марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Сравнение "логистических поборов" в России и Германии

15.12.15/http://politrussia.com/ekonomika/demagogiya-potapenko-ne-422/Андрей Шмидт

Фото: Politrussia.com
Выступление бизнесмена Потапенко на Московском экономическом форуме наделало много шума в сети. Уже нет никакого сомнения в том, что либеральная оппозиция назначит его говорящей головой от бизнеса, которая будет озвучивать «реальные проблемы» предпринимателей с экранов оппозиционных каналов. По этой самой причине имеет смысл разобраться в том, что говорит Потапенко с реальными фактами и цифрами в руках.

Коснемся только тех аспектов его выступления, где он сравнивает Россию с передовым Западом. В данном конкретном случае - именно вопроса стоимости логистики и налоговой нагрузки на нее. Так как мой бизнес находится в Германии, то говорить будем именно о немецкой практике в этом вопросе.

Основной тезис Потапенко: нигде в мире не собирают налоги с логистики трижды (акциз на бензин, транспортный налог, сбор за использование дорог).

Это очень бесхитростное и крайне странное для бизнесмена из ЕС заблуждение Потапенко многократно воспроизводит в своей речи, причем в конце он просто визжит об этом.

Юзер Cargomax в своем посте уже доказал несостоятельность этого заблуждения на примере Чехии. Сделаем это на примере Германии.

1. Акциз в стоимости бензина
По ссылке инфографика издания Die Welt от 2014 года:

Фото: http://www.welt.de/wirtschaft/energie/article135662734/Autofahrer-sparen-fuenf-Milliarden-an-der-Tankstelle.html

На картинке составлявшие цены литра бензина.

Цена литра бензина в 2014 году: 1,3 евро. Из них:

Налог на энергию - 65,45 центов;
НДС - 20,77 центов;
Прибыль участников торговли - 9,58 центов;
Себестоимость бензина - 34,30 центов;

Получается, что в литре бензина в Германии ценой 1,3 евро более половины (66 процентов) составляют налоги.

В России в цене бензина заложен акциз, который составляет от 5,3 до 7,3 тысяч рублей за тонну в значимости от класса бензина. Тонна бензина содержит 1300 литров. В результате мы получаем 4 рубля за литр бензина пятого класса. Кроме того, в цене бензина заложен НДС – 18%. При стоимости литра Аи-95 в 36 рублей НДС составит 5,49 рублей.

Итого: в литре бензина в России ценой 36 рублей налогов всего на 9,5 рублей. Это составляет всего 26%.

Важно: В интернете полно жуликов-псевдоинтеллектуалов, которые в цену бензина включают налоги на полезные ископаемые (НДПИ), а потом сравнивают налоговую нагрузку. Так делать неверно. Если взять литр бензина в Германии, то там тоже заложен НДПИ, так как своей нефти в Германии нет. Но он спрятан в стоимости сырья.

Вывод: акцизы в цене бензина в Германии есть, и данная ситуация для России не является уникальной. Более того, в Германии доля налогов в стоимости бензина выше.

2. Транспортный налог

В России действует транспортный налог, у него довольно сложная система начисления, которая зависит от региона и объема двигателя. В Москве он составляет от 15 до до 70 рублей за л.с. в год в зависимости от объема двигателя. Для стандартного 12-тонного грузовика мощностью 240 л.с. мы получим сумму 13 200 рублей в год.

В Германии размер транспортного налога на грузовые автомобили рассчитывается на основе максимальной допустимой массы грузовика и составляет 11,25 евро на каждые 200 кг веса. 12-тонный грузовик обойдется в 675 евро в год (или 47 тысяч рублей по курсу на момент написания).

Вывод: Транспортный налог в Германии есть и он как минимум не ниже, чем в РФ.

3. «Налог Ротенберга»

Это самое интересное во всей этой истории. В Германии существует система Toll Collect, занимающаяся взиманием платы с грузовых автомобилей, которая является практически полным аналогом российский системы «Платон».

Сначала о тарифах. В России один километр использования дороги грузовым автомобилем обходится в 1,53 рубля за километр, через полгода тариф должен быть увеличен до 3,73 рублей.

В Германии тарифы составляют 12,5-21,2 цента за километр пути, или 9 -16 рублей за километр в зависимости от экологичности автомобиля и количества осей.

Вывод: Система взимания пошлин в Германии есть, а ее тарифы в 6-10 раз выше, чем в РФ.

Отдельно стоит упомянуть вот какой момент в этой истории. Немецкая система взимания платы Toll Collect, созданная по заказу Министерства транспорта ФРГ, находится в частных руках и принадлежит компаниям Deutsche Telekom AG, Daimler Financial Services AG и Cofiroute SA.

Управление данной системой происходит на основе договора концессии, который засекречен. По открытым источникам, система Toll Collect приносит своим владельцам примерно 15% от размера собираемых платежей, что составляет пол миллиарда евро ежегодно. По сравнению с этим вознаграждение владельцев системы «Платон» в размере 10 миллиардов рублей в год (133 миллиона евро) кажется просто смехотворным. Если верить BBC, то сумма вознаграждения фиксированная и только 46% ее будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией.

Кстати, внедрение системы Toll Collect сопровождалось и продолжает сопровождаться грандиозными скандалами. Судебные разборки между правительством и владельцами системы Toll Collect уже обошлись немецкому бюджету в 111 миллионов евро.

Вывод: система взимания платежей за использование дорог грузовиками в Германии тоже есть, при этом тарифы выше в разы, а вознаграждение владельцев компании, друзей Меркель - назовем их так, выше в 4-5 раз.

Если говорить об основном тезисе Потапенко, согласно которому Россия якобы ввела какую-то уникальную практику тройных платежей с перевозчиков, то он не соответствует действительности полностью. Аналогичные сборы, причем в значительно большем размере, есть и в других странах. И это пока не убило рынок логистики ни в Германии, ни в Чехии, ни во множестве других стран.
Tags: акцизы на бензин, система Платон, цена на бензин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments