Интервью с режиссером Кареном Шахназаровым
В «Большом интервью» выдающийся советский и российский режиссер Карен Шахназаров расскажет о том, как Россия может понравиться Западу, почему идея «Русского мира» опасна для страны и в чем причина неудач нашего современного кино.
«СП»: - Карен Георгиевич, этот год — год трагедий, особенно в культуре. Ушли от нас многие великие люди. Но жизнь продолжается. И людям сейчас нужна какая-то надежда, какой-то позитив, потому что на носу Новый год. Есть хоть что-то положительное, чем запомнится уходящий 2020 год?
— Вся эта история с пандемией принесла много отрицательного, но и много для себя из нее можно извлечь, как и из любого явления. Во-первых, можно было понять иллюзорность нашего благополучия. Мы привыкли жить в мире, в котором передвижение — десятки миллионов людей ездили по всему миру, летали. Вдруг все это закончилось. И в определенной степени это урок для меня: Бог может преподнести в любой момент испытание, но в нем надо находить свои преимущества.
</source></source></div>«СП»: — У критика Алексея Коленского недавно читал, что большая проблема нашего кино в том, что оно стало в определенный момент «продюсерским». Заведует всем продюсер. А продюсеру что главное? Деньги.</div></source></source></div>«СП»: — А как вы относитесь к тому, что у нас на государственные деньги снимают какие-то критические фильмы о стране, а потом мы сталкиваемся с тем, что режиссерам говорят: ну что ж ты деньги-то берешь, а потом снимаешь вот так? Вот «Левиафан», например. Красиво было со стороны Звягинцева снимать? </div></source></source></div>«СП»: — Регулярно смотрю Соловьева, где вы выступаете. Иногда конфронтация там достигает какого-то зашкаливающего градуса. Это объективное отражение того, что происходит в обществе?</div></source></source></div>«СП»: — Владимир Путин говорил о том, что у того, кто собирается восстановить Советский Союз в его прошлом виде, нет мозгов. Как вам кажется, в нем не произошел перелом? Не собрался он восстанавливать СССР? </div></source></source></div>— Я не связываю это только с Советским Союзом. Вы можете то же самое найти в американской, в европейской историях. В истории любого государства. Поскольку я русский, советский режиссер, то, естественно, я пользовался материалом, который мне известен. Но я абсолютно не считаю, что «Город Зеро» это только про нашу страну. И кстати, может быть поэтому он был успешен на Западе. Его воспринимали абсолютно. Так устроен этом мир: в нем бесконечная мифологизация истории, которая манипулирует человеческим сознанием. Это, конечно, отражало наши советские реалии в то время. Но точно такие же реалии были и в Америке, и во Франции — где угодно.</div></source></source></div>«СП»: — Такая кафкианская идея получается?</div></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source></source>