марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Протест медиакласса

Оригинал взят у maxfux в Протест медиакласса
На марш по случаю годовщины убийства экс-вице-премьера Немцова в г. Москве было заявлено 50 тыс. человек. Пришли 7,5 тыс. – то есть даже несколько меньше, чем на предыдущие марши московской антигосударственной общины.



В Петербурге маршировать вышли от 500 до 1000 человек.

В Екатеринбурге, в прошлом году давшем полторы тысячи марширующих – вышли всего 150 горожан.

В Самаре – человек 80.

В Ростове-на-Дону – человек 70.

В Казани – человек 50.

В Кемерово – 15.

В Новосибирске – пара пикетчиков-одиночек.

В Волгограде, Омске не вышел никто.

Иными словами – событие, о котором в течение примерно месяца сообщалось из каждого утюга и каждого информационно-аналитического сайта в России, оказалось на поверку событием одной двадцатитысячной части граждан. Ну или 0,005%.

Был ли в этом какой-то сюрприз? Нет, разумеется, не было: марши московской антигосударственной общины в силу постоянства её численности тоже постоянны.

Мешает ли данному маршу жалкая численность быть главным медиа-событием гражданской жизни в России?

Нет, не мешает.

О причинах и возможных последствиях этого стоит поговорить отдельно.

Если коротко – то за полтора десятилетия, прошедшие с момента рождения русского Интернета, в нашей стране сформировалась новая социальная прослойка. Она – не современный тип русской интеллигенции. И не «креаклы».

Это первая в истории массовая прослойка, живущая в медиасреде и за её счёт. Это и малолетние копирайтеры, пишущие «оригинальный контент по 30 рублей за 1000 знаков», и матёрые журналисты традиционных СМИ. Это устроители интернет-магазинов и разместители веб-рекламы. Это дорогие блогеры, держатели сайтов компромата, подкаста и интернет-тв. Это медиа-активисты и «активисты для медиа». Это девочки-продюсеры телеканалов и корреспонденты информагентств в своих ньюс-румах. Это в том числе и креаклы, оформляющие дизайн сайтов и информеров. И отчасти – это даже все те, кто всеми перечисленными руководят, направляют и финансируют.

Всё вместе это можно назвать медиаклассом. И пусть он составляет едва ли больше 1% населения страны – его голос по понятным причинам слышнее всех прочих голосов.

Тот факт, что он концентрируется в больших городах; что он достаточно изолирован в своей среде от остальных групп населения; наконец то, что он при этом благодаря интернет-революции достиг необходимой «критической массы» для самодостаточности – всё это привело к любопытному, хотя и печальному феномену.

А именно: медиакласс имитирует в стране гражданское общество. Не «формирует мнения масс», не инженерит души и не духовно окормляет. А именно имитирует. Вопреки ожиданиям, что Интернет и развитие массовых коммуникация позволит массам выражать свои настроения напрямую – получилось иначе: роль «гражданского общества» приватизировал на себя небольшой полупрофессиональный цех.

Это не отменяет существование настоящего гражданского общества. Граждане ходят на выборы всех уровней, граждане голосуют и выдвигаются. Граждане устраивают акции протеста. Граждане участвуют в общественных движениях и даже едут на войну.

Но настоящее гражданское общество остаётся в тени поддельного – и каждое его появление в публичном пространстве оказывается для медиакласса большим сюрпризом. Медиакласс, например, был крайне изумлён, когда в декабре 2010-го на Манежную, протестуя против смычки правоохранителей с этномафиози в «деле Свиридова», вышли 10 тысяч человек. Медиакласс вообще предпочёл не заметить, когда уставшее от его креатива на историческую тему гражданское общество начало само собирать деньги на фильм о Великой Отечественной – и собрало десятки миллионов.

Иногда – как в случае с дальнобойщиками или ещё более давним Химкинским лесом – медиакласс пытается оседлать настоящие протесты граждан, навешивая на них сверху макрополитические требования космического масштаба.

Иногда медиакласс пытается предугадать и предвосхитить гражданские протесты – и в результате получаются конфузы вроде «плача по ларькам с удивительно вкусной шаурмой, без которых Москва уже не та». Которые прозвучали в звенящей пустоте, вызвали смешки и как-то смущённо увяли.

Но чаще медиакласс живёт себе в своей тусовочной повестке. Или, говоря высоким политологическим языком, «развивается в своём дискурсе» – регулярно выдавая главные события своей жизни за события в жизни страны.

Всероссийские немцовские марши – как раз тот случай. Это в большой жизни бывший вице-премьер был измельчавшим до 1-2% рейтинга политиком, о котором у большинства в лучшем случае оставалось смутное воспоминание, что «его Жириновский соком облил».

Для медиакласса, сконцентрированного на 80% в столице, покойный был светилом куда более близким – и потому куда более крупным и ярким. Немцов тусовался в медиасреде столь активно, что даже я, по презентациям в жизни не ходивший, натыкался на него в Москве по меньшей мере трижды.

Поэтому в той имитационной «гражданской России», которая существует перед нашими глазами стараниями медиакласса, – прошедший марш нескольких тысяч москвичей в память их общего знакомого действительно был событием года. Точно так же, как следующим событием года станет для него какой-нибудь новый «марш мира», с которого они будут вести яркие онлайны.

…К сказанному стоит добавить, что пик своей мощи российский медиакласс, безусловно, пережил. По примерным прикидкам – где-то в 2011-2012 годах, когда от различных медиа-стартапов ещё рябило в глазах, а нефть была ещё дорога, и, следовательно, было у кого выпрашивать финансирование.

Сейчас же происходит сжатие и радикализация медиакласса. Вчерашние медиаклассники массово выпадают из профессий под давлением кризисных оптимизаций и сокращений – но не из Интернета, где они все друг на дружку подписаны. И по понятным причинам накал непримиримости их медиа-гетто, как и положено в кризис, растёт и будет расти.

Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшее время именно его гнев и негодование отечественная вип-оппозиция будет пытаться продать руководству страны как настроение общества – с тем чтобы «выступить посредником» и ставить условия власти.

Виктор Мараховский

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments