и авиакомпании не принимали его на работу. За него заступился министр обороны Богдан Клих, вернул пенсию, наградил Серебряным Крестом за Заслуги в деле Обороноспособности.
Справедливость была восстановлена, но осадочек-то остался? И это стало шагом в приближении трагедии. Нет сомнений, что молодой Протасюк это хорошо запомнил.
Командира полка сняли, на его место был назначен полковник дипл. pil. Ричард Рачинский. Его действия так или иначе приближали катастрофу.
За полтора года до катастрофы полковник Рачинский прилетал со своим экипажем в Ульяновск на тренажер Ту-154. Экипаж получил два балла, по возвращении в Польшу Рачинский убедил командование – незачем платить русским за тренажи, они обучают плохо и подходят предвзято, мы сами можем готовиться. После этого поляки на тренажере ТУ-154 не тренировались, только теоретическая подготовка и полёты с проверяющими, которым тоже тренироваться было не на чем.
Полковник Рачинский был творческой личностью и продолжил вводить новшества, из которых для понимания произошедшего важны два. Он научил все экипажи полка в сложных метеоусловиях использовать прием «крыса», когда самолет снижается под нижнюю кромку облачности задолго до ближнего радиомаяка и глазами ищет полосу. Так летать самолётам нельзя, особенно большим. Ощущения человека обманчивы, приборы точны и дублированы. Если экипаж смотрит за борт, а не на панель, то получается по грустной лётчицкой шутке: - Нет земли. Нет земли. Полный рот земли!
Он же требовал от всех своих пилотов переходить на радиовысотомер с высоты 200м тогда, как весь мир делает это на 100м. И в этом, как покажу дальше, ещё одна причина катастрофы.
Читать далее= Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11, . Часть 12 (заключительная)