Дания решила полностью отказаться от геологоразведки нефти и газа в Северном море и к 2050 году полностью прекратить добычу углеводородов. Власти отменили последний раунд лицензирования на разработку месторождений. "Мы ставим финальную точку эре полезных ископаемых", - заявил министр по проблемам климата и энергетики Дан Йёргенсен.
Дания - лидер по добыче нефти среди стран ЕС, но отстает по объемам от Норвегии и Великобритании, которые в Евросоюз не входят. В 2019 году страна, по оценке компании BP, добывала по 103 тыс. баррелей в день. У Дании - 20 нефтегазовых месторождений, на которых установлены 55 буровых платформ.
"Мы - лидер по добыче нефти в ЕС, и наше решение будет иметь резонанс по всему миру", - признал очевидное Йёргенсен.
А теперь вспомните, что Польша свою трубу тащит из Норвегии и Дании к своему берегу. При этом, добыча в Норвегии давно не растет. И отказ Дании означает, что уже этой стране потребуется норвежские нефть и газ. Или русские. В любом случае, ради поляков датчане мерзнуть не будут.
Министерство энергетики подсчитало, что из-за нынешнего решения Дания может потерять 13 млрд крон (2,1 млрд долларов).
С 1970-х годов страна заработала миллиарды долларов благодаря месторождениям в Северном море. Большие доходы позволяли реализовывать крупные соцпрограммы.
"Мы хотим к 2050 году стать климатически нейтральными. И если мы хотим, чтобы нам верили, то это необходимое решение", - сказал Йёргенсен.
Это как минимум отчасти лукавство. Разрабатываемые датчанами месторождения вызывали локальные землетрясения и их закрытие никак не связано с борьбой за экологию. Доказан рост сейсмичности в связи с добычей газа на гигантском голландском месторождении «Гронинген». Это месторождение было открыто в 1959 году и длительное время являлось основой энергоснабжения Нидерландов и ряда соседних стран. Первое землетрясение (магнитуда – 2,4) произошло здесь в 1991 году. Сильнейшее пока землетрясение с магнитудой 3,6 произошло в августе 2012 года. Землетрясение не сильное, но район до того был асейсмичным. Сейсмическую опасность увеличило то обстоятельство, что в регионе распространены слабые грунты, на которых сейсмические колебания проявляются сильнее.
Слабые землетрясения продолжились, и под давлением общественности и под угрозой исков о возмещении ущерба к концу 2015 года было принято решение об ограничении добычи. В самом начале 2018 года произошло новое сильное землетрясение. В итоге правительство Нидерландов приняло решение закрыть это некогда крупнейшее в Европе месторождение к 2030 году.
Премьер-министр Метте Фредериксен назвала избирательную кампанию, благодаря которой нынешнее правительство пришло к власти, "первыми климатическими выборами". Однако в последнее время начали звучать обвинения в бездействии. Сейчас решение властей должно стать доказательством их приверженности в борьбе с изменением климата.
Не последнюю роль сыграл экономический фактор. Из-за снижения цен на нефть и роста расходов интерес компаний к последнему раунду нефтяных тендеров пропал. Однако не стоит забывать, что в этой индустрии работают 4 тыс. человек, в основном на западном побережье Дании.
Йёргенсен рассказал, что теперь упор будет сделан на разработку технологий улавливания и хранения углерода, а благодаря развитию ветроэнергетики появятся новые рабочие места.
Дания считается одной из самых передовых стран в вопросе борьбы с изменением климата. Страна ставит перед собой амбициозные цели. К 2030 году власти надеются снизить уровень выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 70% по сравнению с 1990 годом, а к 2050 году свести выделение CO2 до нуля.
Довольно забавно смотреть на попытки скрыть перераспределение прибачной стоимости заботой об экологии, ведь каждый ВИЭ-киловатт загрязняет планету больше просто в силу того, что требует больше ресурсов для солнечных батарей, ветростанций, аккумуляторов и т.п.
Но чем бы дитя не тешилось... углеводороды потреблять будет как миленькое.