- Мы привыкли видеть дроны с воздушными винтами, а здесь вместо них цилиндрические роторы, напоминающие гребные колёса старых пароходов. Несмотря на необычный вид, аппарат с "воздушными колёсами" успешно маневрировал, взлетал и садился на наклонную плоскость, что в принципе невозможно для других беспилотников. Важный плюс циклолёта: он создаёт шум на уровне современных легковых автомобилей. Такой циклолёт разработали ученые новосибирского Института теплофизики СО РАН. Казалось бы, при чём тут теплофизики, имеющие дело в основном с энергетическими процессами? "Мы занимаемся системами генерации энергии, в которых физические принципы организации потока такие же, как в системах создания тяги, - поясняет замдиректора института Артур Бильский. Впрочем, в проекте немало новосибирских участников: ООО "НПП "АВАКС-ГеоСервис", НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина и другие.
Как показала математическая модель, по ряду основных параметров циклолёт превосходит схожие с ним мультикоптеры. При одинаковых габаритах и взлетной массе у него существенно меньшая мощность электромоторов. К преимуществам летательных аппаратов с циклическими двигателями, по сравнению с другой техникой вертикального взлёта и посадки, специалисты относят: взлёт и посадку с неподготовленных наклонных поверхностей (угол наклона поверхности до 30 ), высокую маневренность, закрытые периферийной защитой, а значит, безопасные движители и более низкий уровень шума. Эти качества особенно важны при полётах в условиях плотной городской застройки. В ближайших планах разработчиков - доводка автоматической системы управления полетом, проведение работ по совершенствованию конструкции аппарата для повышения его энергоэффективности и надежности.
В перспективе могут быть созданы гораздо крупные грузопассажирские циклолёты, позволяющие нести полезную нагрузку 500-600 килограммов или до 6 пассажиров. Такой аппарат станет идеальным транспортным средством прежде всего для мегаполисов, поскольку будет занимать всего два парковочных машино-места и создавать шум на уровне современных легковых автомобилей. Возможно, мы скоро увидим в небе аэротакси с "воздушными колёсами".
Подробности
Фото: Институт теплофизики СО РАН