марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Про вербовку и пророчества от Голливуда.

Оригинал взят у bulochnikov в Про вербовку и пророчества от Голливуда.

Мой кубинский дневник. Кадровый резерв Вашингтона. «Папка Мадлен» беллетристка со ссылкой на безымянного разведчика рассказывает про один весьма распространённый метод работы с контингентом без их формальной вербовки. Она правда выдаёт это за недавнее изобретение ЦРУ. Но этому методу уже не одна тысяча лет. Прямую вербовку применяют только к быдло-контингенту. Который не годится в качестве агентов влияния в силу своего невысокого положения.

Для работы со стоящими агентов влияния применяют другие методы.

Ну и ещё, читая статью, следует откинуть всякие фуагры и драйкирями с мохитами как непременный атрибут шпионской жизни – характерный литературный штамп соответствующей беллетристики.

Реальность много прозаичнее. Хотите фуагру с мохитами?

А безвылазно от отпуска до отпуска и сутками сидеть в секретном посольском подвале слушать пьяные излияние бравых амерлётчиков в местном борделе, с надеждой выловить в них пьяном бреду хоть что то полезное, не хотите?

Вот то-то…

Но вернёмся к методам:

Про «папку Мадлен» рассказали мне совсем недавно в Москве.
И про «кадровый резерв Вашингтона».
Тема была моя любимая, про «теорию заговора», в которую я – как известно – не верю.
И недавно, кстати, писала про это.
Потому – собственно - и зашел разговор. Про заговоры. Происки. И «папку Мадлен».
Он слегка морщится.
То ли – не жалует Мадлен.
То ли – досадует на меня. За скоропалительное.

- Ну, Мадлен…величина переменная. Было время – была папка Збигнева….И так – по восходящей. До папки - Алана.
- Какого Алана?
- Даллеса..
- А-а-а... - я изо всех сил старалась скрыть разочарование - Это из серии «план Даллеса по развалу СССР»? Было еще «секретное приложение к плану Маршалла»? Я знаю автора…
- И я знаю. Но то, что некий известный нам обоим автор написал некий, широко известный документ, вовсе не означает, что некто третий не вынашивал намерений, упомянутых в документе.
- То есть план, действительно, существовал?
- То есть, вы спрашиваете меня, существует ли практика, когда соответствующие структуры одной сверх державы пытаются моделировать экономическую, общественно-политическую, социальную и прочие ситуации в другой сверх державе, сообразно со своими геополитическими интересами? И управлять этими ситуациями, по мере собственных возможностей и в соответствии с практикой, сложившейся в данный момент? - он даже улыбается, настолько идиотским оказался мой вопрос в такой интерпретации.
- Практика, безусловно, существует. Странно было бы другое. Кстати, что значит: «в соответствии со сложившейся практикой»?
- То, что сверхдержавы, как правило, руководствуются не нормами права, а одномоментной практикой решения тех или иных вопросов, сложившейся на основе: а) собственной внутренней ситуации б) балансом взаимоотношений между ними. Иными словами, что позволяют им внутренние и внешние оппоненты. Была вот когда-то практика – намеревались высадить в почву десяток ракет с ядерными боеголовками, тут, неподалеку, как капусту в собственном огороде. Сегодня сложившаяся практика – это Ирак…Изменится ситуация – сложится другая практика.
- А изменится?
- Всенепременно. Уже меняется. При том, ощутимо. Но я не занимаюсь политическим прогнозированием.
- А политическими воспоминаниями?
- В разумных пределах.
- Тогда - почему именно «план Даллеса» или «план Маршалла»…
- Но разве Даллес и Маршалл не возглавляли в свое время те самые соответствующие структуры?
- Но в той редакции, в которой гуляли эти планы по советским кухням…?
- А эта редакция - не технический ли вопрос из области внутренней контрпропаганды? И пропаганды. Это, кстати, уже ваша епархия. Вам ли не знать?

- Но «папка Мадлен», или Збигнева, или кого-то там еще…. как мне про нее рассказали, это «кадровый резерв Вашингтона» - грубо говоря, список лиц, которых Госдеп намерен привести к власти в России? И – во всем мире. И, собственно, приводил на протяжении всей истории?
- Ну, грубо говоря, можно сказать и так. Это, кстати, и будет примером внутренней редакции.
- А не грубо?
- Не претендуя на академизм формулировки, я бы сказал, это условное определение некой планомерной аналитической и методической работы по определению лиц, наиболее соответствующих представлению администрации об идеальном российском истэблишменте. В идеале – правящем. Разумеется, с точки зрения ее, администрации США, интересов.
- А потом?
- Потом – столь же планомерная работа с этим истэблишментом. «Образовательная, воспитательная», как говорили в вашем любимом комсомоле. И все формы протекционизма, разумеется, как составляющая этой работы.
- Сейчас вы произнесете сакраментальное «агенты влияния»…
- Может, и произнесу. Но прежде – давайте определимся, что есть «агент влияния», чтобы не заплутать в дебрях необщих понятий.
- Ну, это классика.
- И все же..
- Высокопоставленный чиновник или вообще человек, занимающий высокое положение в обществе, принадлежащий к элитам. Лидер мнений, если говорить языком современных технологий – тоже.
- Приблизительно так. А дальше?
- Что дальше?
- Что должно произойти с этим человеком, чтобы он оказался агентом влияния?
- Его должны завербовать, разумеется. Как - не мне вам рассказывать.
- И не надо. Впрочем, некоторую осведомленность вы все же проявили, потому что выдали почти классическое «нашенское» определение.
- ???
- Методология. В этой части наша и американская отличаются существенно. Вербовка – была нашим обязательным условием. Завербованный и обученный агент, занимающий высокое положение в обществе и способный целенаправленно оказывать негласное влияние на идеологию, политику, развитие отдельных событий, действия населения или определенной группы… Как-то так. Или очень похоже. По учебнику.
- По какому такому учебнику?
- Не ерничайте. По нашему учебнику. Американцы пошли другим путем. Не сразу, в конце 70-х. Возникло тройственное понятие "единомышленников, союзников и помощников США" и стало методологическим триумвиратом, треугольником в основании пирамиды. Вербовку, как инструмент приобщения, строители этой пирамиды использовали значительно реже. Применительно к «помощникам», и далеко не всегда. Сместились акценты деятельности. Приобщение – потом. Отбор – отнюдь не естественный, разумеется – сначала. Мы, кстати, не взяли на вооружение отнюдь не потому, что метода была плоха. Или – мы дураки. Не то, ни другое. Вы, кстати, должны бы уже догадаться – почему.
- Психология?
- Умница. У нас, в начале 70-х – все еще «продажная буржуазная девка». Ну, или что-то похожее. Не слишком желательное, не шибко надежное. Там – настоящий прорыв. В спецслужбах – золотой век личностной и социальной аналитики. Агента не обязательно стало ломать через колено, приманивать девками, пугать компроматом. Хотя и этого никто не отменял. И не отменил поныне. Продуктивнее, однако, и во сто крат надежное в узком социуме вычленить потенциального единомышленника. Дальше – техника. Опять же - по вашей части.
- Этот агент-единомышленник, выходит, по-вашему, какое-то слепое орудие шпионского производства?
- Не выходит. В какой-то момент оно прозревает. Потому что после отсева вступает в действие сложная система формирования и продвижения. Здесь – на каком-то этапе, кстати, возможна уже та самая вербовка, о которой вы так бодро отрапортовали вначале. Но можно обойтись и без нее. Конклюдентная форма сделки. Знаете ведь, что это такое?
- Помню. Из гражданского права. Молчаливое согласие.
- Именно. Молчаливое. С одной стороны - гранты без счету, издание грошовых книжонок за приличные гонорары, публичные лекции, для десятка скучающих первокурсников в заштатном провинциальном университете – по ставке гарвардской профессуры. Политическая поддержка. Любезный вашему сердцу PR. Ну, и так далее, и тому подобное, от дешевых квартирок в Париже до бесплатных перелетов первым классом. А сладкий мёд будто бы «международного признания», а трепетное – «правозащитник»? Всё, как из рога изобилия. И совершенно понятно – что взамен. Хотя напрямую – об этом, возможно, не сказано ни слова. И он почти не лукавит, когда яростно опровергает обвинения в продажности.
- И даже почти уверен в этом, потому что есть такая штука – психологическая защита.
- Ну, эти тонкости по вашей части. Впрочем, вероятно.
- И все эти персонажи – в «папке Мадлен»?
- Это была бы не папка. А «воз Мадлен» и «маленькая тележка Кондолизы» - в придачу…. Нет, разумеется, в папке госсекретаря – не так много персонажей. Те, кто потенциально, по оценке аналитиков Госдепа, может занять ключевые посты. Человек десять-пятнадцать. Фактология. Подробности биографии, о которых, возможно, не догадывается сам фигурант. Медицина и генетика. Психолингвистика. Глубокая аналитика. Бесконечно занимательное чтиво, похлеще любого романа, уж поверьте. Остальные – сообразно ранжиру, в папках Луизы, Джона, Фредерика. И Розалинды. Впрочем, если говорить символически, то все это вместе, в целом, безусловно «папка Мадлен»
- Кстати, почему все еще Мадлен?
- Хороший вопрос. Я тоже думал об этом. «Папка Зби» очень быстро стала папкой Мадлен. А малышку Конди отчего-то еще не увековечили в этом шпионском фольклоре.
- И – отчего же?
- На мой взгляд, тут возможны два варианта. Первый - по части «трепетной любви» к России Мадлен в разы превзошла всех предшественников. И Кондолоизе до нее не далеко.
- Почему, кстати?
- Потому что в душе госпожа Мадлен Олбрайт остается Марией Яной Корбель. Еврейской девочкой из Праги, вынужденной бежать, спасаясь от коммунистического нашествия. И бедствовать, и долго скитаться по свету. И проглотить не одну краюху горького эмигрантского хлеба, прежде, чем почувствовать гражданкой своей страны. Изжить комплекс эмигранта. Но не комплекс «ребенка варшавского договора». Это - штука чрезвычайно живучая, нестерпимая и порой мучительная. Наподобие неизлечимой невротической экземы. Только – душевной. Ей – в той или иной степени подвержены все выходцы из стран-участниц.
- Но разве это не общее, постколониальное? Со своей спецификой, разумеется.
- Слишком «специфической спецификой», чтобы равнять в общем, посткололниальном ряду. Не станем теперь рассуждать, чего больше принесло советское военное и послевоенное присутствие востоку Европы - зла или добра. Тема бесконечна, как спор о примате яйца над курицей. И наоборот. Очевидно, что к общей нелюбви жителей колониальных окраин к гражданам метрополии, ощутимо примешивается и едва ли не превалирует горькая обида просвещенных детей цивилизованной Европы, вынужденных сносить иго азиатов-варваров. Ужасно. Унизительно. Нестерпимо. Прививается на генетическом уровне, как штамм вечной ненависти. И вечного стремления взять реванш. Особенно – если позволяют возможности. Одна единственная, но фатальная деталь, породила немало проблем во взаимоотношениях США с Союзом, а позже – Россией. У руля американской внешней политики долгие годы находились «дети варшавского договора». Бжезинский, Маски, Олбрайт…
- И, тем не менее, «папка Мадлен»?
- Ну, это уже сугубо личное. А вернее - личностное. Не случись мюнхенских соглашений и советского вторжения в Чехословакию, отец госпожи Мадлен - дипломат Йозеф Корбель имел все шансы стать министром иностранных дел в правительстве Бенеша-Массарика. Имел, правда, и шанс отправиться в печь Бухенвальда или Дахау – но это не оставило в сознании дочери столь глубокого следа. Что, впрочем, объяснимо и понятно. Людям свойственно сокрушаться об упущенной выгоде. Столь же свойственно им стремление, забывать о трагедиях, которые удалось счастливо избежать. И потом - только, чур, не сердитесь и не обижайтесь. Старик Зби – мужчина. Мадлен – со всей своей железной логикой и хваткой, все равно – женщина. Одинокая женщина, которая принесла на алтарь своей политической борьбы – очень многое. Даже счастье, доживать жизнь с любимым человеком. Кстати, ее «особое отношение к России» с годами становиться заметно ярче и сильнее. Как это у классика? «Я знал одной лишь думы власть. Одну, но пламенную страсть. Она, как червь во мне жила…» И – что-то там нехорошее сделала с душой.
- А второй вариант?
- Второй более связан со временем, нежели с личностью во времени. Иными словами, Мадлен Олбрайт пришла во внешнюю политику США в годы, чрезвычайно урожайные для «папки Мадлен» Я бы сказал, годы невиданного прежде урожая. Распад Союза – имею в виду не только события августа 91-го, но годы, так называемой «перестройки» - и постсоветская лихорадка, открыла миру многие уникальные персонажи. Армии "единомышленников, союзников и помощников" прибыло настолько, что в Госдепе перестало хватать бюджета. Правда-правда, я читал одну любопытную записку в Сенат за подписью Мадлен…Впрочем, это уже совсем не обязательные детали.
- А у нас?
- Что - у нас?
- Совсем нет папки?
- Отчего же это – совсем?

.

Почему полезно смотреть блокбастеры

Мировые СМИ (ну, и мы в том числе) анализируют итоги прошедшей в Женеве конференции по иранской ядерной проблеме, используя слова "прорыв" и "внезапный разворот Запада к Ирану". Те же выражения (из серии "вот это поворот!") звучали и в сентябре, когда новый президент Ирана ужасно внезапно обратился с мирной инициативой к Бараку Обаме, а тот ему так же внезапно позвонил в гостиницу и поболтал о мирном процессе.

Сейчас одни квалифицированные аналитики рассуждают о том, что "саудовское лобби" в США не даст вырасти зародившейся дружбе; другие — что Обама "заворожён" персом с человеческим лицом Роухани, а тот просто тянет время для создания ядерного оружия.

И всё это заставляет нас вспомнить, разумеется, о замечательном голливудском кинорежиссёре Роланде Эммерихе. Том самом, который в 2004 году — перед тем, как демократическая партия США начала кампанию за присоединение к Киотскому протоколу и раскачку темы глобального потепления, — снял блокбастер "Послезавтра" про глобальное потепление и занесённую снегами Статую Свободы. А в 2009 году, когда американский средний класс впервые обнаружил, что его потихоньку начинают ликвидировать как класс и занервничал, — снял блокбастер "2012" о необходимости для всех, кроме супербогатых, смиренно ожидать своей участи на своих местах.

Так вот. В июне 2013 года — буквально за три месяца до внезапных и прорывных мирных инициатив Ирана в отношениях с Америкой — Эммерих выдал ещё один занятный блокбастер под названием "Штурм Белого дома".

Завязка сюжета там помните какая? Кто не смотрел или проглядел краем глаза — напомним: президент Ирана выдвигается с мирными инициативами по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Президент США (почти не замаскированный Обама в исполнении "Джанго освобождённого" Джейми Фокса) горячо поддерживает мирный процесс. Но "партия войны" в американской элите устраивает грандиозную провокацию с целью а) убить президента и б) возобновить кровавую бойню на Востоке.

То есть: внезапное, никем не предсказывавшийся потепление отношений между крупнейшими державами Ближнего Востока и Запада было экранизировано за месяцы до того, как состоялось. И даже до того, как в Иране вообще выбрали нового миролюбивого президента. И в экранизации даже были заранее обозначены проблемы этого сближения и названы враги мира — злобные "ястребы" и алчные военные корпорации.

Что интересно — "Штурм Белого дома" снимался быстро, чётко и со всеми признаками госзаказа. А именно: в марте прошлого года — за беспрецедентные 3 миллиона — был куплен сценарий. В июле уже начались съёмки. Далее готовый фильм придерживался (изначально он должен был выйти только в нынешнем ноябре) до нужного момента. Момент наступил после иранских выборов — и премьеру устроили почти за полгода до запланированной даты.

Это означает другую очень простую вещь. А именно: в то время как в нашей стране околокультурные деятели стенают по поводу вмешательства государства в творческий процесс и настаивают, что казна должна спонсировать самовыражение творцов и не лезть в его результаты, — в передовой кинематографической державе планеты масс-культ вовсю используется как инструмент политической пропаганды и агитации.

И это, несомненно, — та сфера, в которой отрицать американский опыт глупо.

Это не единственный ”пророческий” фильм от Голливуда. Был и “Хвост вертит собакой”, предвосхитивший югославскую войну, и ряд других.



Tags: Эпизоды из истории разведок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments