марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Боинг. Ростов-на-Дону. Версия падения

Оригинал взят у arpadhaizy в версия падения
Оригинал взят у bigdrum в Похоже я не совсем идиот...
Ранее в этом журнале обсуждалась версия падения Боинга в Ростове. Суммируем ее, чтобы иметь интегральную картину.

1. Во время катастрофы температура в аэропорту Ростова была в районе нуля, влажность воздуха, поскольку шел дождь и мокрый снег, была 100%. Это - оптимальные параметры для обледенения. К слову сказать, в Киеве в это же время тоже шел мокрый снег, и мой балкон заледенел по самое не балуйся, что и подвигло меня на эту версию.

2. В сериале "Расследования авиакатастроф" рассматривались случаи с обледенением самолета на земле из-за переохлаждения планера. Коротко - самолет приходил с эшелона, где температура была порядка -40 - -70 градусов, и пока стоял на земле, в условиях низкой температуры и высокой влажности, на крыльях (где баки) наростал слой льда. При попытке взлета, из-за изменений в аэродинамике, самолет разбивался. Последний из примеров катастрофы на взлете из-за обледенения - посадка на Гудзон в 2009 году. Пример катастрофы, возникшей из-за обледенения на эшелоне - история с А330 над Атлантическим океаном.

3. Изменение аэродинамики самолета в процессе обледенения, при котором самолет "затяжеляется", в силу уменьшения аэродинамического качества, может быть обнаружено пилотами. Однако это может быть обнаружено только в том случае, если изменение пилотажных свойств борта не ассоциируется с какой-либо более очевидной причиной. Например, пилотирование самолета в условиях переменного по силе и направлению ветра, когда самолет то и дело проваливается в воздушные ямы, может маскировать происходящий процесс обледенения от внимания пилота.

4. Интегрируем картину. Пришедший с эшелона переохлажденный борт попал в оптимальные для обледенения условия. При этом, в силу переменного по силе и направлению ветра, что оказывало непосредственное влияние на пилотирование самолета, пилоты не имели возможности распознать начавшееся обледенение, так как изменение поведения самолета маскировалось резкими изменениями подъемной силы и воздушной скорости судна из-за порывов ветра. Поскольку сила порывов препятствовала посадке с первой попытки, лайнер ушел на повторный заход, и находился в области опасной с точки зрения обледенения метеорологической обстановки два часа (!), совершив, по разным данным, еще минимум одну-две попытки приземления. В силу того, что изменение аэродинамического профиля, вызванное обледенением, проявляет себя в первую очередь на критических режимах - то есть на малых скоростях и больших углах атаки, что как раз и характеризует посадочный режим - а также в силу того, что как раз в этом режиме лайнер наиболее подвержен влиянию ветра, пилоты не смогли различить два сходных по проявлению, но различные по природе явления, влияющие на поведение воздушного судна. В результате при последнем заходе самолет свалился сперва в скольжение, а затем - хотя тут и одного скольжения было достаточно - возможно, и в сваливание. Попытка дать газ и задрать нос судна привела к потере скорости и падению.

Вывод - причиной катастрофы является психологическая ошибка экипажа, принявшего симптомы поведения самолета за результат одной только ветровой обстановки, в то время как на самолет действовали одновременно ветровая обстановка и обледенение.

Теперь почему я не идиот. Вот тут вот заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин рассказывает о схожем поведении самолетов именно из-за обледенения, и о специальном обучении, которому приходилось подвергать экипажи во избежание попадания в подобные ловушки:

Безусловно, решение пилота садиться в Ростове вызывает много вопросов. До аэропорта Краснодара было 30 минут лету. Это ошибка. Но непосредственно к трагедии могла привести совокупность двух факторов: неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов, которые не учли особенности посадки воздушного судна в условиях обледенения.



Самолет заходил на посадку в сильнейшей «болтанке» и при сдвиге ветра. Предполагаю, что «Боинг» нахватал обледенения в предземном слое. Это, естественно, ухудшило аэродинамику. При создании посадочной конфигурации (выпуске предкрылка и закрылка) ситуация еще более усугубилась, и самолет вышел на закритический режим, стал неуправляемым.

С похожим сталкивались отечественные машины Ил-18 и Ан-12 несколько десятилетий назад. При заходе на посадку в условиях обледенения во время запуска механизации (выпуске предкрылков и закрылков) происходил срыв потока. Это аэродинамическое явление, приводящее к сваливанию судна (резкое падение подъемной силы в результате нарушения нормального обтекания крыла воздушным потоком — прим. «Ленты.ру»), иногда перетекающее в штопор. У наших летчиков это называлось «клевок». При риске возникновения такой ситуации нельзя запускать механизацию крыла, нельзя снижать скорость ниже определенного значения. Мы отрабатывали методику борьбы с этой бедой, этому обучили наших летчиков.

В общем - все как обычно, методика обучения пилотов плюс опыт, опыт, опыт...

Tags: Авиакататсрофа в Ростове-на-Дону
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments