марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Безжалостная наивность

                                                            НАИВНЫЙ- простодушный, обнаруживающий неопытность,

неосведомленность.

ДОВЕРЧИВЫЙ- легко доверяющий, питающий ко всем доверие,

основанный на доверии.

От слова ВЕРА.

marafonec

Лет так десять назад в беседе с известным дагестанским публицистом Зауром Газиевым, ведущим популярной передачи «Другое измерение» (РГВК Дагестана) на его вопрос «Что отличает дагестанцев от других народов Северного Кавказа» я ответил: «Наивность».

Заур, как он сам мне признавался, не отличается корректностью, и потому он увидел в моем ответе некий прокол. Правда, стараясь не обидеть своего собеседника, он постарался сгладить мою, как ему показалось, неловкость, фразой «все дагестанцы хотят видеть свою родину райским уголком».

Ошибся ли я в оценке своих земляков, назвав их наивными?

Убил колшку и смеется


В 70-80 годы мне довелось объехать практически весь Дагестан. Впечатления от встреч с людьми, проживающими в сельских районах, до сих пор потрясают меня. Не какими-то великими свершениями, которые добились эти люди, а какой-то детской доверчивостью друг к другу, к гостю. Они не стеснялись своего сурового быта, неустроенности, были открыты, доброжелательны, и нисколько не притворялись добрыми отношениями друг с другом , они искренне уважали друг друга, но в особенно, своих старших , как говорят аксакалов, с гордостью рассказывали о своем ауле, районе, знатных земляках, работающих в Махачкале, других уголках Советского Союза…

А с какой радостью эти люди встречали гостя, как они спорили друг с другом за право приютить его в своем доме…

Для меня- дагестанца и тогда, и сегодня все вышесказанное – есть норма, обычные правила жизни, обязательные для всех уважающих себя людей. В Дагестане, как и на всем Кавказе, во все времена люди уважали друг друга.

Почему я подчеркиваю это именно сегодня?...

В родной Махачкале кипела иная жизнь- телевидение, футбол, встречи чемпионов олимпийских игр, мира, Европы по вольной борьбе, студенческие вечера, заполненные кинотеатры и театры, разного рода активы, борьба за хозяйственные планы-громадье в партийных и советских органах, министерствах… А здесь, вдали от городской суеты, люди жили своей неторопливой жизнью, позволяющей им по-иному (может быть, более глубоко) оценивать происходящее там, за синими хребтами, волнами спускающимися к берегу Каспия…

Недавно я наткнулся на ролик, изготовленный «Махачкалинскими бродягами»,- была, если помните, такая интересная студенческая команда участник КВН, даже как-то первое место занимала в стране.

После завершения участия в КВН ребята продолжили свои «хохмы» уже практически на профессиональной основе, развлекая земляков веселыми видео-анекдотами, концертами, теле-радио рекламой…Приобрел по случаю диск с записями «Бродяг». Помогает, когда что-то не ладится…

Однако, меня один из сюжетов привлек. На корточках сидят два молодых парня в кепках и спортивных костюмах, и обсуждают проблемы молодежи, соблюдения древних, а значит, непреложных обычаев.

-Что мы должны делать, если мимо проходит старший по возрасту?- спрашивает один.- Мы должны немедленно встать, и с уважением приветствовать его словами «Салам алейкум!». И не садиться, пока он не пройдет…

Словно услышав говорящего, мимо проходит взрослый мужчина. Собеседники немедленно поднимаются с корточек, и почтительно произносят «Салам алейкум»…Получив в ответ «Ва алейкум ассалам», возвращаются в исходное положение.. Но не успевают продолжить свою беседу, как прохожий возвращается, и молодые парни вынуждены вновь подняться с корточек, и произнести необходимое приветствие.

Через какое-то время человек вновь проходит мимо них… В общем, парням приходится еще несколько раз вставать и садиться, пока, наконец, им не надоедает скрупулезно следовать непреложным обычаям предков.

-Слышь, ты, подойди сюда,- останавливает знаток обычаев. -Ну-ка, садись рядом…Ты какого года рождения?

Словом, как вы наверное догадались, прохожий оказался моложе одного из собеседников на один день, и тогда новоявленный «аксакал» недоуменно разводит руками: « Вах, а чего же мы вставали приветствуя тебя, ну-ка, подъем!...Ассалам алейкум…

Теперь уже прохожий подскакивает, и почтительно отвечает «Ва алейкум ассалам»…

Почему этот ролик разбередил душу? Создатели скетча удивительным образом подчеркнули суть перемен, происшедших в Дагестане, когда внешняя атрибутика подменила уходящие в небытие добрые, общечеловеческие национальные обычаи.

В начале перестройки, будучи в Махачкале, зашел в кинотеатр «Восток». На втором этаже размещался специальный зал, где демонстрировались видеофильмы. Тогда видео было новинкой, и этому «движению» решено было придать культурный характер.

Итак, телевизор, видеопроигрыватель, мягкие кресла для зрителей с журнальными столиками для коктейлей. Культурно, как на Западе...

Не это поразило. Демонстрировался фильм с Брюсом Ли. Тот бил всех напропалую. А зал- в основном молодые ребята- повторял все движения этого каратиста. Как марионетки... Уставившись на экран…Это была жуткая картина.

Они хотели быть такими же сильными, неуязвимыми, непобедимыми, как Брюс Ли. Они вживались в образ.

Юности, молодости свойственно «вживаться». Во все времена было так. Мы, поколение сороковых-пятидесятых, грезили Матросовым, Гастелло, Покрышкиным и Кожедубом. После нас пацаны хотели быть Гагариными, Королевыми, физиками-атомщиками, космонавтами. Государство умело направляло свое будущее в нужное ему русло, прежде всего учитывая моральные и нравственные ценности – совесть, честь, патриотизм.

В восьмидесятых что-то произошло. Состарившееся руководство страны перестало воспринимать реальность, и у него под боком расцвели совсем другие цветы. На первый план вышли профессии поваров, завскладов, официантов, завмагов…Профессии презираемые нами, воспринимаемые нами как унижение, недостойное для уважающих себя мужчин…

И деятели культуры, которые считались совестью нации, все чаще начинали высмеивать патриотизм, героизм… Помните прекрасную песню, искаженную подонками:«А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки…»

Дети смотрели уже другие фильмы и подражали другим героям. Жвачки, галстуки, пистолеты, автоматы, виллы на лазурных океанских берегах, личные самолеты, вертолеты, яхты…Они думали – и в жизни будет так. Ты стреляешь, взрываешь, десятками и сотнями уничтожаешь врагов, а тебя ни одна пуля не берет. И красивые полуголые девушки вокруг …

Дети есть дети. Пока есть запретный плод, они в это ИГРАЮТ. Двигают конечностями вслед за Брюсом Ли.

Как только запреты исчезают, или они сами от них отказываются… Парень бьет кастетом старика, сделавшего ему замечание, бьет в самом центре Махачкалы, на глазах изумленных людей. Случилось это в начале так называемой перестройки.

И стало ясно – уже не о карьере «поваров-официантов» мечтает молодежь, а ситуация гораздо страшнее: все теперь определяет грубая сила, как в дикой природе. Кто бандит – тот и прав!

А как же горы, аулы, старики, чинно сидящие на годеканах (площадях в аулах) , и молодежь, почтительно склоняющая головы «Ассалам алейкум»…Это, ведь, не исчезло, это существует и поныне!..

Разумеется, только существует и здравствует там, в горах, в сельской местности, в налаженной и неизменявшейся столетиями системе традиционного общества, джамаата, со своими понятиями добра и зла, разрешений и запретов. Оазисы, где все друг другу родственники, где каждый под пристальным вниманием другого, и потому никому даже в дурном сне не приснится поднять руку на старика, избить женщину, украсть у соседа…

Это все возможно в другом месте, там где нет зоркого глаза общественности…Это позволительно в городе, месте освобожденного разума, отброшенных за ненадобностью всех существующих там, за перевалами запретов и моральных норм. Оторвавшись от своего оазиса, перестав находиться под зорким оком джамаата, молодой человек как бы рождается заново, превращается по сути в большого ребенка, у которого не может быть никаких обязательств перед новым обществом. Ребенка, которого уже не интересует реакция окружающего мира на его поведение, а сам он просто не думает, даже в голове не держит свои обязанности перед окружающим миром.

Сотни, тысячи примеров потери совести и чести: взять долг и не отдать, да еще и попытаться убить кредитора, воровство, грабежи, убийства, расцвет проституции, наркомании…Причем, большинство преступлений поражает ужасающей простотой, какой-то нечеловеческой непосредственностью. Ребенок взял топор, и задорно смеясь, тюкнул по голове брата (соседа, сестру,маму)…И ни капли раскаяния, самобичевания.

Я смотрел видеозапись допроса убийц полковника милиции. Молодые люди спокойно рассказывали как они совершали преступление : пришли домой, задушили…Меня затрясло, когда сообщили, что одним из убийц был сын погибшего. Деньги были нужны, а у него они были, сказал он , невинно глядя в камеру…

Они тоже дети, наивные до ужаса дети…

Как и те, кто верит односельчанину, достигшему каких-то высот в Махачкале, и бросается ему на помощь в его – подчеркиваю, в его личных – бандитских разборках?

Или выходят на митинги в защиту какого-то мифического «национального» кресла? Вы-то, бедолаги, что не поделили с неизвестными вам бандитами, вы-то что бьетесь за кресло ректора, словно всех вас в профессора запишут, дипломы выдадут о высшем образовании?

Или все они наивно предполагали, что своими действиями смогут повлиять и на бандитов, и на решающих кадровые вопросы чиновников…Вклады отняли, а мы наивно верим, что вернут…

Может ли такое общество на что-то влиять, можем ли мы вообще считать такое общество обществом?

Недавно ковырялся в архиве, и наткнулся на статью из молодежной газеты, которую купил лет десять назад, во время командировки. Без подписи, но какой болью наполнено это письмо.

«Почему мы не можем жить как люди, даже там, где все живут по-человечески. Почему мы на ровном месте организовываем войну со всеми, кого мы считаем чужими. А потом удивляемся, когда регулярно из самых разных уголков России привозят хоронить нашу молодёжь.

На мой взгляд, это происходит в первую очередь потому, что попадая из традиционного общества в цивилизованное, у горца пропадает всякое понимание табу. И ещё в большинстве дагестанских семей воспитывая детей, делят мир на своих и чужих, а не на добрых и злых. Для нас «свой» синоним хорошего, а «чужой» – синоним плохого. Мы везде ищем врагов и если не находим, то делаем ими тех, кто нам не нравится.у нас на каждом углу мечеть, а понимание греха и добродетели нет даже по сравнению с самыми безбожными временами. Аморальность жестокость, эгоизм – главные характерные качества в нашей молодёжи. Для кого новость, когда нападают и затаптывают толпой? Для кого новость уровень разврата, в котором пребывает первое поколение третьего тысячелетия. И не нужно удивляться тому, что творят «даги» в России, где для них нет вообще ни каких сдерживающих факторов. Глупые они не ведают что творят - зло, кому бы вы его не сделали, всё равно возвращается! …Всё в мире относительно и то, что сегодня вы считаете своей силой, завтра может затянуться на вашей шее и потянуть на дно. Наивные, они не понимают, что зло бывает наказано не только в сказках. Жаль только одно, что добрые дела, которые были сделаны в самом начале, будут похоронены под руинами здания, которое уже пошло трещинами»...

Не хотелось бы в это верить…


Tags: Жестокость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments