марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

О реальной военной мощи Российской Империи в Первую Мировую войну - 2

Оригинал взят у felix_edmund в О реальной военной мощи Российской Империи в Первую Мировую войну - 2
553623214
Уважаемый Михаил Зарезин поднял интересные вопросы, касательно того, в каком состоянии находилась промышленность и инфраструктура Российской Империи в канун и во время Первой Мировой. В своём материале, он тезисно прошёлся по основным проблемным моментам, которые раннее освещались с цифрами и ссылками на источники, в ряде материалов, ссылки на которые, размещены в конце поста. Вот этот, интересный для обсуждения материал я и предлагаю своим читателям и думаю, что приверженцам мнения о неимоверной экономической мощи и приверженцам мнения о "неимоверной экономической мощи" Российской Империи в преддверии Первой Мировой будет, что обсудить, отталкиваясь от 13 пунктов рассмотренных в материале:


Тринадцать причин, по которым экономика Российской империи не соответствовала потребностям Мировой войны


I. Вступление.

1. Это тезисы. Я не привожу цифрового материала и не ссылаюсь на авторов, которые натолкнули меня на ту или иную мысль. Просто хочется вызвать на разговор потенциальных единомышленников и противников, а по результатам разговора сосредоточиться на тех или иных сюжетах.

"Сам-то я не местный", на КОНТе недавно, и общее настроение здешних умов представляю себе весьма приблизительно. А поговорить о Мировой войне в преддверии векового юбилея весьма и весьма уместно.

2. Говоря о слабостях и уязвимостях русской экономики, я хотел бы избежать подозрений и обвинений в очернительстве. Безусловно, Россия совершила настоящий подвиг, сократив военно-техническое отставание от Запада, столь драматично обозначившееся в годы Крымской войны, до той степени, до которой это было возможно. Беда только в том, что в рамках существующей социально-экономической системы преодолеть отставание не представлялось возможным.

3. Список причин выглядит весьма эклектично. Тут и долговременные факторы, модифицировавшие развитие экономики, и накопленные последствия действия этих факторов. Но ведь в жизни так и бывает. Каждая война в XIX веке сопровождалась лихорадочными закупками всякого хлама под видом стрелкового оружия втридорога за рубежом и чрезмерными и всё-таки недостаточными усилиями отечественных заводов, на модернизацию и расширение которых постоянно не хватало денег.

4. Далее следует список "причин" (II), краткое описание "причин" (III) и столь же краткое описание "последствий" (IV).

II. Тринадцать причин.

1. Совершенно недостаточное развитие железнодорожного транспорта. Корень всех бед.

2. Совершенно недостаточные объёмы добычи топлива и производства электроэнергии. Жиденькая топливно-энергетическая база.

3. Крайне уродливое развитие сырьевой базы экономики. Отечественная промышленность в значительной степени работала на привозном сырье, а отечественное сырьё в значительной степени вывозилось.

4. Недостаточные объёмы производства чёрных и цветных металлов.

5. Отсутствие собственного производства продуктов "двойного назначения".

6. Отсутствие новейших отраслей машиностроения.

7. Трагический разрыв между уровнем производственной культуры военной и гражданской промышленности.

8. Нерешённость проблемы поддержания мощностей военной промышленности в рабочем состоянии в периоды между войнами и перевооружениями армии.

9. Трагический разрыв между возможностями отечественной науки и скудной промышленной базой.

10. Крайне архаичное сельское хозяйство.

11. Засилье иностранного капитала в банковской сфере и в промышленности.

12. Отсутствие механизмов и организационных форм управления многоотраслевой экономикой.

13. Высокая и нарастающая зависимость России от "партнёров".



III. Краткое описание тринадцати причин.


1. Транспорт. Неудачный рисунок железнодорожной сети (отсутствие магистралей, связывающих между собой главные промышленные районы). Слабая связь Европейской России с мировым рынком (однопутный Транссиб, узкоколейка на Архангельск, отсутствие дороги на Мурманск). Недостаточная густота железнодорожной сети на ТВД. Техническая слабость и отсталость железнодорожного транспорта.

2. Топливо. По добыче каменного угля Россия отстаёт от ведущих стран на порядок. Промышленность Петербурга и Прибалтики в 1914 году работает на английском угле. Добыча нефти в 20 веке не растёт. Уральская промышленность стагнирует без нормального топлива.

3. Сырьевая база. Это невероятно, но факт. Производство серной кислоты у нас в основном осуществлялось с использованием импортного железного колчедана, азотную кислоту вырабатывали из чилийской селитры. Собственное производство хлопка было совершенно недостаточным. А продукты перегонки нефти шли на экспорт. И примеры можно множить и множить.

4. Металлургия. По выплавке чугуна и стали, как и с углем, от ведущих стран мы отставали на порядок. Производство цветных металлов было недостаточным или отсутствовало вовсе. Тяжело было со свинцом, а алюминиевый завод в ходе войны собирались строить, да так и не успели.

5. Продукция "двойного назначения". У немцев была развитая фармацевтическая и лакокрасочная промышленность. Когда оказалось, что объёмы производства ВВ недостаточны, немцам было легко. Когда пришла пора травить противника газам, немцам было из чего выбирать. У американцев имелись производства допотопных полимеров, когда возник большой спрос на пороха, американцам было легко. Авиационная промышленность "там" развивалась на базе велосипедных заводов, предприятий по производству роялей и т.п. Там было легче.

6. Отсутствие новейших отраслей. У нас были отдельные производства, занимавшиеся выпуском современной сложной техники, но не было специализированных предприятий и отраслей. Речь идёт о станкостроении, производстве промышленного оборудования, электротехнической промышленности, авиационной промышленности, автомобильной промышленности. Крайне негативно на развитии военной промышленности сказывалось почти полное отсутствие оптических производств.

7. Разрыв между военной и гражданской промышленностью не позволил в большинстве случаев наладить производственную кооперацию между предприятиями. а это сказалось на объёмах производства военной техники самым фатальным образом. немцы выпустили пулемётов в 10 раз больше, чем ТОЗ, превратив свои военные заводы в центры сборки деталей, выпускаемых гражданскими предприятиями. Французы развернули производства пулемёта "Шоша" на велосипедной фабрике.

8. Военные заводы в мирное время были загружены крайне неравномерно, средств на расширение и модернизацию не имели. Сохранить кадровый костяк квалифицированных работников зачастую не могли. Втягивание их в рабочий ритм военного времени после объявления войны заняло более полугода.

9. Наука и промышленность. Господа, "козыряющие" "Ильёй Муромцем", пусть расскажут, сколько у нас было выпущено аэропланов и сколько авиационных двигателей.

10. Сельское хозяйство. Мелкие и мельчайшие хозяйства. Крайне низкая урожайность, крайне низкая товарность. Ничтожные объёмы применения сельскохозяйственной техники. Весьма низкий уровень жизни крестьян.

11. Иностранный капитал. Привлечённые капиталы уютно устроились внутри страны за запретительными пошлинами, эксплуатировали внутренний рынок и переводили прибыли на историческую родину. При этом народное хозяйство методично трансформировалось в хозяйство по обслуживанию потребностей ведущих стран. Чем и объясняется низкий уровень развития и архаичная структура отечественной экономики. Высокая роль иностранного капитала оставалась негативным фактором и в ходе войны.

12. Управление экономикой. Много интересного появилось уже в самый разгар войны. Как не вспомнить КЕПС или Химический комитет? Как не вспомнить, что многие наработки военных лет были использованы большевиками? Но ведь очень робко всё это входило в жизнь. Да и преодолеть благородное стремление бизнеса поживиться на военных трудностях всё это не могло в принципе.

13. Зависимость от Запада. А тут уж и говорить не о чем. Полный набор культурных инициатив. Русские должны, Англия имеет право...

IV. Краткое описание некоторых последствий.

1. Слабость транспорта вызвала усиленную его эксплуатацию и, следовательно, запустила цепочки положительной обратной связи. Чем дальше, тем хуже транспорт справлялся с работой. Невозможность снабжать донецким угольком Центра, Поволжья, Питера сдерживала развитие промышленности в целом. По мере нарастания кризисных явлений без руды и кокса стали останавливаться домны и на Юге. Недостаточные поставки грузов армии заставили войска обзаводиться собственными прифронтовыми производствами самой разнообразной отраслевой принадлежности. А это и лишало фронт штыков, и приводило к перерасходу дефицитного сырья в условиях кустарного производства, и снижало подвижность войск, и создавало почву для различных злоупотреблений. Узкие "входы" не позволяли оперативно доставлять потребителям импортные грузы.

4. Металлургия. Кризис транспортной системы усиливал нехватку металла в стране. Малые объемы производства заставляли направлять почти весь металл в военный сектор, что усиливало хозяйственную разруху, отзываясь и на состоянии транспорта.

6. Армии Германии, Англии, Франции превратились в эксплуатационные цеха военной промышленности. Ни по объёмам производства военной техники, ни по расходу боеприпасов, ни по полноте ассортимента современных средств борьбы, ни по скорости внедрения и совершенствования этих средств Россия с указанными странами (и с Америкой, разумеется), соревноваться не могла.

10. Архаичное сельское хозяйство после массового изъятия работников неизбежно деградировало быстрее, чем хозяйство, в лучшей мере оснащённое рабочим скотом и техникой. А сам образ жизни крестьянина (тяжёлый физический труд, скудное питание, да и так себе спиртные напитки) приводил к тому, что организм снашивался намного быстрее и от мужика в возрасте под пятьдесят мало было толку и в тылу и на фронте.

11. Иностранный капитал. Хрестоматийный пример. Производство кокса. Французских и бельгийских фабрикантов в Донбассе оборудованием для коксования снабжали немецкие фирмы. А у них, как правило, было жёсткое условие: ароматические продукты не улавливать. Французов такое требование не огорчало, а отечественная промышленность ВВ ещё и в 1914-м снабжалась сырьём из Германии. Уже в ходе войны заводчики не горели желанием нарушать соглашение с немецкими фирмами и ставить оборудование по улавливанию бензола-толуола.

13. О том, в каком бедственном положении оказалась русская армия, как западные союзники это положение поняли, почувствовали и использовали в полной мере, написано много проникновенных слов свидетелями и участниками событий. И как распределялись заказы, и кому в первую очередь доставалось самое дефицитное, и как начинали копать котлованы под заводские корпуса, получив русские заказы, и как выкручивали руки русской приёмке, чтобы пропихнуть заведомый брак... Да и побуждение русской армии к активности в зависимости от пожеланий союзников и нежелание проявлять активность в минуты, трудные для русской армии, тоже имело экономические последствия.

V. Заключение.

Заключение напрашивается, но всё-таки лучше его сформулировать явным образом. Тёмные происки тёмных сил или светлые происки светлых сил (нужное подчеркнуть), породившие в 1917 году сразу две революции, имели-таки под собой в качестве фундамента масштабную хозяйственную катастрофу.

источник: http://cont.ws/post/208025

Другие посты по теме:

О реальной военной мощи Российской Империи в Первую Мировую войну http://felix-edmund.livejournal.com/575152.html

Россия, которую мы "потеряли". "Экономическая мощь" Российской Империи к 1917 году http://felix-edmund.livejournal.com/639646.html

Россия, которую мы "потеряли". "Экономическая мощь" Российской Империи к 1914 году http://felix-edmund.livejournal.com/564947.html

"Прорыв" 1913 года, России которую мы потеряли - 2 http://felix-edmund.livejournal.com/639416.html

"Прорыв" 1913 года, России которую мы потеряли http://felix-edmund.livejournal.com/610313.html

Мифы об экономике РИ. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. Часть 1 http://felix-edmund.livejournal.com/560551.html

Мифы об экономике РИ. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. Часть 2 http://felix-edmund.livejournal.com/561181.html

Дело Ленина – 2. Попытка осмысления одного графика http://felix-edmund.livejournal.com/579551.html



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments